Сам себе дирижер,
Философия
У Алексея Копеца она такая: «Чудес не бывает: можно обмануть человека, но не землю. Не дал ей того, что должен был, — не получишь результата. А накормил ее, защитил, семена качественные заложил, обеспечил уход — будет урожай. Хотя стопроцентной гарантии даже в этом случае никто дать не может: агробизнес — один из самых рискованных. Кто по весне знает, что осенью пожнет?»
— Начинали в 1999 году с чистого листа, с 20 гектаров земли, которые были болотом, — вспоминает фермер. — Сами осушили, обработали. Первые наши культуры — картофель, капуста, морковь, огурцы... Сейчас понимаю, тогда имел слабое представление о том, что такое вырастить урожай, а уж тем более заработать на нем. Всё — через опыты и эксперименты! Потому и название такое придумал хозяйству.
Кстати, это сегодня жена Алексея Алексеевича — домохозяйка. А в первые годы его фермерства она всячески поддерживала мужа, работала с ним наравне. Но отец семейства, в котором пятеро детей, вскоре твердо решил: супруга должна хранить очаг, растить ребятишек. И полностью взял на себя роль добытчика, которую исполняет и сейчас.
Экономическая теория на практике
— Урожайность и вал — не главное в агробизнесе. Главное — деньги на счету, — уверен Алексей Копец. — Тогда будет и все остальное. Хозяйство должно работать стабильно и эффективно, без долгов, не быть закредитованным. А для этого руководитель прежде всего должен быть реалистом — считать те деньги, которые прошли по счету, а не обозначенные в договорах и планах. Рассчитывать на собственные силы и средства, а не ждать манны небесной. Хотя нередко в нашем деле небо преподносит такие сюрпризы. К примеру, в нынешнем году мы могли бы собрать больше картофеля, но земли низкие, заболоченные, и когда ливни пошли в июле, 18 гектаров оказались под водой. Это потянуло вниз и урожайность, и вал. А в предыдущие годы собирали по 400—450 центнеров клубней с гектара. Этой осенью получили немного меньше.
За 2010 год в качестве выручки фермер насчитал около 6 миллиардов рублей. При этом уверен, что для площади в 300 гектаров цифра небольшая: около 20 миллионов с каждого. Хотя его хозяйство в районе приравнивают к среднему СПК, где гектаров раз в десять больше.
Картофель на просторах «Опыт КАА» нынче растили на 150 гектарах из 500 имеющихся. Из трехсот до полутысячи цифра выросла в этом году, поскольку хозяйство включено в Государственную комплексную программу развития картофелеводства, овощеводства и плодоводства. И, чтобы правильно организовать севооборот, увеличив площади под вторым хлебом, потребовалось их расширение. К тому же в 2011 году немалую территорию заняло новое овощехранилище общей мощностью 4 тысячи тонн, где хранятся и овощи, и картофель. А в планах у фермера — еще и садоводство. Так что лишними гектары не будут.
— Здание хранилища построили за собственные средства, затратили около 4 миллиардов рублей, — говорит Алексей Копец. — А уже холодильное оборудование приобретаем за счет кредитных ресурсов, выделенных хозяйству по программе картофелеводства. Во столько же в прошлом году обошлась нам целая ферма.
Кстати, именно на нее предприниматель возлагает надежды сегодня, потому как цены на картофель и овощи невысокие — выручка будет меньше ожидаемой. Тут-то и поможет второй вектор — животноводство. Уже в этом году Пинский мясокомбинат купил у Копеца около 160 тонн КРС.
Корма в хозяйстве в основном собственные — некондиционные картофель и овощи, кукурузный силос, которого заготовили на грядущую зимовку около 10 тысяч тонн. Коллектив фермы — три человека: два механизатора и заведующий, он же животновод.
— У нас начальников нет — работают все одинаково, в том числе и я, — констатирует фермер. — К примеру, сейчас на погрузчиках занят мой заместитель и агроном. Зять — водитель.
А водить есть что: автопарк насчитывает около 70 единиц различной техники. Если заправить всю «под завязку», восьмитонного бензовоза хватит дня на два — не больше. Кстати, за минувший год использовали более 500 тонн дизтоплива — опять-таки объем среднего СПК на Столинщине.
Перевозят машины не только продукцию самого КФХ, но и практически все то, что выращивают в хозяйствах района — картофель, свеклу, овощи. В день — до 20 тысяч тонн.
Инстинкт собственника
— Хотим мы этого или нет, а сельское хозяйство нужно постепенно передавать в частные руки, — считает Алексей Копец. — То, что сейчас есть у нас, себя изжило. Люди не те стали, со старой закалкой осталось мало работников. А современным поколением движет инстинкт собственника — человеку необходимо быть лично заинтересованным в успешном ведении хозяйства! Или иметь серьезный материальный стимул, что государственные сельхозпредприятия не всегда могут предложить.
— А продовольственную безопасность страны и фермеры обеспечат — уверен, — говорит Алексей Алексеевич. — Надо только работать нам в тесной связке с государством, которое поставит цели и задачи, а мы их выполним. И госзаказы выполним. Я, к примеру, всегда только рад был участвовать в реализации государственных программ. К тому же очевидно, что сегодня с точки зрения экономики фермерские хозяйства работают эффективнее СПК, хотя доля наша пока крайне мала в общем объеме производства сельхозпродукции. Но все оттого, что наши действия и интересы не согласованы с интересами страны.
К примеру, дать предпринимателю часть хорошей земли, часть неудобицы, чтобы это и людям не навредило. Кто мы такие и чем особенные, чтоб нам только самые лучшие земли давать, да еще и разное количество: мне 500 гектаров, а кому-то для личного подсобного хозяйства только 50 соток? — задается вопросом фермер и тут же отвечает: — Да, у меня есть возможность обработать сегодня такие площади, а у кого-то нет. Но я же тоже начинал с одного трактора, сам на нем работал. Потом каждый год по паре единиц техники добавлял и площади расширял.
Труднее всего было...
…Собрать коллектив, признался Алексей Копец. Непростым делом оказалось убедить людей прийти работать в хозяйство, поверить в него и в стабильность такого способа зарабатывания денег.
— Глубоко заблуждается тот, кто говорит, что у нас проще найти работников, чем где бы то ни было, потому что густонаселенный район, — говорит фермер. — Наши люди в большинстве своем сами на себя работают: парник держат, теплицу. У кого-то 30 соток, у кого-то — 50. Летом семьей работают и живут до весны на вырученные деньги. Их привлечь куда-то на работу очень сложно. Поэтому, считаю, мне повезло: коллектив подобрался хороший, стабильный, из отличных специалистов. Всего около 70 человек. Многие — с первого дня основания хозяйства.
И это не удивляет: принципы Алексея Алексеевича как руководителя основаны не на жесткости, а на человечности и взаимном уважении. Говорит, когда отношения такие между людьми, тогда и работать проще. К тому же глава фермерского хозяйства старается всячески поддерживать работников, стимулировать и поощрять их труд. К примеру, почти никто не выращивает на личном подворье картофель и овощи. Их каждый может взять в хозяйстве — безвозмездно и по потребности. А это автоматически исключает воровство и обман.
— Как-то неловко для меня — ловить за руку своего же работника с сеткой картофеля, лука или моркови, — говорит фермер. — Сейчас время непростое, у всех семьи, и хозяйству на фоне его производственных объемов полтонны картофеля погоду не сделают...
Наталья ЕРЕМИЧ, «БН»
Фото автора