Банки будут собирать информацию о вкладчиках
Такая рекомендация содержится в постановлении Нацбанка
"Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики РБ
на 2011 год в январе-ноябре 2011 года и задачах банковской системы страны по их
реализации в 2012 году". Постановление было принято 26 декабря 2011 года,
а размещено на сайте Нацбанка 12 января 2012 года.
Сделанные в постановлении Нацбанком рекомендации коммерческим банкам в целом
носят довольно абстрактный характер, за исключением, пожалуй, только поручения
начать собирать информацию о структуре вкладчиков. Что само по себе уже кажется
несколько странным, пишет select.by.
Нацбанк обосновал свое требование необходимостью реализации принципа "знай
своего клиента" в отношении вкладчиков – физических лиц, а также
качественного анализа процесса привлечения денежных средств населения в
банковскую систему.
Эти причины довольно существенно отличаются. Принцип "знай своего
клиента" широко используется в мировой банковской практике, он направлен
на борьбу с финансовыми махинациями — отмыванием денег, финансированию
терроризма уклонением от уплаты налогов и т. п.
В Беларуси открытие депозитов осуществляется только при предъявлении паспорта,
поэтому, собственно, основная информация о вкладчиках, необходимая для оценки
клиентов, в банках имеется. Теперь банкам предстоит собирать еще и какие-то
данные о структуре вкладчиков, то есть, по-видимому, о роде деятельности,
возрасте и т. д.
Это позволит обнаружить наличие значительных вкладов у людей, которые, в
принципе, не относятся к обеспеченным. После чего компетентные органы, в
частности, налоговые, смогут заняться выяснением происхождения капитала.
Второй целью сбора информации объявлена необходимость качественного анализа
процесса привлечения денежных средств населения в банковскую систему. Цель
кажется вполне разумной, однако неясно, зачем для этого привлекать банки.
Конечно, интересно знать, как и какие слои населения в Беларуси осуществляют
накопления, но получить такую информацию можно без проблем с помощью
социологических опросов. "Напрягать" для этого банки кажется
несколько чрезмерным, особенно с учетом того, что сбор информации наверняка
будет подрывать доверие к ним населения.
Поэтому, главная причина начала сбора информации о вкладчиках, по-видимому, это
желание облегчить работу налоговикам и другим компетентным органам.