Три источника и три составные части плодородия
Азотные удобрения
Азотные удобрения производят около 60 стран. В отличие от сегмента калийных удобрений, рынок азотных в меньшей степени консолидирован, а потому более конкурентный. На нем сосредоточено огромное количество игроков, и диктовать цены очень сложно.
Доля карбамида в общем выпуске азотных удобрений составляет примерно 35 процентов. Прогнозируется, что в 2012 году его общемировое производство достигнет где-то 180 млн. тонн. Спрос же увеличится со 150 млн. тонн в 2008 году до 190 млн. в 2012-м, что превышает предложение. Это и стало причиной, сильно повлиявшей на рост цен. Весной карбамид предлагался по 408—410 долларов за тонну, а уже летом он вырос до 450.
В этом сегменте на цены влияют два крупных игрока — Индия и Китай. Первая ежегодно импортирует примерно 3 млн. тонн удобрения. Кроме того, страна сама производит до 13 млн. тонн аммиака, 95 процентов которого перерабатывает в карбамид. А экспорт Китая во втором полугодии будет меньшим, чем за аналогичный период прошлого года — 3 млн. тонн вместо 5,5 млн. Причинами падения называют несколько факторов. Главным является решение правительства снизить выбросы в окружающую среду. Несколько заводов было временно остановлено, некоторые закрыты вовсе. В целом производство азотных удобрений в Китае снизилось на 3 процента — к отметке 33 млн. тонн. Это дополнительно подогревает стоимость карбамида на мировом рынке, а операторам надо ломать голову над тем, где взять недостающие объемы. В итоге сейчас цены на карбамид выше прошлогодних вдвое.
Фосфатные удобрения
Мировой рынок фосфатных удобрений представляет собой своего рода олигополию с малым числом производителей. На три крупнейших продавца фосфатной руды — США, Китай, Марокко — приходится 67 процентов мирового предложения, а 93 процента поставок обеспечивают 12 стран: Тунис, Бразилия, Иордания, ЮАР и другие.
Один из ведущих игроков — США — сокращает поставки на мировой рынок и теряет рыночную долю. Так, за последние десять лет поставки фосфатной руды сократились на 37 процентов, а экспорт DAP/MAP (диаммонийфосфата и моноаммонийфосфата) упал примерно на 50 процентов, и, по оценкам экспертов, сильнейший спад продолжится. Сокращение рыночной доли ожидается примерно до 10 процентов к 2015 году.
По оценкам IFA, доля Китая в производстве фосфатной руды в 2010 году достигла 38 процентов. Здесь сосредоточены вторые крупнейшие резервы фосфата в мире, хотя среднее содержание P2O5 всего 16,95 процента.
Что касается мирового рынка фосфорсодержащих удобрений, в особенности DAP/MAP, то к лидерам можно отнести 5 стран — США, Китай, Россию, Марокко и Тунис, на которые приходится около 84 процентов производства. Основные потребители — это Китай и США, и чистые импортеры — Индия и Бразилия.
В ближайшие пять лет определяющее значение будут играть развивающиеся экономики. Наиболее динамичный спрос на фосфорсодержащие удобрения наблюдается прежде всего в странах Латинской Америки и Азии, и особенно в Бразилии и Китае.
В прошлом году мировой рынок фосфатных удобрений полностью восстановился после резкого снижения спроса в 2009 году. По оценке IFA, добыча фосфатного сырья увеличилась на 9,6 процента относительно 2009 года — до 177, 8 млн. тонн. В 3-м квартале 2011 года состоялся запуск крупного фосфатного проекта Ma’aden в Саудовской Аравии. Проектная мощность комплекса — 3 млн. тонн фосфатных удобрений в год. Это позволит в определенной степени стабилизировать баланс спроса и предложения на рынке, где сейчас наблюдаются признаки дефицита. Потребление фосфорных удобрений в целом достигло 40 млн. тонн.
Калийные удобрения
На положении рынка калийных удобрений следует остановиться более подробно. Во-первых, его характерной и, надо сказать, интересной чертой является мощнейшая концентрация, во-вторых, это напрямую касается нашей страны.
Более 87 процентов добычи калийного сырья сосредоточено в 6 странах: в Канаде (30 проц.), России (19,2 проц.), Беларуси (14,2 проц.), Германии (9,4 проц.), Китае (7,9 проц.) и Израиле (6,6 проц.).
Мировое производство калийных продуктов в 2010 году увеличилось. Но в отличие от других сегментов рост произошел существенный — на 58 процентов относительно уровня 2009 года — до 50,2 млн. тонн (31,1 млн. тонн в пересчете на K2O — калий в питательной форме). Соответственно вырос и объем мировой торговли более чем в 2 раза — до 42 млн. тонн и достиг уровня начала 2008 года. Спрос наблюдался как со стороны конечных потребителей, так и производителей сложных калийсодержащих удобрений. По всем основным направлениям — США, Бразилия, Западная Европа, Китай, Индия и другие страны Юго-Восточной Азии — увеличились и поставки хлористого калия.
5 из 10 крупнейших производителей — канадские компании Potash Corp, Mosaic и Agrium, белорусская «Беларуськалий» и российская «Уралкалий» — сконцентрированы в две группы маркетинга, которые вместе управляли приблизительно 57 процентами глобального производства поташа (карбоната калия) и около 85 процентами мирового экспорта калийных удобрений в 2009—2010 годах. Эти крупнейшие производители согласовывают свои действия при экспорте. В частности, канадские Potash Corp, Mosaic и Agrium создали североамериканскую компанию «Canpotex», которая управляет экспортными потоками всех членов синдиката и ведет скоординированные переговоры с зарубежными потребителями.
Крупнейшие добытчики калия Беларуси и России —«Беларуськалий» и «Уралкалий» — также создали экспортный картель в виде ЗАО «Белорусская калийная компания» (ЗАО «БКК»). На эту диополию — «Canpotex» и «БКК» — приходится, по оценкам IFA, около 75 процентов мировой торговли калийными удобрениями.
До недавнего времени этот сегмент считался самым устойчивым и неизменным. Но, вопреки мнению экспертов этого рынка о предсказуемости его развития, события 2010—2011 годов показали обратное. Здесь произошли неожиданные и серьезные изменения: попытки захвата калийного гиганта Potash Corp другим сырьевым гигантом — англо-австралийской горнорудной компанией BHP Billiton и поглощение «Сильвинита» «Уралкалием» — примеры консолидации и еще большей концентрации предприятий в калийной отрасли. Именно укрупнение компаний даст им возможность получать значительную прибыль, поскольку потребитель будет ограничен в выборе поставщика.
Более того, аналитики предполагают, что в ближайшее время к «БКК» может присоединиться российская компания «ЕвроХим». По крайней мере будущее партнерство уже одобрено президентом Беларуси, губернатором Волгоградской области и руководством «ЕвроХима».
И если в нынешней конфигурации на долю монополий, возглавляемых компаниями «Canpotex» и «БКК», приходится соответственно 14,4 и 8,5 млн. тонн К2О производственных мощностей, или 64 процента его мировой добычи, то в новой конфигурации — с присоединением к «БКК» «Сильвинита» и «ЕвроХима» и развитием мощностей «Сanpotex» до + 8 млн. тонн в 2012 году, — в их распоряжении в ближайшие 2—3 года окажутся мощности соответственно на 15,4 и 17,3 млн. тонн, то есть более 90 процентов исторического максимума мирового потребления калия. Все остальные калийные предприятия могут попросту оказаться не у дел! Эти объемы полностью покроют мировой спрос, который, по данным IFA, в 2011 году достигнет 32,6 млн. тонн.
Однако вторая волна экономического кризиса, о которой негромко, но настойчиво говорят финансовые аналитики, похоже, изменит ситуацию и на калийном рынке. Уже в среднесрочной перспективе он будет демонополизирован и реструктурирован, и здесь развернется ожесточенная конкуренция не за приличную норму прибыли, а за сохранение присутствия на рынке.
После того как цены на хлористый калий в июле 2008 года достигли более 1000 долларов за тонну, в то время как еще в 2005 году они составляли 150, в мире началась «калийная лихорадка». Принципиально важным является то, что большая часть прироста новых мощностей планируется за пределами российско-белорусской и канадской диополии. И свое слово здесь скажут так называемые развивающиеся страны — Аргентина, Бразилия, Таиланд, Китай, Индия, Конго, Казахстан, Иран.
Бразильский горнорудный гигант, компания Vale SA, планирует увеличить производство хлористого калия с 850 тысяч тонн в год до 12 млн. тонн к 2013-му.
Китайская компания Zhong-
chuan International Mining Corp подписала соглашение об осуществлении проекта на разведку и добычу хлористого калия в канадской провинции Саскачеван. Его реализация предполагает организацию производства на уровне 3 млн. тонн в год.
Индийская «Sainik Coal Mining Pvt. Ltd» планирует строительство рудника с использованием метода скважинной гидродобычи: производительность предприятия должна составить 1 миллион тонн в год.
Таким образом, прогнозируется, что к 2017—2020 годам мировой калийный рынок перестанет быть рынком продавцов-монополистов.
Это важно, потому что до сих пор ценообразование в этом сегменте напоминает ежегодную сагу о ценах на поташ. Бразилия, Индия и Китай, как крупнейшие заказчики, высказывают каждый год свои пожелания по поводу цен. Например, в 2009 году Индия и Китай долго откладывали заключение контрактов, надеясь купить товар подешевле. Производители — «Canpotex» и «БКК» — в свою очередь предпочли снизить добычу калия, чем цены на него. В результате переговоров стороны нашли консенсус на уровне примерно 400 долларов за тонну. И похожий сценарий разворачивается ежегодно.
По оценкам IFA, Беларусь в 2015 году будет добывать ежегодно 11 млн. тонн калийных удобрений в действующем веществе (сегодня — около 9 млн. тонн), что приведет к существенному наращиванию экспорта. Кроме того, республика в ближайшее время начнет разрабатывать инвестиционный проект по строительству еще двух комбинатов по добыче калия. Эти планы свидетельствуют о нашем стремлении сохранить за собой ведущие позиции на этом рынке.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»