Банк развития начинает с чистого листа и без плохих долгов
Государственные предприятия, как рассчитывают власти, больше не смогут разбазаривать, проедать и зарывать в землю бюджетные ресурсы, выделяемые в рамках госпрограмм. Нацбанк и правительство совместным постановлением наконец-то утвердили порядок и условия работы Банка развития, которые возьмет на себя госпрограммы.
Насколько властям удастся с помощью Банка развития решить проблему финансирования госпрограмм, пока рано говорить. А между тем в воздухе повис другой важный вопрос. Старые госпрограммы, которые планировалось передать Банку развития, так и остались лежать мертвым грузом на балансе государственных коммерческих банков.
Указ о создании Банка развития с уставным фондом 20 млрд. рублей (доля правительства — 95%, Нацбанка — 5%) был подписан еще в июне 2011 года. Новая структура была создана с целью введения нового порядка финансирования госпрограмм.
На создании Банка развития на протяжении последних лет настаивали и Международный валютный фонд, и Международная финансовая корпорация. Но до властей только к лету прошлого года наконец-то дошло, что действующие механизмы распределения бюджетных средств в рамках госпрограмм слишком обременительны для бюджета, и, кроме того, создают угрозы для финансовой стабильности. Мало того, что значительные денежные ресурсы направлялись на неэффективные проекты, так еще и эти ресурсы в буквальном смысле брали из воздуха.
По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), за 9 месяцев 2011 года финансирование госпрограмм из эмиссионных источников составило 10 трлн. рублей (5,3% ВВП). Дальнейшее использование печатного станка на цели госпрограмм «ставит под угрозу выдачу третьего транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС, по условиям которого объем кредитов по госпрограммам не должен превышать 4% ВВП по итогам года», отмечают в ЕАБР.
Как известно, вбрасывание в экономику больших объемов пустых денег стало одной из основных причин финансово-экономического кризиса в Беларуси, вылившегося в двойную девальвацию национальной валюты и гиперинфляцию. Как предполагается, с началом работы Банка развития власти воздержатся от использования внебюджетных средств на финансирование госпрограмм.
Создав Банк развития, власти пробуют решить и еще одну проблему — разбазаривание бюджетных средств. Предприятия нередко накапливали задолженность по выданным в рамках госпрограмм дешевым кредитам, добивались отсрочки в погашении долга и при этом умудрялись получать новые кредиты. Теперь таких подарков госпредприятия вряд ли дождутся.
Например, в случае наличия у заявителя просроченной задолженности перед Банком развития новые средства ему предоставляться уже не будут. Да и получить кредит будет не так просто. В соответствии с новыми условиями, для начала субъекту хозяйствования придется открыть счет в Банке развития для аккумулирования части выручки, направляемой исключительно для погашения имеющейся задолженности. По новым правилам, кредитополучатель будет обязан направлять на данный счет не более 10% выручки от реализации продукции (работ, услуг).
По словам экономиста Сергея Чалого, эта норма должна дисциплинировать кредитополучателей.
«Раньше деньги выделялись, и никто особо не заботился о том, чтобы их возвращать. Теперь же такая ситуация — «ай-яй-яй, у нас нет денег, чтобы погасить кредит» — невозможна. Не погасят кредит, Банк развития спишет деньги со счетов предприятия. Так что субъектам хозяйствования в текущей деятельности придется учитывать средства, которые придется регулярно направлять на счет в Банке развития», — отметил эксперт.
Но это не все сюрпризы. Предприятиям, чтобы получить заемные средства, придется страховать риски невозврата кредитов. «Это довольно жесткие условия. Как бы не получилось так, что средства на бумаге будут дешевыми, а стоимость побочных издержек по получению средств настолько высокой, что не все смогут их получить», — отмечает Сергей Чалый.
В деятельности Банка развития оговорена и определенная избирательность при кредитовании представленных субъектами хозяйствования проектов. Решение о кредитовании будет приниматься только в случае признания инвестиционного проекта экономически эффективным и финансово реализуемым. Поэтому все проекты будут проходить экспертизу.
Правда, считает Сергей Чалый, есть вероятность, что такой подход не позволит гарантированного избежать выделения средств на неэффективные проекты. «Ведь кто будет проводить экспертизу? Те, кто и раньше это делал», — напоминает экономист.
Приступить к практическому финансированию госпрограмм по новым условиям Банк развития намерен уже в первом квартале этого года. Однако, отмечает Сергей Чалый, до конца проблема не решена, так как правительство и Нацбанк сделали лишь самую простую часть работы, касающейся оптимизации механизма финансирования госпрограмм.
«Определен лишь порядок финансирования новых госпрограмм. А что будет с действующими госпрограммами? Ведь изначально основной целью создания Банка развития была очистка балансов госбанков, то есть передача на баланс Банка развития кредитов государственных банков, выданных в рамках финансирования госпрограмм до 1 января 2011 года. Но до этого руки так не дошли. Так что пока Банк развития не выполняет одну из основных функций — санация банковской системы», — констатирует эксперт.
Причина, по его словам, заключается в том, что правительство и Нацбанк не понимают, с какой стороны подступиться к этой проблеме: «Они не знают, оставлять ли долги, которые накопились по госпрограммам, или выкупать, а если да, то по какой цене, и вообще, как передавать долги?»
В том, что Банк развития начнет наконец-то работать, Сергей Чалый видит много плюсов. Однако, на взгляд эксперта, власти сильно опоздали с его созданием.
«С точки зрения финансирования госпрограмм на самом деле не так много поменяется. В результате кризиса власти и так пришли к выводу, что эмиссионное кредитование госпрограмм и раздачу денег (которые часто не возвращаются) на неэффективные проекты надо прекращать. И это вылилось в ограничение объемов финансирования госпрограмм на этот год. И Банк развития здесь не причем. Это вопрос жесткой денежно-кредитной и бюджетной политики», — отмечает эксперт.
Эффективность же принятых мер, по его словам, зависит от того, как будет реализовываться новый порядок финансирования: «Где, например, гарантии, что ввиду тяжелой ситуаций на каком-то предприятии государство не найдет способ решить его проблемы с погашением долгов перед Банком развития, минуя сам банк?».
Андрей КОЖЕМЯКИН