На пивном рынке Беларуси произошел переворот
17.01.2012 10:43
—
Новости Экономики
На пивном рынке Беларуси произошел переворот
Еще пять лет назад на пивном рынке Беларуси доминировало государственное предприятие. Однако с тех пор ситуация принципиально изменилась. На рынок пришли иностранные инвесторы, которые постепенно стали увеличивать свою долю рынка. Минувший 2011-й год ознаменовался тем, что государственная "Криница" уступила первое место на внутреннем рынке компании Heineken в Беларуси.
Пиво на иностранных инвестициях
Поставки белорусского пива на внутренний рынок увеличились в 2011 году на 19,2% по сравнению с 2010-м и составили 40,74 млн дал. По предварительным оценкам, поставки импортного пива на белорусский рынок в 2011 году составили около 8,65 млн дал. Таким образом, доля отечественного пива на внутреннем рынке составила 82,5%, доля импортного - 17,5%.
По итогам 2011 года впервые наибольшую долю на внутреннем рынке заняла компания Heineken в Беларуси, которой принадлежат два предприятия (бобруйское ИЗАО "Пивоварни Хайнекен" и СОАО "Речицапиво").
За минувший год Heineken в Беларуси поставила на внутренний рынок 11,38 млн дал, ее доля на внутреннем рынке по итогам года - около 23%. На второй строчке рейтинга - ОАО "Криница", которая все последние годы лидировала по поставкам пива на внутренний рынок. Третье место занимает ОАО "Пивзавод Оливария", замыкает список ведущих белорусских производителей пива ОАО "Лидское пиво".
Положение компаний на пивном рынке Беларуси в 2006 и в 2011 годах
(доля компаний указана в %)
*До переименования в 2010 году компания "Пивоварни Хайнекен"
называлась "Пивоваренная компания "Сябар"
**Источник: на основе данных концерна "Белгоспищепром"
Как видим, за последние пять лет расклад сил на рынке белорусского пива существенным образом изменился. Государственную "Криницу" потеснили конкуренты, в результате чего ее доля значительно снизилась. Те же белорусские компании, которые были проданы иностранным инвесторам, свою долю на внутреннем рынке нарастили.
Положение, которое спасал экспорт
Обращает на себя внимание тот факт, что многие белорусские производители были заняты в прошлом году не только реализацией пива на внутренний рынок, но и поставками на внешние. Так, ОАО "Пивзавод "Оливария" увеличило продажи ячменного напитка на экспорт почти в два раза, "Лидское пиво" отправило за бугор на 40,3% больше пива, чем в 2010 году, а "Криница" со своими миллионными объемами нарастила экспорт почти на четверть.
Генеральный директор ОАО "Пивзавод "Оливария" Михаил Чеченев отмечает, что в минувшем году заниматься экспортом пивоварам было жизненно необходимо.
"Экспортные поставки в 2011 году, когда имели место перебои с валютой, позволяли обеспечить экономическую безопасность предприятий", - вспоминает в интервью Naviny.by Михаил Чеченев.
Экспорт позволял белорусским пивоварам в какой-то степени компенсировать финансовые потери, которых в 2011 году было немало. "Все мы помним катаклизмы на валютном рынке в прошлом году. За счет экспорта компаниям удавалось улучшить свое финансовое положение", - отмечает эксперт пивного рынка Олег Дрозд, ранее занимавший позицию топ-менеджера в ОАО "Криница".
По информации Naviny.by из достоверных источников, из-за резкого роста акциза (почти в четыре раза) финансовые результаты деятельности некоторых компаний во второй половине 2011 года существенно изменились. На смену прибыли кое-где пришел убыток.
Проблем белорусским пивоварам добавила девальвация национальной валюты. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, насколько снизилась в результате девальвации рублевая прибыль белорусских субъектов хозяйствования.
Генеральный директор ОАО "Лидское пиво" Аудрюс Микшис доволен тем, что компании удалось сохранить долю и даже увеличить продажи, несмотря на кризисные явления 2011 года.
"Больше всего на финансовое положение компаний повлияли не столько акцизы, сколько нестабильность на валютном рынке. В таких условиях было очень тяжело работать", - говорит Аудрюс Микшис.
В общем, финансовых причин, чтобы улучшать финпоказатели за счет экспорта, у белорусских пивоваров в прошлом году было предостаточно.
Деньги, пиво и реклама
Единственный игрок пивного рынка Беларуси, который не пошел на увеличение экспорта в 2011 году, - компания Heineken в Беларуси. В минувшем году компания снизила поставки пива на экспорт, но зато увеличила на 38% отгрузки своей продукции на внутренний рынок. Собственно говоря, это и позволило ей опередить "Криницу".
Впрочем, пока компания Heineken в Беларуси не готова самостоятельно рассказать о своих достижениях. Как заявляют в офисе компании, у них сейчас "период молчания", и продлится он до тех пор, пока голландский концерн Heineken не объявит о финансовых результатах минувшего года.
Эксперты и участники рынка связывают успехи Heineken на белорусском рынке с несколькими факторами. Ценовая политика, высокая рекламная активность и качество продукта, полагают наблюдатели, позволили компании Heineken в Беларуси стать лидером на внутреннем рынке. "Не секрет, что они также серьезно вложились в канал HoReCa", — отмечает Олег Дрозд.
По мнению эксперта, компания Heineken в Беларуси смогла оперативно реагировать на вкусовые предпочтения потребителей. "Плюс к этому сыграли маркетинговые бюджеты, которые имеют немаловажное значение в процессе завоевания рынка", - отмечает Олег Дрозд.
Региональный менеджер "Лидского пива" Игорь Гараев говорит, ссылаясь на данные розницы, что скидки на продукцию, которые предоставляла компания Heineken в Беларуси, были в прошлом году большими. "Конечно, мы также привлекаем потребителей разными акциями, однако наш размер скидок существенно ниже, чем у них", - констатирует Игорь Гараев.
Многие участники рынка предполагают, что Heineken в Беларуси сознательно шел на большие скидки, чтобы завоевать долю на внутреннем рынке.
Однако даже конкуренты признают, что нынешнему лидеру белорусского рынка помогли взобраться на вершину не только деньги.
"Ценовая политика Heineken, безусловно, сыграла свою роль. Однако мы не должны забывать, что участники рынка (упомянутый Heineken, "Лидское пиво", "Оливария") шагнули далеко вперед в плане повышения качества своей продукции. У Heineken есть мощное конкурентное преимущество, которого нет у других производителей, - это большая доля лицензионных сортов в их портфеле", - резюмировал в интервью Naviny.by Михаил Чеченев.
Белорусские пивовары в своем развитии за последние годы действительно шагнули вперед. Единственное, что остается им пожелать, - демонстрировать большую открытость. Финансовую отчетность российских компаний за прошлый год можно будет полистать уже в первом квартале года текущего. В то же время белорусские пивовары почему-то иногда стесняются обнародовать информацию такого рода. Мол, не суй нос в чужие успехи.
Пиво на иностранных инвестициях
Поставки белорусского пива на внутренний рынок увеличились в 2011 году на 19,2% по сравнению с 2010-м и составили 40,74 млн дал. По предварительным оценкам, поставки импортного пива на белорусский рынок в 2011 году составили около 8,65 млн дал. Таким образом, доля отечественного пива на внутреннем рынке составила 82,5%, доля импортного - 17,5%.
По итогам 2011 года впервые наибольшую долю на внутреннем рынке заняла компания Heineken в Беларуси, которой принадлежат два предприятия (бобруйское ИЗАО "Пивоварни Хайнекен" и СОАО "Речицапиво").
За минувший год Heineken в Беларуси поставила на внутренний рынок 11,38 млн дал, ее доля на внутреннем рынке по итогам года - около 23%. На второй строчке рейтинга - ОАО "Криница", которая все последние годы лидировала по поставкам пива на внутренний рынок. Третье место занимает ОАО "Пивзавод Оливария", замыкает список ведущих белорусских производителей пива ОАО "Лидское пиво".
Положение компаний на пивном рынке Беларуси в 2006 и в 2011 годах
(доля компаний указана в %)
*До переименования в 2010 году компания "Пивоварни Хайнекен"
называлась "Пивоваренная компания "Сябар"
**Источник: на основе данных концерна "Белгоспищепром"
Как видим, за последние пять лет расклад сил на рынке белорусского пива существенным образом изменился. Государственную "Криницу" потеснили конкуренты, в результате чего ее доля значительно снизилась. Те же белорусские компании, которые были проданы иностранным инвесторам, свою долю на внутреннем рынке нарастили.
Положение, которое спасал экспорт
Обращает на себя внимание тот факт, что многие белорусские производители были заняты в прошлом году не только реализацией пива на внутренний рынок, но и поставками на внешние. Так, ОАО "Пивзавод "Оливария" увеличило продажи ячменного напитка на экспорт почти в два раза, "Лидское пиво" отправило за бугор на 40,3% больше пива, чем в 2010 году, а "Криница" со своими миллионными объемами нарастила экспорт почти на четверть.
Генеральный директор ОАО "Пивзавод "Оливария" Михаил Чеченев отмечает, что в минувшем году заниматься экспортом пивоварам было жизненно необходимо.
"Экспортные поставки в 2011 году, когда имели место перебои с валютой, позволяли обеспечить экономическую безопасность предприятий", - вспоминает в интервью Naviny.by Михаил Чеченев.
Экспорт позволял белорусским пивоварам в какой-то степени компенсировать финансовые потери, которых в 2011 году было немало. "Все мы помним катаклизмы на валютном рынке в прошлом году. За счет экспорта компаниям удавалось улучшить свое финансовое положение", - отмечает эксперт пивного рынка Олег Дрозд, ранее занимавший позицию топ-менеджера в ОАО "Криница".
По информации Naviny.by из достоверных источников, из-за резкого роста акциза (почти в четыре раза) финансовые результаты деятельности некоторых компаний во второй половине 2011 года существенно изменились. На смену прибыли кое-где пришел убыток.
Проблем белорусским пивоварам добавила девальвация национальной валюты. Не нужно быть экономистом, чтобы понять, насколько снизилась в результате девальвации рублевая прибыль белорусских субъектов хозяйствования.
Генеральный директор ОАО "Лидское пиво" Аудрюс Микшис доволен тем, что компании удалось сохранить долю и даже увеличить продажи, несмотря на кризисные явления 2011 года.
"Больше всего на финансовое положение компаний повлияли не столько акцизы, сколько нестабильность на валютном рынке. В таких условиях было очень тяжело работать", - говорит Аудрюс Микшис.
В общем, финансовых причин, чтобы улучшать финпоказатели за счет экспорта, у белорусских пивоваров в прошлом году было предостаточно.
Деньги, пиво и реклама
Единственный игрок пивного рынка Беларуси, который не пошел на увеличение экспорта в 2011 году, - компания Heineken в Беларуси. В минувшем году компания снизила поставки пива на экспорт, но зато увеличила на 38% отгрузки своей продукции на внутренний рынок. Собственно говоря, это и позволило ей опередить "Криницу".
Впрочем, пока компания Heineken в Беларуси не готова самостоятельно рассказать о своих достижениях. Как заявляют в офисе компании, у них сейчас "период молчания", и продлится он до тех пор, пока голландский концерн Heineken не объявит о финансовых результатах минувшего года.
Эксперты и участники рынка связывают успехи Heineken на белорусском рынке с несколькими факторами. Ценовая политика, высокая рекламная активность и качество продукта, полагают наблюдатели, позволили компании Heineken в Беларуси стать лидером на внутреннем рынке. "Не секрет, что они также серьезно вложились в канал HoReCa", — отмечает Олег Дрозд.
По мнению эксперта, компания Heineken в Беларуси смогла оперативно реагировать на вкусовые предпочтения потребителей. "Плюс к этому сыграли маркетинговые бюджеты, которые имеют немаловажное значение в процессе завоевания рынка", - отмечает Олег Дрозд.
Региональный менеджер "Лидского пива" Игорь Гараев говорит, ссылаясь на данные розницы, что скидки на продукцию, которые предоставляла компания Heineken в Беларуси, были в прошлом году большими. "Конечно, мы также привлекаем потребителей разными акциями, однако наш размер скидок существенно ниже, чем у них", - констатирует Игорь Гараев.
Многие участники рынка предполагают, что Heineken в Беларуси сознательно шел на большие скидки, чтобы завоевать долю на внутреннем рынке.
Однако даже конкуренты признают, что нынешнему лидеру белорусского рынка помогли взобраться на вершину не только деньги.
"Ценовая политика Heineken, безусловно, сыграла свою роль. Однако мы не должны забывать, что участники рынка (упомянутый Heineken, "Лидское пиво", "Оливария") шагнули далеко вперед в плане повышения качества своей продукции. У Heineken есть мощное конкурентное преимущество, которого нет у других производителей, - это большая доля лицензионных сортов в их портфеле", - резюмировал в интервью Naviny.by Михаил Чеченев.
Белорусские пивовары в своем развитии за последние годы действительно шагнули вперед. Единственное, что остается им пожелать, - демонстрировать большую открытость. Финансовую отчетность российских компаний за прошлый год можно будет полистать уже в первом квартале года текущего. В то же время белорусские пивовары почему-то иногда стесняются обнародовать информацию такого рода. Мол, не суй нос в чужие успехи.