Реальный сектор. Реальное и бумажное импортозамещение: найдите море отличий

Источник материала:  
26.12.2011 16:45 — Новости Экономики

Реальный сектор. Реальное и бумажное импортозамещение: найдите море отличий

  • Александр Обухович, специально для TUT.BY

Реальный сектор. Реальное и бумажное импортозамещение: найдите море отличий
 
Партнер рубрики
Президент 16 декабря выступил по проблемам импортозамещения. К сожалению, как и прежде, складывается впечатление, что те, кто готовил для него материалы, смысла используемых ими слов не понимают. Повторяться в критике нет желания, тем более что недавно выступал на эту тему в журнале "Дело". Но про импортозамещение поговорить еще раз стоит. Причем поговорить на конкретном примере. В виде иллюстрации предлагаю сокращенный вариант моего доклада о перспективах воссоздания гражданской электроники России.

Если оценивать ситуацию на российском рынке гражданской электроники сегодня, то вывод, который напрашивается: электронная промышленность России не нужна. И действительно:

- рынок России по радиоэлектронным изделиям и приборам гражданского назначения (далее – РЭА) не насыщен. Имеется огромная потребность в модернизации технической базы связи, медицины, аппарата госуправления, транспорта, системы образования;

- объём выпуска этой продукции в России невелик. Разрабатываемые и запускаемые в производство изделия мелкосерийны и технически не очень сложны. Потребности закрываются, как правило, импортом либо кустарными или полукустарными подделками;

- продажа радиоэлектронных компонентов ведущих фирм США и ЮВА хорошо организована через торговые сети, для наиболее популярных компонентов имеются достаточные складские запасы на территории России. Объемы продаж непрерывно растут как по количеству, так и по стоимости;

- российские разработчики РЭА пока достаточно многочисленны и обладают высокой квалификацией. Разработка изделия любой степени сложности или, что встречается чаще, аналога импортируемого изделия проблемой не является. Применение импортных электронных компонентов они освоили хорошо, знают их слабые и сильные стороны и применять новые для себя компоненты без крайней нужды не склонны;

- для особо сложных заказов, объём которых крайне невелик, есть случаи заказа разработки и изготовления микросхем в США. В таких случаях цена, как правило, значения не имеет, и заказы стараются размещать в авторитетных фирмах. Однако уже зафиксированы случаи ограничения поставок в Россию некоторых видов схем;

- специалистов по микропрограммированию пока достаточно. Поскольку многие из них работают на Запад, стоимость работ непрерывно растет, но все еще ниже, чем на Западе.

Рынок и пуст, и бесперспективен?

В этих условиях любое вновь созданное предприятие электронной промышленности сталкивается в России с проблемой сбыта своей продукции.

Если предприятие освоит в производстве аналоги известных компонентов – не факт, что разработчики его выберут. Даже если продукция будет несколько дешевле. Для разработчиков надежнее иметь дело с уже зарекомендовавшей себя продукцией или с уже известными фирмами.

Если предприятие освоит в производстве принципиально новую продукцию – ее сбыт тоже будет расти очень постепенно, пока разработчики к ней привыкнут. И не факт, что, если обозначится потребность в такой продукции, не будут быстро освоены аналоги конкурентами из ЮВА.

Внешний рынок жестко поделен и для отдельного предприятия электронной промышленности, без партнера с Запада, просто недоступен. Наличие партнера, со своими объемами сбыта вне России, сразу поставит российское предприятие в условия конкуренции с китайскими производителями (маловероятно, что западный партнер передаст к освоению в России на новом предприятии что-то серьезнее, чем продукция, уже освоенная в Китае). Учитывая уже достигнутый ими уровень серийности, исход такой конкуренции малоперспективен.

Таким образом, в России не существует рыночных предпосылок для развития электронной промышленности для гражданских нужд. Хотя потенциальный спрос существует. Во-первых, из заявленных президентом РФ стратегических векторов модернизации страны, по крайней мере, три должны опираться на развитую электронную промышленность. Во-вторых, общий уровень электронизации экономики и инфраструктуры России находится на уровне стран третьего мира. И, в-третьих, задачи обеспечения национальной безопасности требуют создания на территории России, по крайней мере, производства специализированных сверхбольших интегральных схем (СБИС). И это – не тот случай, когда можно опереться на зарубежного партнера. Поэтому воссоздание электронной промышленности выдвигается в число первоочередных задач государства.

Мы пойдем каким путем?

В мире известно несколько путей поддержки в стране электронной промышленности.

Путь Франции предполагает научно-техническую и финансовую поддержку своих предприятий и научных центров в сочетании с запретом использования для государственных нужд некоторых видов импортной продукции (СБИС, софт, др.). Это – путь комплексного развития, но результаты во Франции пока не впечатляют. В складывающейся международной обстановке такой путь для России слишком медленный.

Путь "Самсунга" предполагает обучение своих специалистов на фирмах США, покупку в Силиконовой долине подходящей фирмы - производителя СБИС, организации ее филиала в России с трансфертом технологий и их носителей. Это – путь "догоняющего развития", предполагает наличие в стране больших объемов сбыта. Путь пригоден для решения некоторых конкретных задач, но как магистральный путь развития для России непригоден.

Путь компаний-оболочек предполагает покупку за рубежом фирм со стабильными объемами продаж подходящих СБИС, перенос их производств в Россию, создание электронных производств в России, закрывающих и потребности страны в специализированных СБИС, и потребности компаний-оболочек. Этот путь перспективен, его широко использовали Китай, Тайвань, Вьетнам, но, как представляется, препятствия тут будут отнюдь не только рыночные.

В сложившихся условиях программа воссоздания электронной промышленности может быть только комплексной. Использовать придется все известные методики и продвигаться последовательно, шаг за шагом. Основные преимущества (низкие цены на энергоносители и достаточно высокий уровень образования населения), потребность страны в модернизации связи и технической базы аппарата государственного управления позволяют рассчитывать на возможность реализации такой программы. Следует учесть, что рынок РЭА для гражданских нужд в России не насыщен, импорт неоправданно дорог, что создает условия для быстрого развития производства на базе частно-государственного партнерства.

Зарубежный опыт (прежде всего – США) показывает, что производство специализированных СБИС для нужд национальной обороны и других специальных целей всегда по количеству занимает в общем объеме производства лишь несколько процентов. Это позволяет всегда использовать в их производстве отработанные в гражданском секторе технологии и обученные кадры. В России, уничтожившей свою электронную промышленность в начале 90-х, и кадры, и технологии требуется создавать заново, что требует и времени, и дополнительных затрат.

Создание анклава электронной промышленности в виде отдельных специализированных предприятий на импортном оборудовании и работающих на импортных технологиях и материалах не только бесперспективно (на всех этапах реализации программы предприятия не планируют выпуска конкурентоспособной продукции, поскольку уровень их технологий требованиям рынка соответствовать не будет), но и очень затратно. Не обоснованны и надежды на опыт персонала и инфраструктуру предприятий, разворачиваемых на базе старых предприятий электронной промышленности. После 17 лет простоя их опыт и их инфраструктура – лишь балласт, требующий только дополнительных расходов.

Создание анклава не решает и проблем национальной безопасности: технический уровень изделия будут определять несколько ключевых микросхем. Поскольку их уровень будет существенно уступать зарубежным аналогам, мало шансов, что само изделие будет находиться на достаточном уровне. В целом, путь анклава – попытка преодолеть прóпасть в уровне технологий между российским и мировым уровнем даже не в два шага, а мелкими шажками.

Как быть?

Пора осознать, что программа воссоздания электронной промышленности является не только экономической и финансовой проблемой, но и сложной инженерной задачей. Единственно приемлемый путь – максимально быстрое развитие гражданской электроники на базе широкого внедрения тех микросхем, которые создаваемые предприятия технологически смогут выпускать параллельно со специализированными СБИС. Но для этого придется создавать не только предприятия, а и достаточно серьезную структуру продвижения выпускаемой продукции на рынок. И разовыми инвестициями здесь ограничиться не получится.

Программа должна начинаться с определения перспективной потребности страны в типах микросхем высокого технического уровня, в которых потребность особенно острая.

На базе сформированной потребности требуется определиться с возможностью строительства 3-4 кремниевых фабрик максимально возможного технического уровня и определить для каждой перспективную групповую номенклатуру.

На базе привлечения специалистов, имеющих опыт работы на Западе в соответствующих фирмах, необходимо создать дизайн-центры, которые бы начали разработку групповой номенклатуры изделий, предназначенных для освоения на создаваемых кремниевых фабриках. На период строительства фабрик производство части разработанных схем возможно на кремниевых фабриках ЮВА. Возможна и закупка лицензий на производство некоторых видов изделий у ведущих производителей при их обязательном участии в продажах вне России.

Потребность в специализированных микросхемах имеют многие госкорпорации, но ни одна из них своими заказами загрузить до приемлемого уровня даже небольшую кремниевую фабрику не может. А вот инженерный центр, способный разрабатывать микросхемы и выполнять на фабриках при их производстве функции представительства заказчика, организовать и содержать вполне может. Центр должен объединить функции лаборатории, разрабатывающей экспериментальные прототипы, фаблесс-компании, дизайн-центра и представительства заказчика для кремниевых фабрик.

Под каждую кремниевую фабрику необходимо сформировать инжиниринговую фирму или инженерный центр. Кадры необходимо обучить на Западе либо по схеме "Самсунга", либо по схеме "технологического насоса". Имея задачей максимально возможную загрузку своей фабрики, центр обязан:

- проводить непрерывный мониторинг применяемости импортных аналогов изделий своей групповой номенклатуры, плотно работать с разработчиками РЭА и оптовыми поставщиками микросхем;

- обеспечить разработку рабочей конструкторской документации для своей фабрики, постановку на производство изделий, имеющих перспективу широкого внедрения;

- организовать продвижение продукции своей фабрики;

- обеспечить выполнение функций фаундри-фабрики по своей групповой номенклатуре.

После запуска кремниевых фабрик необходимо уровнем стандартов отсечь от рынка кустарную РЭА низкого технического уровня. На следующем этапе – обеспечить исключение применения ключевых импортных микросхем для продукции, закупаемой государством или крупными государственными компаниями.

Для формирования быстрого роста совокупного спроса необходима программа ускоренного развития производства РЭА. В частности, необходимо обеспечить разработку и финансирование нескольких крупных программ государственных закупок РЭА со специальными условиями.

Как пример:

- запущенная в Башкирии в ограниченных масштабах программа перевода медицинских карточек поликлиник в электронный формат с организацией доступа к базе данных через карточку социального страхования;

- программа обеспечения страны стандартными комплектами оборудования для поликлиник и служб "скорой помощи";

- разработка и внедрение стандартных блоков для IT-телефонии.

Сама по себе программа развития производства РЭА не может служить основой для воссоздания электронной промышленности: рост потребности сразу будет накрываться импортом. Таможенных ограничений недостаточно, для такого потребителя, как Россия, крупные производители легко пойдут на демпинг. В числе специальных условий должны быть:

- всё поставляемое по таким программам оборудование должно производиться в России;

- допустимый уровень импортной комплектации должен непрерывно снижаться. Включая расширение ограничений на применение импортных ключевых микросхем в оборудовании, закупаемого для госнужд.

Подход должен быть даже жестче, чем сегодня в автомобилестроении. В наших условиях нужно ограничить давление директоров госпредприятий, которые будут навязывать свою устаревшую продукцию под лозунгами "защиты отечественного производителя".

На первых порах для координации работ необходимо сформировать инжиниринговую фирму или инженерный центр. В кооперации с другими заинтересованными научными центрами и предприятиями такая фирма могла бы отработать детали и подготовить старт программы воссоздания электронной промышленности России.

P.S. Читатель может сам сравнить необходимый только в одной отрасли объём работы по реальному импортозамещению с теми пустейшими указаниями для вертикали, которыми эту работу пытаются заместить.

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года
←Беларусь примет участие в проекте ЕБРР по оценке отрасли информационно-коммуникационных технологий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика