Годы только для статистики
После восьмилетки по направлению местной МТС Георгий Ковган поступил в Буйничское училище механизации. Через несколько лет с корочками механика участка вернулся на родину. Устроился в МТС, где руководство очень скоро обратило на него внимание как на толкового, ответственного специалиста. Директор сам посоветовал парню поступать в вуз. Он выбрал Львовский институт механизации и электрификации сельского хозяйства и с первой попытки прошел по конкурсу. За плечами имел некоторый практический опыт, а потому теория давалась легко. По окончании вуза мог бы остаться на Украине, но тянуло на родину.
Cудьба сложилась так, что более чем за 40 лет работы жил в Малорите, Дрогичине, Кобрине, Полоцке, других городах. От рядового инженера дорос до директора завода, возглавлял несколько предприятий, очень успешных и эффективно работающих. Стоял у истоков образования и современного Дрогичинского трактороремонтного завода. Именно туда пришел молодым руководителем и налаживал там производство. На предприятии и сейчас успешно осваивают современные технологии. Кроме основной специализации, занимаются выпуском новых видов продукции, например, удобных в эксплуатации тракторных прицепов. Георгий Федорович по сей день внимательно следит за делами и жизнью коллектива, который возглавлял на этапе становления предприятия.
Энергичного и инициативного директора, конечно, заметили. Предложили перейти на работу руководителем более крупного предприятия — Полоцкого авторемонтного завода. Там восстанавливали двигатели, проводили капитальный ремонт автомобилей. В год на заводских конвейерах получали вторую жизнь десятки тысяч двигателей и автомашин. В коллективе тогда работало более трех тысяч человек. Большим спросом пользовались и теплогенераторы. Кстати, именно Георгий Федорович подписывал акты о передаче документации на выпуск некоторых теплогенераторов на «Брестсельмаш». Сегодня на брестском предприятии они являются своего рода брендом. Но за первым опытом руководство «Брестсельмаша» приезжало тогда в Полоцк.
Каждый год с новинками продукции полочане участвовали в ВДНХ, не раз получали награды. При Георгии Ковгане крупнейшее в отрасли предприятие стало активно сотрудничать с оборонной промышленностью — завод выпускал оборудование для самолетных ангаров, других объектов. Поэтому, когда после 10 лет директорства Георгий Федорович решил уехать на Брестчину, в профильном министерстве стали отговаривать. Но покинуть Полоцк опытного руководителя вынудили семейные обстоятельства — в Каменце, где родился, оставались больные родители, за которыми надо было присматривать.
На новом месте ему предложили возглавить Кобринский авторемонтный завод, который сегодня известен как «Гидромаш». 18 лет Георгий Ковган стоял у руля коллектива. Возглавляемое его бывшим учеником Сергеем Володько предприятие одно из лучших в Кобрине.
— Я и сейчас заядлый автомобилист, — с улыбкой говорит Георгий Федорович. — Старую «Ниву» переделал под «дизель», поменял многие детали. Если нужно что-то подогнать, подточить, заводчане никогда не отказывают. И в служебных кабинетах, и в цехах меня встречают как своего. Такое впечатление, что до сих пор я здесь.
Быть оптимистом и не обращать внимания на возраст, кроме хороших друзей Алексея Бухты, Ивана Мороза и многих других ветеранов «Белагросервиса», Георгию Федоровичу помогает жена Антонина Алексеевна.
— Она медик, так что мне никак нельзя болеть и унывать, — шутит собеседник. И добавляет серьезно: — Сыновья навещают, справляются о делах. Они не последовали моему примеру, предпочли свой выбор в жизни. Впрочем, то же самое сделал когда-то и я.
Александр КУРЕЦ, «БН»
Фото Николая ВОЛЫНЦА, «БН»