С такими методами рост цен остановит только введение карточек
Регулированием цен и борьбой с импортом на полках магазинов власти рискуют добиться совсем не того результата, на который нацелились, считают эксперты. Цены, наоборот, могут вырасти, а импортные товары — захватить еще большие торговые площади.
Как уже сообщали Naviny.by, постановлением правительства № 1655 от 7 декабря был расширен перечень социально-значимых товаров, цены на которые регулирует государство.
Таким способом белорусские власти пытаются снизить темпы роста инфляции, которая в этом году сделала Беларусь «чемпионом» СНГ. По последним данным, по сравнению с декабрем 2010 года потребительские цены выросли на 107,1%. Как заявил на прошлой неделе министр финансов Андрей Харковец, по году инфляция прогнозируется на уровне 120%.
К слову, в перечень товаров, цены на которые будут регулироваться государством, попали и импортные позиции — чай, кофе, рыба. Но этим нападки государства на импортные товары, дающие немалый прирост инфляции, не ограничились. Так и не добившись ощутимого эффекта от импортозамещения, власти продолжают регулировать наличие импортной продукции на полках торговых объектов.
Как стало известно TUT.by, столичной розничной торговле в очередной раз напомнили о привилегированном положении товаров отечественного производства. По информации ряда СМИ, решением Мингорисполкома магазины в срок до 30 декабря 2011 года обязаны провести ряд мер по обеспечению приоритетной выкладки товаров отечественного производства. Белорусские товары должны размещаться на видных местах и сопровождаться рекламными материалами (например, стикерами «Зроблена ў Беларусi»).
Особое внимание продавцам придется обратить «на расположение товаров различного спроса в торговых залах магазинов, создание удобств покупателям при посещении, обеспечение доступности выбора, упорядочение зон выкладки товаров», сообщается в письме исполкома.
Уже не первый раз таким способом власти пытаются строить столичную торговлю. А раз чиновники снова взялись за кнут, значит, прежние попытки либо дали лишь временный эффект, либо вообще ни к чему не привели.
Эксперты считают, что и очередная инициатива властей воспитать магазины и привить им правильную торговую политику ничего не даст.
«Власти будут делать вид, что они борются с торговлей за лучшие места для белорусских товаров, торговля — что она прислушивается к мнению властей, и все останутся при своем», — убежден председатель Клуба финансовых директоров Андрей Карпунин.
Более того, розничные сети, наоборот, нацелились отдавать больше места на полках импортным товарам, отмечает эксперт. Для розницы это оптимальный способ поправить свое финансовое положение в сложившихся условиях.
Как отмечают ритейлеры, в цепочке по продвижению товара от производителя до покупателя торговля осталась единственным звеном, которое так и не застраховало себя от валютных рисков. В этом году рентабельность продовольственной торговли из-за кризиса и регулирования цен в целом снизилась до 1,1%. В октябре и ноябре розничный товарооборот упал на 3-6% по сравнению с октябрем и ноябрем прошлого года.
И ритейлеры сделали ход конем. В условиях ограниченных торговых наценок на ряд товаров они активизировали работу по зарабатыванию средств на «маркетинговых услугах», констатирует Андрей Карпунин.
«Торговые сети стали активнее брать деньги с производителей продукции за доступ на полки, за укрепление материально-технической базы магазина в виде предоставления поставщиком бесплатно вместе с товаром холодильников/морозильников, складского оборудования вплоть до стеллажей и подъемников. Также поставщикам придется платить за премиумную раскладку товара, за недопуск в сеть конкурирующей продукции, за размещение рекламных растяжек, постеров и светящихся витрин», — отмечает эксперт.
Ставку торговые сети делают на поставщиков импортной продукции, которые, в отличие от многих отечественных предприятий, согласны работать на таких условиях и платить большие деньги.
«Иностранные производители нацелились захватить часть отечественного рынка. И они могут себе позволить затраты в десятки миллионов долларов на его освоение», — отмечает эксперт.
Да и магазину интереснее иметь дело с товарами с высокой ценой и хорошей оборачиваемостью.
«Ну, какой смысл магазину продавать белорусские сухари, которые занимают целый стеллаж, если их можно заменить хорошим российским печеньем, которое стоит намного дороже. А если производитель будет еще настоящим джентльменом, то он заплатит не только за вход в сеть, но и за рекламные акции и другие услуги», — отмечает Андрей Карпунин.
Однако в результате такая консолидация торговых сетей и импортеров приведет к росту цен. Ведь производители все свои маркетинговые затраты попросту заложат в конечную цену товара, по которой ритейлеры приобретут его для последующей продажи потребителям. И государство никак не сможет этому помешать.
Власти в состоянии проконтролировать и повлиять только на прямой механизм наценки. Но здесь торговлю не в чем будет упрекнуть. Получив с поставщика деньги за маркетинговые услуги, розничная сеть сможет спокойно «накинуть» на цену продукции минимальную торговую наценку.
«И получается, что чем больше государство ограничивает цены, тем больше это ограничение начинает бить по белорусским производителям, которые вынуждены закладывать в цену товара расходы за оказание маркетинговых услуг, чтобы попасть на полки магазинов. А на выходе — рост цен, а не их снижение, чего пытаются добиться власти», — констатирует Карпунин.
Эксперт подчеркивает: нельзя остановить рост цен одними административными мерами. Чиновники недооценивают конкуренцию, как самый эффективный метод снижения цен. И допускают самую большую стратегическую ошибку: экономика нашей страны интегрируется в экономическое пространство региона и ЕЭП, и фиксирование цен в белорусских рублях на товары с высокой импортной составляющей приведет к возникновению дефицитов.
«Мы импортируем тот же кофе или чай, а в мире фиксируется рост цен на 50% на эти позиции, поэтому, следуя за мировым изменением цен, мы импортируем и саму инфляцию. Это неизбежный процесс, противопоставить которому можно только введением карточек для населения».
Андрей КОЖЕМЯКИН