ЕАБР рекомендует Беларуси ужесточить денежно-кредитную политику
Евразийский банк развития (ЕАБР) настоятельно рекомендует властям Беларуси значительно ограничить внутренний спрос через прекращение эмиссионного финансирования государственных программ и ужесточение денежно-кредитной политики.
Об этом говорится в оценке отчета Министерства финансов Беларуси о выполнении условий 2-го транша Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), которая подготовлена экспертами ЕАБР, сообщает БелаПАН.
Как отмечается в документе, в результате
продолжения в 2011 году политики чрезмерного стимулирования внутреннего спроса,
до сих пор не удалось решить ключевую проблему экономики Беларуси —
критически высокий дефицит счета текущих операций. Проведение
такой политики вызвало трехзначную инфляцию и нарастание проблем в
банковском секторе.
В целях скорейшей стабилизации макроэкономической ситуации ЕАБР
"настоятельно рекомендует властям Беларуси значительно ограничить внутренний
спрос через прекращение эмиссионного финансирования государственных программ и
ужесточение денежно-кредитной политики, в том числе через повышение реальных
процентных ставок до положительного уровня".
Как говорится в документе, на фоне проблем с валютой в
начале минувшего года интенсивное финансирование госпрограмм из
эмиссионных источников (7% ВВП за первые пять месяцев) и значительное
увеличение зарплаты спровоцировали более глубокую, чем ожидалось, девальвацию
белорусского рубля и стремительный рост цен в экономике. Потребительские цены
за 10 месяцев возросли на 89%, а цены производителей — более чем в два раза.
Как ожидается, по итогам года ИПЦ превысит 120%.
Эмиссионное финансирование во втором полугодии несколько замедлилось
— частично благодаря прекращению целевого кредитования экономики со
стороны Нацбанка. "Тем не менее, за 9 месяцев финансирование госпрограмм
из эмиссионных источников составило 10 трлн. рублей (5,3% ВВП), и продолжается
далее, ставя под угрозу выдачу 3-го транша, по условиям которого объем кредитов
по госпрограммам не должен превышать 4% ВВП по итогам года", —
сказано в документе.
Специалисты констатируют: в условиях высокой инфляции и девальвации,
сопровождаемых множественностью курсов, во второй половине года началось
замедление инвестиционной и потребительской активности. Темпы прироста ВВП
снизились с 13,1% в январе—мае до 7% в январе—октябре с ожидаемым дальнейшим
снижением до 4,5% по итогам года. Эти же факторы начали сказываться на
состоянии банковского сектора, усилив уязвимость ликвидной позиции банков в
иностранной валюте и ухудшив качество их активов.
Несмотря на некоторое улучшение в торговле товарами и услугами в последнее
время, дефицит счета текущих операций остается по-прежнему высоким. Если в 2010
году он финансировался приватизационными поступлениями, то в текущем году —
накоплением внешней задолженности, выплата процентов по которой, в свою
очередь, приводит к очередному ухудшению СТО.
Уровень международных резервов при этом остается "неприемлемо низким и не
превышает 1,2 месяца импорта".
Как подчеркивается в документе, роль сокращения внутреннего
спроса в целом как фактора стабилизации экономики возрастает в нынешних
условиях многократно. Дальнейшее продолжение его стимулирования как инструмента
роста ВВП неизбежно приведет к очередному витку инфляции, дальнейшей
девальвации рубля и росту внешнего долга.
Как ранее писала БДГ, 30 декабря 2011 года Беларуси был перечислен 2-й транш кредита АКФ в
440 млн. долларов. В соответствии с утвержденным ранее планом, 3-й транш кредита
в 440 млн. долларов должен быть выделен Беларуси не позднее 28 февраля 2012
года.