Правительство умерило инвестиционный аппетит
В следующем году Беларусь рассчитывает привлечь 3,7 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций на чистой основе. За счет эти денег правительство рассчитывает не только повысить эффективность производства, но и повлиять на ситуацию на валютном рынке. Однако эксперты не уверены, что властям удастся не допустить появления новых проблем на валютном рынке.
Чем для белорусского рубля обойдется мягкая денежно-кредитная политика, Минэкономики уже просчитало. Но есть и другие факторы, которые будут оказывать давление на курс в 2012 году.
Ситуация на внутреннем валютном рынке во многом будет зависеть от эффективности работы отечественных предприятий на внешних рынках. Правительство, впрочем, оптимистично настроено в этом плане. Чиновники решили не мелочиться и сразу сориентировать реальный сектор на выход на положительное сальдо в торговле товарами и услугами в размере 3,5% ВВП.
Планы более чем амбициозные. За 9 месяцев этого года сальдо товарами и услугами сложилось отрицательным в размере почти 2 млрд. долларов. В сентябре, правда, оно было положительным и составило 153,2 млн. долларов. Однако, по мнению экономиста Леонида Злотникова, пока рано говорить о стабилизации ситуации во внешней торговле.
«Статистика не все фиксирует. Пошлины от экспорта нефтепродуктов, которые с этого года Беларусь должна зачислять в российский бюджет, не попали в расчеты по внешней торговле. И что мы имеем? С учетом роста экспорта нефтепродуктов в первом полугодии отчисления составили около 1 млрд. долларов, за 9 месяцев — примерно 1,5 млрд. долларов. Так что на самом деле отрицательное сальдо еще больше», — отмечает экономист.
Перекрыть дисбалансы во внешней торговле можно за счет привлечения прямых иностранных инвестиций. И власти пытаются это делать. Но в этой части Беларусь как была, так и остается, как говорят некоторые эксперты, лузером.
Власти, впрочем, и не пытаются скрывать, что планы по привлечению ПИИ проваливаются. Особенно показательным является этот год. Вместо запланированных 6,5 млрд. долларов ПИИ, о необходимости привлечения которых власти кричали на каждом шагу, на выходе, по оценке Госкомимущества, ожидается всего 1,7 млрд. долларов. Правда, статистика имеет шансы быть улучшенной, так как «Газпром» обещает не затягивать с перечислением 2,5 млрд. долларов за второю половину «Белтрансгаза», что, по расчетам вице-премьера Сергея Румаса, позволит до конца года вывести объем ПИИ на чистой основе до 4 млрд. долларов.
Однако проблему неэффективности мер по привлечению инвестиций это не решает. Видимо, такой расклад заставил власти поумерить пыл. Планка по привлечению ПИИ на следующий год снижена на 43% — до 3,7 млрд. долларов.
Но достаточно ли этих денег Беларуси? Как полагает руководитель содействия торговле и инвестициям посольства Польши в Беларуси Веслав Покладэк, «ежегодное привлечение прямых иностранных инвестиций в объеме 3-4 млрд. долларов является хорошей поддержкой экономики».
По мнению Леонида Злотникова, привлечения ПИИ в таких объемах недостаточно, если власти хотят не только повысить эффективность работы реального сектора, но и стабилизировать ситуацию на валютном рынке, не допуская новая потрясений.
«На мой взгляд, нам сегодня нужно в месяц порядка 700-800 млн. долларов прямых иностранных инвестиций (более 8 млрд. долларов в год. — ред.), чтобы погашать все проблемы и не опускать ниже уровень жизни населения», — отметил экономист.
Власти и не против привлекать инвестиции в таким объемах, но понимают, что в сложившейся ситуации в экономике инвесторы предпочтут выдержать паузу, прежде чем решатся на вложение инвестиций. Это, в принципе, уже происходит. Ряд польских компаний, по словам Веслава Покладэка, на время приостановили свою инвестиционную деятельность в связи с кризисом в Беларуси, ожидая наступления более благоприятной экономической ситуации и улучшения условий для ведения бизнеса.
Белорусские предприятия также этого ждут. Однако экономическая ситуация, в которой оказались многие субъекты хозяйствования, дает повод ожидать возможных банкротств, а также роста давления на валютный рынок.
У многих предприятий имеется большая задолженность по краткосрочным внешним долгам, поясняет Леонид Злотников. «В этом году предприятия активно наращивали долги. Это говорит о том, что наши субъекты хозяйствования свое возможное банкротство откладывали за счет того, что брали в долг ресурсы. В 2012 году предприятиям и банкам предстоит вернуть по краткосрочным долгам около 6 млрд. долларов. Но у предприятий источников полностью погасить долги нет», — отмечает экономист.
Таким образом, можно прогнозировать в 2012 году рост спроса на валюту со стороны предприятий для погашения валютных долгов, что может создать дополнительное давление на курс.
Между тем у предприятий могут возникнуть проблемы и с обслуживанием внутренних долгов. Россия продолжает настаивать на повышении ставки рефинансирования. Как заявил управляющий директор по обеспечению деятельности Антикризисного фонда ЕврАзЭС Сергей Шаталов, «матрица кредитования Антикризисного фонда требует, чтобы ставка рефинансирования была приведена в соответствие с уровнем инфляции, она должна быть положительной».
Вице-премьер Сергей Румас, отвечая 30 ноября на вопросы депутатов, подтвердил существование такого требования. «Этот вопрос был одним из основных, — заметил вице-премьер. — Наши партнеры задают нам вполне логичный вопрос: как при инфляции 100% ставки находятся на уровне 60-65%. Это отрицательная процентная ставка».
В этой связи Румас не исключил, что ставка рефинансирования в декабре может быть увеличена.
А с ростом ставки рефинансирования возрастет и стоимость заемных средств, что еще больше осложнит положение многих предприятий, особенно тех, для кого банковские кредиты — основной источник пополнения оборотного капитала.
Андрей КОЖЕМЯКИН