Почему госпредприятия не находят покупателей?
Реализация приватизационного плана уже позволила в текущем году продать акции 33 предприятий, принадлежащих государству. Впрочем, цифра эта до конца года наверняка увеличится — аукционы по продаже госпредприятий проводятся каждую неделю, а иногда даже и чаще. Портит картину тот факт, что многие аукционы проходят безрезультативно. Приходится, к сожалению, также констатировать, что денег белорусская приватизация приносит немного.
Знают ли инвесторы о белорусской приватизации?
Госкомимущество в текущем году выставило на продажу 168 госпредприятий. Акции 33 госпредприятий уже нашли покупателей. Ожидается, что по итогам года количество приватизированных предприятий достигнет сорока.
Специалисты Госкомимущества положительно оценивают этот результат.
«За время реализации прошлого приватизационного плана (в 2008-2010 гг.) были проданы акции 7 предприятий. В этом году ожидается 40. Динамика позитивная, и мы думаем, что положительная тенденция в этом направлении будет продолжена», — подчеркнула в беседе с корреспондентом Naviny.by начальник управления учета и распоряжения акциями Фонда государственного имущества Госкомимущества Анна Корнеевич.
В то же время хотелось бы разобраться в причинах, по которым многие госпредприятия, которые включены в план приватизации на текущий год, не нашли своих покупателей.
По мнению инвестиционных консультантов, аукционы срываются, главным образом, по двум причинам. Первая — присутствие в приватизационном списке заведомо непривлекательных для инвесторов активов.
«Второй очень важный момент, — маркетинг. Любой продукт нужно грамотно «упаковать», чтобы его купили. Хорошо, что Госкомимущество проводит презентацию отдельных проектов, но необходимо идти дальше — проводить семинары для инвесторов, прямые переговоры о продаже предприятия», — говорит директор департамента инвестиций инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.
Практика показывает, говорит эксперт, что инвесторы на многие предприятия не приходят, так как этим вопросом никто не занимается.
«Мы сейчас ведем работу о привлечении инвестиций на предприятие, которые ранее несколько раз выставлялось на продажу. Однако им на тот момент никто не занимался — потому и покупателей не было. Стоило правильно поставить работу, и приватизируемая компания, о которой мы говорим, сейчас имеет двух потенциальных инвесторов», — говорит Осипов.
По мнению инвестиционного консультанта, сильно рассчитывать, что малые госпредприятия станут сами искать себе инвесторов, не стоит.
«На госпредприятии работают наемные менеджеры, и не всегда менеджмент предприятия поддерживает смену формы собственности. Поэтому заниматься продажей предприятий должен тот, кто им владеет. В данном случае — государство», — подчеркивает Роман Осипов.
Плюс этого сценария, поясняет эксперт, заключается в том, что государство может привлечь нескольких инвесторов, что создаст конкуренцию и увеличит стоимость продаваемых пакетов акций.
«Директор, если и занимается поиском инвесторов, то выбирает одного инвестора, с которым ему, директору, будет комфортнее работать. Это еще одна причина того, почему именно государство должно искать инвесторов, а не менеджмент. В тех конкурсах, где была конкуренция, цена продаваемого предприятия увеличивалась», — говорит Осипов.
В свою очередь, специалисты Госкомимущества полагают, что больших проблем с информированностью инвесторов о белорусской приватизации не существует.
«Госкомимущество со своей стороны сделало все, чтобы аукционы и конкурсы были результативными. На нашем сайте размещена полная информации о продаваемых организациях, мы организуем встречи инвесторов с представителями предприятий. Мы также попытались довести эту информацию до иностранных инвесторов, передавав ее нашим загранучреждениям. Кроме этого, проводили мы и семинары», — рассказывает Анна Корнеевич.
По ее мнению, приватизационные сделки, заключенные в 2011, станут хорошим примером для других инвесторов.
«Продажа предприятий — процесс постепенный. В будущем году мы будем продавать акции тех предприятий, которые не продали в этом году, а также акционерные общества, продажа которых изначально была запланирована на 2012-й. Кроме этого, концерн «Беллегпром» предлагает включить в план приватизации большое число предприятий. Я думаю, что приватизационные сделки 2011 года станут хорошим примером для других инвесторов, и в будущем году они будут вести себя более активно», — считает Анна Корнеевич.
Малая приватизация приносит малые деньги
Обращает на себя внимание также финансовый эффект от проходящей приватизации. Бывший глава Нацбанка Петр Прокопович радел за то, чтобы Беларусь в 2011 году получила большие деньги от продажи госсобственности. В связи с этим по инициативе Нацбанка в Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год было вписано задание по притоку в страну прямых иностранных инвестиций в размере 6,4 млрд. долларов. Почти половину из этой суммы планировалось привлечь от приватизации.
«В 2011 году перед нами стоит задача привлечь 6,4 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций. Но цифра зависит в том числе и от продажи госсобственности. В следующем году мы планируем выручить от ее продажи примерно 3 млрд. долларов», — говорил Петр Прокопович, отвечая год назад, в ноябре 2010-го, на вопросы Naviny.by.
Однако, как свидетельствуют последние данные за этот год, больших денег от продажи госсобственности стране пока получить не удалось. Ситуация, конечно, может измениться после 25 ноября, когда, как ожидается, будет заключена сделка по продаже акций «Белтрансгаза» на сумму 2,5 млрд. долларов.
Но вот реализация утвержденного приватизационного плана на 2011-2013 гг. приносит в страну не те деньги, которые хотелось бы видеть. Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, от продажи упомянутых 33 предприятий, которые были реализованы в текущем году на аукционах и конкурсах, государство получит 131,3 млрд. рублей, что эквивалентно по сегодняшнему курсу 15 млн. долларов.
Результат неутешительный, но закономерный. Если бы в план приватизации на 2011-2013 гг. включили крупные предприятия, денежный эффект от приватизации получился бы куда более весомым. Но включили туда в основном малые предприятия. Стоимость большинства предприятий по новому курсу не превышает миллиона долларов. Разумеется, при таком приватизационном перечне сложно было рассчитывать на большой материальный эффект от приватизации.
Пожалуй, главный плюс текущей приватизации состоит в том, что она может привести более эффективных собственников на малые предприятия.
«Когда инвестор отдает миллион долларов за предприятие, он зачастую понимает, что на этом расходы не заканчиваются. Чтобы быстрее окупить вложенные деньги, приходится вкладывать ресурсы в развитие приобретенного бизнеса. Поэтому приватизация даже малых предприятий может принести положительный эффект для экономики страны», — отмечает Роман Осипов.
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова отмечает, что сегодня наибольший интерес для инвесторов представляют экспортоориентированные предприятия. В качестве примера эксперт привела приватизационные сделки с мебельными предприятиями, продукция которых сегодня активно экспортируется.
«Приватизационные сделки, заключенные в этом году, показывают, что инвесторы идут на предприятия, которые имеют экспортный потенциал. Наглядным примером является покупка мебельных предприятий. Модернизация таких предприятий позволит увеличить производство и экспорт мебели», — отмечает Акулова.
Что же касается белорусских предприятий, ориентированных на внутренний рынок, то их инвестиционная привлекательность будет во многом зависеть от макроэкономической ситуации в стране. «Выходить на рынок, на котором внутренний спрос сокращается, инвесторы не станут. Поэтому инвестиционная привлекательность предприятий, продукция которых ориентирована на внутренний рынок, будет зависеть от макроэкономической ситуации в стране», — резюмировала Мария Акулова.
Дмитрий ЗАЯЦ