ТОП-10 антилиберальных решений 2011 года
Четвертая директива президента, которая была принята 31 декабря 2010-го — чуть более года назад, провозглашала курс на либерализацию. Однако 2011 год вошел в белорусскую историю как период, когда принимались противоположные решения. Интернет-газета Naviny.by собрала ТОП-10 антилиберальных решений 2011 года и вместе с бизнес-ассоциациями попыталась ответить на вопрос, почему многие положения директивы № 4 так и остались на бумаге.
Выполнение четвертой директивы вызывает у руководителей белорусских бизнес-ассоциаций противоречивые чувства.
«С одной стороны, некоторые шаги на пути либерализации в 2011 году были сделаны, но, с другой стороны, далеко не все положения директивы были реализованы», — констатирует председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
Противоречивые чувства, которые навевает выполнение директивы в 2011 году, вполне закономерны.
С одной стороны, прошлый год начался с либерализации цен. С 1 марта 2011-го по указу № 72 было введено свободное ценообразование на все товары за исключением узкого перечня продуктов.
По мнению бизнес-сообщества, если бы тот указ о ценообразовании не был принят, то наряду с дефицитом валюты страна получила бы еще и дефицит товаров.
«Либерализация ценообразования в начале 2011-го смягчила удары судьбы, которые пришлось пережить бизнесу. Если бы и этого не было, предприятия остановились бы, и, помимо дефицита валюты, страна получила бы еще и дефицит товаров», — подчеркнул в интервью Naviny.by председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин.
Однако свободное ценообразовании в широком смысле этого слова продержалось в Беларуси недолго. Уже в мае стали приниматься меры, противоречащие духу четвертой директивы и реанимировавшие контроль над ценообразованием. Кстати, контроль за ценами вызвал дефицит мясной продукции летом 2011-го.
Отсутствие либерального подхода ощущалось не только на потребительском, но и на валютном рынке. Вопреки четвертой директиве были созданы неравные условия хозяйствования для предприятий частной и государственной формы собственности.
Доступ частных предприятий к валюте был серьезно затруднен. В то же время государственный сектор экономики практически не пострадал от валютного кризиса, так как на уровне министерств и ведомств были созданы механизмы перераспределения валютной выручки.
«Госпредприятия могли покупать валюту по официальному курсу, делить ее между собой под присмотром министерств. А частный сектор, как неродной, был брошен на произвол судьбы. Из-за этого в течение полугода (до выхода на единый курс. — Naviny.by) частные предприятия работали в условиях полной неопределенности», — вспоминает Владимир Карягин.
Еще один антилиберальный механизм, который активно использовался в прошлом году, был направлен на ограничение импорта. 10 января был введен запрет на авансирование импорта за счет валютных кредитов белорусских банков, 25 февраля было принято постановление № 240/5 «О расчетах по импорту некоторых товаров». Цель обоих решений состояла в том, чтобы затруднить импортерам доступ к валюте и, соответственно, тем самым ограничить импорт.
Принятие ряда антилиберальных решений, полагает Александр Швец, было вызвано критической ситуации в экономике. Напомним, что к началу 2011-го дефицит торгового баланса достиг рекордных 13,6% ВВП, а золотовалютные резервы, которые можно было направить на финансирование дефицита, постоянно снижались.
«Когда наблюдалась пожарная ситуация в экономике, предпринимались меры, чтобы ее стабилизировать. Я бы критиковал не действия, которые в прошлом году принимались, а скорее бездействие, в результате которого обстановка на валютном рынке оставалась напряженной длительное время», — отмечает руководитель БНПА.
С другой стороны, он констатирует, что либерализация предпринимательской деятельности, увы, и сегодня не является приоритетом в деятельности правительства.
«Тот факт, что к настоящему времени подготовлены нормативно-правовые акты по поддержке бизнеса в малых городах, является положительным. Но вот создается впечатление, что мы плодим бумаги, а реального (либерального) понимания той роли, которую должен играть бизнес, мы еще не достигли», — отмечает Александр Швец.
Бизнес-ассоциации, тем не менее, подчеркивают, что экономика страны нуждается в реализации положений директивы № 4.
В частности, директива предоставила предприятиям, которые арендуют государственное имущество, право его выкупа (в Минэкономике этот процесс называют «малой приватизацией»). Однако до сих пор механизм передачи госсобственности частникам так и не заработал.
«Откладывание малой приватизации будет пагубно сказываться на экономике», — считает Владимир Карягин. Он убежден, что инвестиционная привлекательность предприятий, которые выкупят арендуемое помещение, резко вырастет, что позволит привлечь в страну иностранные инвестиции.
Собеседник Naviny.by также обращает внимание, что так и не заработал пункт директивы, который гарантирует «обязательное общественное обсуждение» проектов госрешений. «Пока все еще не вступили в силу механизмы гласного, публичного рассмотрения законопроектов», — подчеркивает глава столичного бизнес-союза.
Он также напомнил, что меры по реализации директивы нашли отражение в Плане мероприятий по проведению Года предприимчивости (был утвержден постановлением Совета министров № 266). «Однако, скажем прямо, многие пункты этого плана не выполнены», — констатирует Владимир Карягин.
План, в частности, предполагал учреждение праздничного дня «День предпринимателя». «Окончательное решение по этому вопросу до сих не принято», — говорит глава столичного бизнес-союза.
Наконец, несмотря на объявление 2011-го Годом предприимчивости, индивидуальным предпринимателям до сих пор так и не разрешили привлекать наемных работников.
В общем, 2011 год, на который предприниматели возлагали много надежд в части либерализации, прошел не совсем так, как ожидалось. В заключении интернет-газета Naviny.by приводит перечень решений, которые в прошлом году шли вразрез с курсом на либерализацию экономики.
ТОП-10 антилиберальных решений
|
Дмитрий ЗАЯЦ