Бизнес на распутье: уехать и развиваться или остаться и выживать
По пессимистичным прогнозам экспертов, из-за кризиса в ближайший год может закрыться до 30 тысяч субъектов малого предпринимательства. Самый оптимистичный сценарий развития ситуации для бизнеса — это мелкие реформы со стороны государства и незначительное улучшение делового климата. О глобальном реформировании экономики предпринимателям придется забыть.
Несмотря на то, что до конца года еще полтора месяца, уже сейчас можно признать: Год предприимчивости откровенно провалился. Вместо масштабной либерализации и улучшения делового климата бизнес получил серию ударов в виде роста инфляции (за 10 месяцев — 88,7%), валютного кризиса и долгов.
Эксперты уже подсчитали, что в период кризисов этого года малый бизнес утратил не менее 50% оборотного капитала. Внутренний платежеспособный спрос только за январь-август 2011 года снизился в 2,5 раза. Чистый убыток за этот же период увеличился в 1,6 раза, а просроченная задолженность по кредитам и займам — в 2 раза.
Многие субъекты предпринимательства сейчас находятся в подвешенном состоянии. И не только из-за ухудшившегося финансового положения. Они не могут прогнозировать развитие бизнеса из-за неопределенности по поводу дальнейших действий государства.
«Никто не знает, что будет через три месяца, через год, какая будет инфляция, обменный курс, доступ к валюте. Если бы была принята программа по ужесточению денежно-кредитной политики, это бы дало какую-то предсказуемость. Но пока государство оттягивает принятие решения», — отмечает региональный менеджер Horizon Capital, инвестиционный банкир Владимир Василевский.
Но практика показала, что ждать милости от властей — дело неблагодарное и рискованное. Рассчитывать на что-то лучшее мешает и финансовая неустойчивость бизнеса, которая проявляется в низкой доходности, отсутствии клиентуры, сокращении рынков сбыта. Чтобы не оказаться в еще большей финансовой яме, субъекты предпринимательской деятельности активно распродают свои бизнесы.
По оценкам руководителя проекта Vashafirma.byЮрия Эбера, на 1 октября 2011 года в открытую продажу было выставлено 739 предприятий негосударственной формы собственности по заявленной стоимости 119,7 млн. долларов.
На начало года в продаже было 606 объектов на сумму 122,3 млн. долларов. Средняя стоимость предложенного бизнеса сократилась на 20%. «Но если учесть тот факт, что стоимость значительной части предприятий формировалась в докризисный период и первоначально заявленная цена вопроса не изменялась, то капитализация предлагаемых предприятий снизилась в два раза», — поясняет Юрий Эбер.
Между тем далеко не все бизнесы выставлены в открытую продажу. «Число не заявленных к публичной продаже бизнесов, по моим сведениям, равна примерно 115 млн. долларов. Серьезны ли эти цифры? В октябре 2011 года Госкомитетом по имуществу будут выставлены на продажу акции 48 ОАО на сумму 108,5 млн. долларов», — отметил эксперт.
Наихудшим вариантом для экономки в следующем году может стать продажа и отток бизнеса из страны. По мнению руководителя Центра деловых коммуникаций BEL.BIZТатьяны Маринич, такой сценарий нельзя исключать, если кризисные явления в экономике будут нарастать.
«Из-за продолжающегося кризиса компании не смогут прогнозировать свои финансовые результаты, что приведет к оттоку бизнеса. А это означает масштабный вывоз капитала за пределы страны», — отмечает эксперт.
Вывоз капитала из Беларуси за II квартал уже превысил 300 млн. долларов. Из них 171,3 млн. долларов проходят по статье прямых инвестиций нерезидентов, а еще 129 млн. долларов — наличных и депозитов других секторов экономики.
Отток бизнеса из страны могут спровоцировать не только кризисные явления в экономике, считает председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
«Существующий в Беларуси уровень налоговой нагрузки не позволяют нашим субъектам хозяйствования на равных конкурировать с соседями по Таможенному союзу и ЕЭП. И если будет очевидным, что бизнес выгоднее вести не в Беларуси, а, например, в Смоленской или Псковской областях России, то определенный процент бизнесменов переедут туда. Чтобы это предотвратить, нужно внести ряд изменений в налоговое законодательство. Однако в этом вопросе мы с нашими коллегами из органов госуправления пока не находим понимания», — поясняет эксперт.
Безусловно, уход малого бизнеса из страны скажется на жизнеспособности экономики. Ведь малый бизнес формирует почти 40% белорусского экспорта, 28,2% розничного товарооборота и дает почти 30% налоговых сборов.
Эксперты прогнозируют закрытие до 30 тысяч субъектов малого предпринимательства и появления почти 300 тысяч безработных. Страна в этом случае не дополучит как минимум 9% платежей в бюджет.
Впрочем, в бизнес-среде все же рассчитывают на какую-то стабилизацию в экономике и хотя бы минимальные улучшения условий ведения бизнеса посредством реформ со стороны государства.
«Если ситуация и улучшится для малого бизнеса, то несущественно. В целом, кризисные явления в экономике так быстро не остановятся», — подчеркивает Александр Швец.
Эксперты едины во мнении, что полумеры — это не тот выход из ситуации, которого ждет бизнес. Ведь в этом случае нет смысла говорить о благополучном развитии бизнеса, так как перед многими субъектами предпринимательства будет стоять задача не развиваться, а выжить.
Поэтому бизнес ждет глобальных реформ от государства. Прежде всего, прозрачной приватизации, снижения налоговой нагрузки, развития фондового рынка, запуска программы частно-государственного партнерства.
Однако, отмечает Александр Швец, «вряд ли стоит рассчитывать на глобальное реформирование в экономике. Инициатива государство будет сосредоточена на крупной госсобственности».
Андрей КОЖЕМЯКИН