Россия оплатила Беларуси интеграционный счет
Александр Лукашенко возвращается из Москвы с солидным энергетическим подарочным набором. Беларусь получила от России ожидаемую скидку на газ, продала вторую половину «Белтрансгаза», договорилась о транзите газа и подписала межправсоглашение о предоставлении государственного экспортного кредита на строительство АЭС. Вопрос после этого только один — за что нам всё это?
Показательное выступление России, продемонстрировавшее ее невиданную щедрость, закончилось ожидаемо и без сюрпризов. После стольких заявлений как на официальном, так и неофициальном уровне о грядущей раздаче слонов слабо верилось, что где-то наступит облом. Его и не случилось. Занавес. Зрители распущены. Теперь надо тщательно все переварить.
Газ для страны дешевле, для населения — дороже?
Белорусский президент получил от России то, за что боролся. За газ в следующем году Беларусь будет платить в среднем 165,6 доллара за тысячу кубометров. Это на 32,5% меньше, чем мы платим в этом году (244) и на 40% ниже среднегодовой контрактной цены, по которой мы должны были платить за газ, но не платили.
Виной всему валютный кризис. Из-за этого «Белтрансгаз» только за август-сентябрь задолжал 106,7 млн. долларов российскому газовому монополисту. И даже был вынужден обратиться в «Газпром» с просьбой об отсрочке платежей за третий квартал.
В том, что Россия согласится на реструктуризацию долгов, сомнений не возникало. «Мы договорились с белорусским руководством, что в силу непростой ситуации в белорусской экономике мы реструктурируем платежи на следующий год», — заявил 25 ноября на заседании российского правительства премьер-министр Владимир Путин.
Финансовая выгода, полученная Беларусью благодаря газовой скидке, весьма солидная. Как заявил Путин, Беларусь только в 2012 году сэкономит около 2 млрд. долларов (это является и упущенной выгодой «Газпрома»).
Что делать с таким нахлынувшим денежным счастьем, белорусские власти решили еще в ноябре. На заседании Совмина первый зампред правления Нацбанка Юрий Алымов заявил, что в случае положительного решения относительно скидки в цене на газ предполагается размещение дополнительных средств на счетах правительства в Нацбанке с последующим увеличением золотовалютных резервов.
Правда, тогда Нацбанк оценил ожидаемую финансовую выгоду от предоставления интеграционной скидки в 1,5, а не в 2 млрд. долларов. Но, как отмечают эксперты, разбежка, скорее всего, связана с тем, что белорусские власти изначально исходили в своих расчетах из цены на газ в 2012 году больше 180 долларов, а не 165, как в итоге вышло.
Впрочем, нельзя исключать, что произойдет распил сэкономленных денег, и лишь часть их них попадет в ЗВР. Не случайно же Лукашенко не так давно заявил, что, получив льготы по цене на газ и нефть (об этом пока молчок), «мы все соберет и направим в бюджет, для того, чтобы поддержать людей, в том числе пенсионеров».
В чем будет заключаться поддержка населения, пока неизвестно. Но для большинства белорусов не менее важно другое. Никаких скидок на внутренние цены на газ не предвидится. «Это не значит, что мы обвалим цену на газ и нефть», — еще недавно заявлял Лукашенко, комментируя вероятность получения российского газа по интеграционной цене.
К большому разочарованию белорусов, за газ, как прогнозируют эксперты, им придется платить не меньше, а в 1,5-2 раза больше, чем сейчас.
«Сегодня население платит за газ примерно 110 долларов за тысячу кубометров, — поясняет экономист Сергей Чалый. — С учетом входной цены в 165 долларов и наценки в 15,9 доллара стоимость тысячи кубов газа, реализуемой «Белтрансгазом» внутри страны, а, проще говоря, продаваемая «Белтопгазу», составит больше 180 долларов. «Белтопгаз» также заложит свою маржу, и в результате с учетом НДС население будет платить намного больше, чем сейчас».
По предварительным подсчетам, цена для населения может составить более 210 долларов за тысячу кубов. Предприятия реального сектора и так платили за газ в 2,5 раза больше, чем население (с 1 января 2011 — 276 долларов за тысячу кубов).
Полученная от России скидка на газ должна положительно отразиться на конкурентоспособности промышленных предприятий Беларуси. При ценах на газ более чем в два раза отличающихся от российских нашим предприятиям было трудно конкурировать на рынке России. Теперь, как ожидается, ситуация изменится.
«Газпром» ставит жирную точку
Но власти заботит не только положение населения, но и состояние золотовалютных резервов. И, к большой радости, интеграционная скидка на газ — не единственный источник пополнения ЗВР. Туда же пойдут долгожданные 2,5 млрд. долларов от продажи «Газпрому» второй половины «Белтрансгаза».
Стороны наконец-то подписали все документы по данной сделке. Как и рассчитывали белорусские власти, за актив Россия заплатит ровно столько, сколько мы просили, несмотря на то, что реальная цена 50% акций белорусской компании, как считают многие аналитики, ниже как минимум на 500-700 млн. долларов.
При этом от сделки с «Белтрансгазом» Беларусь получит не только деньги, но и гарантию загрузки газопроводных мощностей, несмотря на запуск Россией «Северного потока» и строящийся «Южный поток». По газопроводам системы ОАО «Белтрансгаз» годовой объем транзита составляет 15-16 млрд. кубометров газа.
Справка Газотранспортная система, эксплуатируемая ОАО «Белтрансгаз», включает в себя 7490 км газопроводов, 5 линейных компрессорных станций, 3 подземных хранилища газа, 233 газораспределительных станции, 26 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций, 7 газоизмерительных станций. «Белтрансгаз» эксплуатирует принадлежащий ОАО «Газпром» белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа» протяженностью 575 км линейной части и 5 компрессорных станций. По магистральным трубопроводам, проходящим по территории Беларуси, осуществляются транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу. Численность персонала — около 6,5 тысяч человек. 100% акций «Белтрансгаза» принадлежат российскому ОАО «Газпром». Договор о покупке первого пакета акций был подписан 18 мая 2007 г., второго — 25 ноября 2011 г. |
Любопытная особенность сделки еще и в том, что Беларусь по выгодной для себя цене продала российской стороне убыточное предприятие, каковым на самом деле является «Белтрансгаз». Это не скрывает и «Газпром». В своей отчетности по МСФО за 2010 год газовый холдинг сообщал, что его доля в чистом убытке «Белтрансгаза» согласно доле владения составила 14,8 млрд. российских рублей.
«В целом чистый убыток «Белтрансгаза» за 2010 год, исходя из данных «Газпрома», был близок к 30 млрд. рублей. Отчетности по МСФО «Белтрансгаз» не публикует, но неофициально близкие к компании источники уточняют, что она еще и обременена «серьезными долгами», — отмечает российский «Коммерсант».
Естественно, такое положение дел «Газпром» не устраивает. Для «Белтрансгаза» уже установлена фиксированная минимальная доходность в размере 16 долларов с каждой проданной тысячи кубометров газа на внутреннем рынке. Такая наценка будет действовать в 2012 году. В результате «Газпром» рассчитывает получить суммарную выручку от продажи газа внутри Беларуси (с учетом надбавки) в пределах 330 млн. долларов.
Для «Белтрансгаза» также планируется ввести особый налоговый режим: ставка налога на прибыль должна снизиться с 24% до 18%. По всей видимости, отмечает Сергей Чалый, этот режим будет действовать, даже если для всех остальных субъектов хозяйствования ставка налога на прибыль в 2012 году сохранится на уровне 24%.
Что однозначно потеряла Беларусь, так это возможность серьезного влияния, в том числе и финансового, на деятельность «Белтрансгаза».
«Раньше возможностей было больше. Но после подписания соглашений рычагов влияния почти не осталось, несмотря на то, что формально «Белтрансгаз» — это предприятие, работающее на нашей территории и работающее по нашим законам», — подчеркивает эксперт.
Россия же хоть и приобрела убыточное предприятие, но, как заявил журналистам министр энергетики РФ Сергей Шматко, поставила жирную точку в газовых войнах с Беларусью.
«Газпром» стал стопроцентным владельцем транспортной сети «Белтрансгаза» и будет по своей системе поставлять газ непосредственно на территорию Европы», — заявил он.
За что?
Тем не менее, сделка по покупке «Белтрансгаза», как подчеркивают эксперты, все равно остается экономически бессмысленной. Да и весь энергетический подарочный набор Беларуси от России выглядит явным расточительством.
Да, это можно рассматривать как плату Беларуси за поддержку интеграционных проектов Путина. Но не слишком ли много Россия заплатила за такую благосклонность? Уж не пообещали ли белорусские власти России что-то еще помимо своего активного участия в развитии ЕЭП? Или же Россия оставила себе возможности для маневра и некоторого нивелирования в последующем предоставленных Беларуси льгот?
Гендиректор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев подчеркивает, что «это чисто геополитический шаг, и не имеет к экономике никакого отношения».
«Россия стремится к интеграции со своими соседями, к созданию ЕЭП, к возрождению совместно экономики и, в конечном счете, к синергетическому эффекту. Расчет делается на то, что восстановится такая интеграционная экономика, которая должна, судя по мировому опыту, стать достаточно конкурентоспособной», — считает эксперт.
«Это плата нам за то, что Россия хочет стать центром притяжения, — добавляет Сергей Чалый. — Нельзя получать политические выгоды, не платя за это экономическую цену».
Энергетические льготы для Беларуси — это одновременно и демонстрация преимуществ интеграции Украине, которую так хочет видеть в ЕЭП Россия, но которая упирается, так как перспективы развития связывает с Евросоюзом, а не с партнерами по СНГ.
«Россия понимает, что Украину надо чем-то поманить. И почти двукратное снижение цены на газ для Беларуси — тактический шаг в этом направлении», — убежден Сергей Чалый.
Что касается возможных угроз для Беларуси в связи с тем, что страна потеряла контроль над своей газотранспортной системой, то их нет, убежден Рустам Танкаев.
«Никто и никогда не ставил права собственности какого бы ни было объекта на своей территории выше суверенитета. Все, что находится на территории Беларуси, все равно подпадает под суверенитет страны и может быть изъято в любой момент», — считает эксперт.
Андрей КОЖЕМЯКИН