«Газпром» связал Беларусь по рукам и ногам
Российский «Газпром» имеет право потребовать от Беларуси вернуть 5 млрд. долларов, выкупив назад 100% акций «Белтрансгаза» в случае невыполнения условий соглашения о продаже белорусской компании. Такие обязательства прописаны в самом документе (стороны подписали его 25 ноября 2011 года в Москве), выдержки из которого опубликовали российские СМИ. Возможен ли такой исход белорусско-российских отношений в сфере энергетики?
Как следует из текста соглашения, в случае невыполнения Беларусью любого из указанных в документе условий, «белорусская сторона обязуется по требованию ОАО «Газпром» выкупить все ранее переданные ОАО «Газпром» акции ОАО «Белтрансгаз» за 5 миллиардов долларов, а также компенсировать ОАО «Газпром» все убытки, которые могут у него возникнуть в связи с этим».
К данным условиям, в частности, относится потребление закупаемого у «Газпрома» газа исключительно на территории Беларуси, отсутствие не санкционированного собственником природного газа отбора из потоков газа, транспортируемых через территорию Беларуси, беспрепятственная и бесперебойная транспортировка природного газа по территории Беларуси, подаваемого с территории России.
«Газпром» предусмотрительно прописал и другие условия. В частности, белорусская сторона не может использовать специальные права по управлению «Белтрансгазом», которые бы нарушали или ущемляли права акционеров в соответствии с применимым законодательством о хозяйственных обществах, включая введение особого права («золотой акции») на участие в управлении компанией.
Одним словом, российский монополист целенаправленно добился того, чего хотел: связать белорусскую сторону по рукам и ногам и подстраховался от непредсказуемых действий ненадежного союзника, например, таких, как перекрытие газовой трубы или несоблюдение договоренностей.
А в том, что Беларусь на это способна, в «Газпроме» давно убедились на практике. Последний пример — оплата российского газа в 2011 году по цене ниже среднегодовой контрактной цены почти на 40 долларов за каждую тысячу кубометров. Вместо 279 долларов Беларусь платила 244 доллара, из-за чего уже на 1 сентября накопила долг в 52,4 млн. долларов.
Чтобы не спровоцировать очередной газовый конфликт, белорусская сторона была вынуждена обратиться в «Газпром» с просьбой о реструктуризации долга, которая впоследствии была удовлетворена. Задолженность за газ (на 1 ноября она составляла уже 165 млн. долларов) Беларусь погасит в течение 2012 года с учетом подписанных газовых соглашений.
Вот поэтому «Газпрому», знающему, на какие выкрутасы способна Беларусь, было необходимо дисциплинировать белорусские власти, отмечают эксперты.
«Обязательства обратного выкупа «Белтрансгаза» за 5 млрд. долларов — это превентивная мера. Если одна сторона в одностороннем порядке нарушает условия договоренностей, то другая может применить санкции. По расчетам «Газпрома», такая мера предостережет правительство Беларуси от невыполнения и нарушения условий соглашения», — прокомментировал обнародованные условия договоренностей аналитик ИФД «Капитал» (РФ) Виталий Крюков.
По словам директора Фонда энергетического развития (РФ) Сергея Пикина, включение таких обязательств в соглашение оправдано для такого уровня документов. «В данном случае соглашение гарантирует лучший формат взаимодействия между сторонами и снимает возможные риски», — отметил он.
По мнению Сергея Пикина, у Беларуси нет оснований нарушать условия соглашения хотя бы потому, что уступки в цене на газ, на которые пошел «Газпром», превосходят уступки, на которые пошли власти при продаже «Белтрансгаза».
«С другой стороны, сложно сказать, как, например, на практике, в случае чего, будет осуществлен обратный выкуп акций «Белтрансгаза». Откуда Беларусь возьмет 5 млрд. долларов? Таких денег у нее не будет», — отметил эксперт.
Многое в судьбе газовых соглашение будет зависеть от политических изменений, в первую очередь, в Беларуси, полагает Виталий Крюков.
«Я, в принципе, не исключаю, что обязательства по продаже «Белтрансгаза» были прописаны в соглашении в том числе на случай смены в Беларуси власти. Вдруг через какое-то количество лет власть в Беларуси поменяется, а новая со временем захочет изменить условия договоренностей»? — отметил эксперт.
Как это делается, продемонстрировал в свое время президент Венесуэлы Уго Чавес, который в январе 2007 года объявил о национализации нефтяного сектора страны и потребовал от иностранных компаний продать их доли в размере не менее 60% в местных проектах по нефтедобыче. Ряд компаний приняли новые условия, но еще более 20 подали на Венесуэлу иски в арбитражные инстанции с требованием компенсаций. Требуют до сих пор.
Впрочем, даже если «Газпром» и оценивал риски в связи с возможной сменой власти в Беларуси, больше его волновали перспективы работы в ближайшем будущем. И в соглашении российский монополист постарался гарантировать себе прибыльный бизнес в Беларуси.
В этой связи Минску пришлось согласиться на повышение минимального уровня наценки на газ до 15,95 доллара за 1 тысячу кубометров. Кроме того, по информации источников, «Белтрансгаз» освобожден от обязательной продажи валютной выручки.
Андрей КОЖЕМЯКИН