Государство хочет убрать посредников из товарных цепочек
Власти вновь возьмутся за наведение порядка в работе посреднических организаций. Александр Лукашенко потребовал от правительства в течение февраля выработать четкие подходы к регулированию посреднической деятельности при осуществлении закупок за счет собственных средств госпредприятий.Летом 2009 года правительство уже пыталось избавиться от посредников, но тогда предпринятые шаги парализовали всю экономику, и проблему пришлось лично разруливать президенту. Эксперты не исключают, что ситуация может повториться, а новая попытка опять не принесет экономике ничего, кроме вреда.
По словам Лукашенко, государство взъелось на посредников не просто так. «Государство и экономика несут потери из-за того, что образовался целый паразитический слой жирующих на спекуляциях», — заявил Лукашенко.
Но больше всего главу государства возмущает, что работа посредников имеет коррупционную составляющую. «Эта проблема стала криминальной. Прежде всего потому, что посредники — это в основном родственники, дети, приближенные, друзья отдельных руководителей, которые закупают подобный товар, будь то белорусский или импортный. Говорят, что это естественно для рыночной экономики. Может, и естественно, но я не хочу, чтобы мы половину соответствующих людей пересажали в тюрьму», — подчеркнул Лукашенко.
Однако работа посреднических структур имеет криминальный оттенок не по вине организаций. В этом «заслуга» руководства многих крупных госпредприятий, констатирует сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов
«Судя по той информации, которой я обладаю, широкий спектр продукции (сырье, комплектующие, расходные материалы), который частные структуры поставляют на крупные государственные заводы, идет с откатами. Посредники вынуждены давать взятку, чтобы завод взял их товар и оплатил согласно договорам», — отмечает эксперт.
Средняя сумма отката, по словам Маргелова, в зависимости от предприятия и объема товара составляет 5-10% от суммы поставляемого сырья, материалов и комплектующих.
«И эти затраты сначала закладываются в цену поставки, а потом ложатся на себестоимость и в конечную цену произведенной госпредприятием продукции. А отсюда — неконкурентоспособность нашей белоруской продукции со всеми вытекающими последствиями», — добавляет Виктор Маргелов.
Поэтому проблема не в посредниках, а в том, что в крупных государственных предприятиях нет команды эффективных собственников, считает сопредседатель РКП.
«И я могу понять директоров. Они не владельцы, они временные менеджеры. Через год они не выполнят один из 16 прогнозных показателей, и их освободят от занимаемой должности. Поэтому за время нахождения на посту гендиректора многие стараются решить вопрос о своем материальном благосостоянии. Ведь другого шанса обогатиться не будет»,— отмечает Виктор Маргелов .
Решение данной проблемы — в приватизации, а не в сокращении числа посредников, убежден эксперт. «Болезнь нужно лечить системно, а не тем, чтобы кого-то посадить. Ничего, кроме экономического ущерба стране, это не принесет», — считает он.
Деловое сообщество готово предложить свои варианты решения вопроса деятельности посредников и подготовить приемлемый проект документа, который бы устроил власти. Однако чиновники пока игнорируют возможность такого диалога. Навести порядок власти решили самостоятельно.
Комитет госконтроля уже подготовил проект соответствующего указа. Документом, в частности, устанавливается запрет на использование так называемых посреднических схем при закупках товаров (работ, услуг) за счет собственных средств государственных организаций, а также акционерных обществ с долей государства (или коммунальной собственности) более 50%. Такие закупки должны осуществляться только у производителей товаров, либо у их официальных представителей.
Чем для бизнеса обернется принятие этого документа, предсказать сложно. Но, судя по опыту, ничем хорошим.
«Борьба с посредниками административными методами вряд ли окажется эффективной, — считает руководитель Ассоциации малых и средних предприятий СергейБалыкин. — Государство уже неоднократно предпринимало подобные попытки, но каждый раз они оказывались провальными».
И даже Лукашенко опасается, как бы не наломать дров. «При ознакомлении с этим проектом возникает ряд вопросов. Принятие данного документа не должно парализовать экономику, но он должен быть достаточным и всеобъемлющим», — подчеркнул он.
Для бизнеса это хороший сигнал. Как, впрочем, и позиция Комитета госконтроля. По словам его главы Александра Якобсона, в ряде случаев посредники необходимы даже при поставках белорусских товаров. Их закупка непосредственно у производителя может быть нерентабельна. «В каждой ситуации есть свои плюсы и минусы. Все-таки в некоторых случаях официальные дилеры должны иметь место», — считает он.
Сергей Балыкин вместе с тем недоумевает: зачем вообще бороться с посреднической деятельностью? «Она совершенно естественна для рыночной экономики. Посредники позволяют сократить число контактов между субъектами хозяйствования и оптимизировать торговые цепочки», — отмечает он.
Но посредническое звено — это еще и возможность приобрести продукцию по цене, ниже цены производителя, добавляет Виктор Маргелов.
«Ряд посредников, поставляющих, например, в торговые организации большие партии соков белорусского производства, получают дилерскую скидку от производителей. Благодаря скидке продукция для посредника оказывается дешевле. И таким образом производитель получает сбыт больших объемов продукции, а торговля — товар по привлекательной цене. То есть посредник работает в интересах и покупателя, и производителя»,— констатирует эксперт.
Виктор Маргелов убежден, что с посредниками нужно не бороться, а, наоборот, совершенствовать систему их работы.
Сегодня каждый мелкий магазин имеет 200-300 поставщиков товара. Многие предприятия самостоятельно развозят произведенный товар по торговым сетям, естественно, закладывая свои непроизводственные транспортные расходы в цену товара.
«Но в цивилизованном мире один гипермаркет работает с 5-6 крупными оптовыми компаниями. И производители поставляют свой товар либо оптовику, либо в логистический центр», — отмечает Виктор Маргелов.
Это снимает с производителя проблему самостоятельной доставки тех же продуктов питания до всех заказчиков того или иного населенного пункта. Это уже задача посредника. И как показывает практика, услуги посредника оказываются выгодными и производителям, и торговле.
Только вот у государства на такую цепочку свой особый взгляд.
Андрей КОЖЕМЯКИН