МАЗ: главное не ПЕРЕоценить

Источник материала:  
21.11.2011 14:02 — Новости Экономики

Государство не устроила независимая оценка ОАО "Минский автомобильный завод". Второй оценщик активов МАЗа будет определен в течение месяца. Однако наблюдатели сомневаются, что стоимость МАЗа может быть значительно выше той цены, которую определил Ernst & Young.


Заседание комиссии по вопросам высылки предложений потенциальным компаниям и

оценщикам МАЗа уже состоялось. Об этом поведал  заместитель финансового директора ОАО "МАЗ" Олег Юшко, передает БелТА.

"Мы разослали предложения всем независимым компаниям, которые, на наш взгляд, могли бы провести такую оценку", - отметил О.Юшко. При этом он подчеркнул, что сама процедура проведения конкурса и выбор компании-оценщика будут в рамках действующего законодательства.

Эксперт отметил, что итоги конкурса будут подведены в самое ближайшее время. "В течение месяца, думаю, будет определена компания, которая будет проводить дополнительную оценку нашего имущества и наших активов", - сказал он.

Напомним, что власти Беларуси осталась недовольна независимой оценкой Минского автозавода. По этой причине было принято решение нанять нового оценщика (см БДГ  от 15 ноября). Официальных объяснений, почему белорусская сторона не хочет признавать результаты оценки, проведенной Ernst & Young, не прозвучало. 

Аудиторская компания Ernst & Young оценила МАЗ в 800 млн. долларов. Белорусская сторона оказалась недовольна проведенной оценкой и попросила аудиторов провести переоценку активов МАЗа. Однако компания Ernst & Young, по имеющимся данным, отказалась переоценивать МАЗ, после чего белорусский автозавод и объявил тендер по выбору нового оценщика, пишут Белорусские новости

По данным издания, наряду с Ernst & Young Минский автозавод оценивала еще и государственная оценочная компания. Государственная структура оценила МАЗ в два раза дороже, чем Ernst & Young. Объявив новый тендер  по выбору независимого оценщика, государство, таким образом, хочет подтвердить, что Минский автозавод действительно стоит дороже.

Стремление государства, которое является сегодня собственником МАЗа, оценить предприятие подороже легко объяснимо. Правительство еще в начале этого года заявило о планах создать на равноправной основе холдинг с участием МАЗа и российского КАМАЗа.

В свою очередь, руководство корпорации Ростехнологии, которой принадлежат акции КАМАЗа, уверено, что камский производитель грузовых автомобилей стоит дороже Минского автозавода. Соответственно, по логике Ростехнологий, большинство голосов в наблюдательном совете белорусско-российского холдинга должно принадлежать камскому автозаводу.

Однако белорусское правительство намерено добиваться своего и настаивать, чтобы МАЗ в холдинге имел равные с КАМАЗом права. Премьер-министр Михаил Мясникович, посещая 18 ноября МАЗ, заявил, что холдинг «должен создаваться на паритетных для двух сторон условиях».

Благодаря повторной оценке МАЗа, государство, очевидно, хочет доказать, что белорусское предприятие стоит почти столько же, как и российское. Вместе с тем, наблюдатели сомневаются, что мнение нового независимого оценщика может существенно разойтись с позицией Ernst & Young.

По мнению экспертов, которые знакомы с подходами оценочных компаний, Ernst & Young вел себя абсолютно объективно в отношении МАЗа. При оценке МАЗа аудиторская компания учитывала инвестиционные риски, макроэкономическую ситуацию в стране, влияние девальвации на стоимость активов. Поэтому стоимость МАЗа вряд ли может быть значительно выше той цены, которую определил Ernst & Young. 

Так, аналитик инвестиционной компании «Ренессанс Капитал» Александра Серова напоминает, что выручка МАЗа в первом полугодии 2011 года составила 418 млн. долларов, что значительно ниже выручки КАМАЗа в 1545 млн. долларов. «На наш взгляд, равная оценка МАЗа и КАМАЗа будет экономически необоснованной», — говорит А.Серова.

С другой стороны, сильно переживать по поводу того, что цена МАЗа значительно ниже стоимости КАМАЗа, не стоит. Наряду с КАМАЗом кооперацию Минскому автозаводу предлагает сегодня Группа ГАЗ, принадлежащая «Русским машинам» (точнее, российскому бизнесмену Олегу Дерипаске). В отличие от КАМАЗа, который предлагает создать на неденежной основе холдинг с МАЗом, структура Дерипаски готова купить Минский автозавод. По той цене, которую определит независимый оценщик.

Однако последние действия белорусской стороны говорят о том, что власти большого внимания предложениям Группы ГАЗ не уделяют. Равно как и Венесуэлы. Информированные эксперты говорят, что, на самом деле, государство хочет сегодня сохранить контроль над МАЗом и поэтому рассматривает лишь те варианты, которые позволят это достичь. Вот только без потери контроля над МАЗом создать холдинг с камским заводом, как видно, тоже не получается.

Вместе с тем, эксперты указывают, что МАЗу все-таки желательно с кем-то объединиться. «На российском рынке, где работает МАЗ, будет усиливаться конкуренция. Поэтому Минскому автозаводу нужно с кем-то объединяться, чтобы в этой конкуренции не проиграть», — говорит директор департамента инвестиций инвестиционной компании «Юнитер» Роман Осипов.

При этом, добавляет эксперт, белорусской стороне нужно определиться со стратегией. «Либо мы идем на российский рынок с нероссийским игроком, либо выбираем российского партнера. Но в последнем случае мы должны быть уверены в том, что конкуренция белорусского производителя с российским партнером на рынке России будет сведена к минимуму», — говорит Р.Осипов.

Если же МАЗу так и не удастся ни с кем объединиться, перспективы белорусского производителя на российском рынке могут заметно усложниться. Ранее гендиректор Минского автозавода Александр Боровский уже подчеркивал, что «МАЗ сегодня в одиночку не сможет выжить, нам надо с кем-то объединяться».

Кстати, существует такая гипотеза, что если Беларусь сейчас откажется от предложений КАМАЗа и ГАЗа, то в ответ названные производители грузовой техники могут объединить усилия по вытеснению МАЗа с российского рынка.

←Высота первого минского небоскреба «Парус» составляет уже сто метров

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика