В "черный список" брестского бизнеса вошло более десяти компаний

Источник материала:  
02.12.2011 10:12 — Новости Экономики

В "черный список" брестского бизнеса вошло более десяти компаний


Более десяти неблагонадежных частных фирм составили "черный список" брестского отделения "Белорусского общества защиты прав потребителя".

Всего же, по словам регионального председателя организации Ирины Марковой, количество жалоб от неудовлетворенных клиентов возросло в несколько раз. При этом привлечь к ответственности неисполнительного руководителя достаточно сложно.

– Как правило, потребители обращаются с жалобами на бизнесменов из сферы услуг, – рассказывает Ирина Маркова. – Бич – изготовители товаров по образцам: мебель, памятники. Очень много претензий к фирмам, занимающимся перетяжкой мебели, строительными и отделочными работами. Свежий пример: предприниматель взял на перетяжку кухонный уголок; когда прошли все сроки, его клиент обратилась к нам – оказалось, что мебель не только не была готова, но и хранилась у частника во дворе под открытым небом, где испортилась окончательно. Другой делец взял у старушки полтора миллиона за кухоньку, якобы из настоящего дерева. На поверку оказалась оклеенная пленкой ДСП, да еще и собрана как попало...

Список можно продолжать долго, причем в ряде случаев бизнесмены вообще не приступают к работе, несмотря на внушительную сумму предоплаты. К примеру, в январе этого года семья Сергея Кобринца обратилась к брестской предпринимательнице, занимающейся изготовлением и установкой памятников. Надгробие своему ребенку, ушедшему из жизни в прошлом году, они планировали поставить в апреле. Заключив соответствующий договор, супруги внесли первый взнос – 500 долларов по докризисному курсу. Бизнес-леди взяла деньги, но с выполнением заказа не спешила. В мае предпринимательница ссылалась на задержку поставки камня, а потом и вовсе отключила телефон. Когда обманутым клиентам все же удалось ее разыскать, дама лишь отговаривалась обещаниями. В августе могила все-таки была залита цементом, но потом "ипэшница" снова пропала, не явилась даже в суд...

И такая ситуация становится классической: проволочки, невозврат денег. Нередко впоследствии, уже в судах, выясняется, что исков на руководителя фирмы подано на миллионы, причем расплачиваться с клиентами он не торопится, даже если суд обяжет. В брестском областном суде пояснили: если бизнесмен добровольно не выполняет решение суда, начинается процедура принудительного исполнения. Обращается взыскание на движимое, недвижимое имущество предпринимателя, арестовываются счета. Но если выясняется, что у него ничего нет, то лист возвращается без исполнения... Доказать же, что имущество фиктивно переписано на подставных лиц, увы, не так просто.

Несложно нечестному бизнесу избежать и уголовного преследования. Несмотря на то, что в большинстве своем подобные действия сильно напоминают мошенничество – взял деньги и не отработал их, – на скамье подсудимых оказываются единицы. В прошлом году четыре года колонии получил директор фирмы "Камень плюс", занимавшейся установкой надгробий. В эту пятницу будут судить еще одного незадачливого предпринимателя. Но в десятках аналогичных ситуациях в возбуждении уголовного дела милиция отказывает.

В УБЭП отвечают просто. Чтобы уличить частника в мошенничестве, нужно доказать, что он на момент сделки не собирался выполнять обязательства. К примеру, осужденный директор фирмы "Камень плюс" не исполнял договорные обязательства, а договора с потерпевшими заключал, даже не имея оборудованного цеха, позволяющего хотя бы предположить резку памятников. В других же случаях правоохранительные органы, как правило, приходят к выводу, что фирма частично пыталась наладить бизнес или хотя бы вернуть деньги, после чего переправляют дело в русло гражданского судопроизводства.

Порой доходит до смешного. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении директора брестского общества с ограниченной ответственностью, занимающегося продажей входных и межкомнатных дверей, говорится: "Он не оприходовал денежные средства на сумму 12 390 000 рублей по причине забывчивости и в настоящее время не может вспомнить, на какие конкретные нужды своего предприятия они были потрачены". Вместе с тем, сказано в документе, объективных данных о том, что директор умышленно завладел деньгами клиентов, не собираясь выполнять заказ, правоохранители не добыли.

Словом, чтобы попасть под статью, бизнесмен должен крупно зарваться, поскольку один из внутренних приказов МВД требует "исключить факт искусственной криминализации гражданско-правовых отношений и необоснованного возбуждения уголовных дел по заявлениям о неисполнении долговых либо договорных обязательств".

Таким образом, фирмы, открыто "динамившие" свою клиентуру, уверенно банкротятся. Впрочем, их дело продолжает жить. По словам Ирины Марковой, ликвидировав одну фирму, те же люди, списав долги, тут же заводят другую и приобретают новых клиентов. В обществе защиты прав потребителей по-прежнему настаивают на более жестких мерах по отношению к таким частникам, считая, что только под угрозой тюрьмы нерадивые бизнесмены начнут выполнять обязательства или хотя бы возвращать клиентам деньги. Но последним пока что приходится рассчитывать на собственную бдительность.
 
←Уехавших в Сочи белорусских строителей могут заменить литовцы?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика