Как изменились планы правительства после совещания у президента?
Белорусские власти готовятся к очередному обсуждению прогноза социально-экономического развития на 2012 год. По данным Naviny.by, на следующую неделю запланировано новое совещание по этому вопросу с участием главы государства. Куда государство поведет экономику? Хотелось бы, чтобы власти не отказывались от октябрьских предложений правительства, но шансов на это почти не осталось.
На пути к росту ВВП и гиперинфляции
Еще в начале октября, по данным Naviny.by, правительство инициировало принятие незамедлительных мер по сокращению инфляции. Проект макропрогноза на 2012 год, подготовленный полтора месяца назад и предусматривавший снижение инфляции до уровня 19% в 2012 году, содержал пакет антиинфляционных мер. В том числе, сокращение объемов эмиссионного кредитования (не более 2 трлн. рублей за сентябрь-декабрь 2011-го). Второе условие снижения инфляции — доведение процентных ставок по кредитам до положительного уровня (т.е. выше уровня инфляции).
Однако до настоящего времени эти предложения не реализованы. Ставки по кредитам находятся в глубоко отрицательном значении (ниже уровня инфляции), не выполнено задание и по объемам эмиссионного кредитования. За сентябрь-октябрь эмиссионное финансирование экономики уже превысило 2 трлн. рублей. Более того, ожидают наблюдатели, в ноябре-декабре 2011 года объемы эмиссионной господдержки сохранятся. Поэтому, как отмечают эксперты Naviny.by, о снижении инфляции до 19% в 2012 году не может быть и речи.
Продолжение высокой инфляции следует ожидать еще и вот по какой причине. Как удалось выяснить интернет-газете Naviny.by, после критики, прозвучавшей 10 ноября со стороны главы государства, правительству в настоящее время приходится пересматривать планируемые темпы роста ВВП на 2012 год. Естественно, в сторону увеличения показателя.
Если ранее правительство собиралось ограничиться ростом ВВП в размере 1,5%, то сегодня, по данным Naviny.by, предлагается утвердить рост ВВП в размере 5,2%. Как ожидается, новый макропрогноз на 2012 году будет рассматриваться уже на следующей неделе — на совещании у Лукашенко.
Впрочем, есть вероятность, что даже пятипроцентный рост ВВП в 2012 году может не удовлетворить высшее руководство страны. Уже сегодня в коридорах власти раздаются голоса, что нужно выполнять, как требовал того президент, пятилетний план и установить рост ВВП на еще более высокой отметке. Впрочем, по экспертным оценкам, даже увеличения ВВП на 5% «хватит», чтобы взвинтить инфляцию и породить девальвацию белорусского рубля в 2012 году.
По расчетам правительства, которые были презентованы на заседании Совета министров 8 ноября, значительного прироста ВВП можно добиться только за счет увеличения эмиссионных источников. Если для роста ВВП в 1,5% требовалось изыскать кредитных ресурсов в размере 12 трлн. рублей, то рост ВВП на 5,2%, по экспертным оценкам, возможен в 2012 году лишь в случае удвоения названной суммы.
С учетом этого велика вероятность повторения событий 2011 года. Кстати, по итогам нынешнего года правительство ожидает рост ВВП также где-то на уровне 5%. Чтобы достичь такого роста, государство в этом году направит в экономику в виде кредитов более 22 трлн. рублей. Но к каким последствиям привела такая политика? Беларусь в нынешнем году стала лидером в мире по уровню девальвации и инфляции.
Нацвалюта девальвирована почти на 200%, а инфляция с начала года (по состоянию на 8 ноября) — 96,4%. Уже в ноябре Беларусь будет причислена к странам с гиперинфляцией (более 100%) и, по мнению экспертов, следует ожидать ее повторение в будущем году в случае утверждения цели по высоким (более 5%) темпам роста ВВП. О стабильности курса нацвалюты, утверждают эксперты, при больших объемах эмиссии, которые будут необходимы для роста ВВП, также не может идти речи.
Апологеты старой политики
Почему же столь негативные последствия эмиссионной политики не приводят к пересмотру экономических планов властей? Почему октябрьские предложения правительства, направленные на резкое сокращения объемов эмиссии, не были поддержаны высшим руководством страны?
Эксперты, опрошенные интернет-газетой Naviny.by, указывают на ряд факторов. Первый — в окружении президента сильно влияние апологетов старой экономической модели, выступающих в защиту плановой экономики.
«Расчет такой: нужно довести напряженное задание и пусть правительство крутится, выполняет его. Вопрос, какая будет цена выполнения такого задания, волнует не всех», — говорит информированный собеседник Naviny.by.
Кроме этого, говорят эксперты, сторонниками прежнего экономического курса являются губернаторы, которые привыкли к былым объемам господдержки.
В этой связи достаточно показательным было выступление губернатора Витебской области Александра Косинца на заседании Совмина 8 ноября. Председатель Витебского облисполкома сообщил, что область находится в тяжелом финансовом состоянии, и без помощи правительства ни оплатить долги, ни провести посевную кампанию Витебщина не сможет.
«Нам выделяют на будущий год 840 млрд. рублей. В то же время гарантийные обязательства исполкома только за минеральные удобрения, технику и дизельное топливо составляют 807 млрд. рублей. Что остается? Уже к 1 апреля необходимо гарантийные обязательства исполнить в размере 510 млрд. рублей», — сообщил Александр Косинец.
В этой связи губернатор попросил правительство выделить области дополнительные кредитные ресурсы. «Потому что на посевную кампанию, на уборку, заготовку кормов нужно 1 трлн. 400 млрд. рублей», — пояснил Косинец и плюс к деньгам «убедительно попросил отсрочку и рассрочку платежей по долговым обязательствам».
Ожидая от правительства финансовой помощи, губернаторы, естественно, не могли одобрить предложения Совмина по резкому сокращению госрасходов. Напомним, что проект прогноза социально-экономического развития на 2012 год, одобренный правительством в начале ноября, предполагал сокращение объемов кредитования сельского хозяйства в будущем году почти в три раза — с 12 до 4,5 трлн. рублей.
В условиях гиперинфляции и нестабильности курса нацвалюты высшему руководству страны необходимо было поддержать предложения Совмина в части «сжатия» денежной массы. Это позволило бы погасить инфляционные процессы в будущем году.
Некоторые эксперты в госорганах высказывают даже мнение, что в сегодняшней ситуации целесообразно принять для стабилизации ситуации в стране четкую антикризисную программу. Под конкретную антикризисную платформу, считают эксперты, можно было привлечь на выгодных условиях заимствования и тем самым преодолеть возникшие трудности.
Однако власти решили идти иным путем. Не признавая кризиса, требуя выполнять плановые показатели, белорусское руководство сегодня намерено продолжать старую политику. Которая жалеет иждивенцев и бьет по кошельку остальную часть населения.
Дмитрий ЗАЯЦ