Застройщик ТЦ "Славянский": объект готов, а претензии отдельных дольщиков безосновательны
15.11.2011 09:29
—
Новости Экономики
Застройщик ТЦ "Славянский": объект готов, а претензии отдельных дольщиков безосновательны
Строительство торгового центра "Славянский" и паркинга напротив торгового дома "На Немиге" затянулось, но, наконец, забор убран, и долгожданный объект, кажется, должен вот-вот заработать. Однако на днях около десятка участников долевого строительства парковки с торговым центром (кстати всего дольщиков около 450) обратились с жалобами в госорганы. В перечне претензий - уменьшение причитающихся им торговых площадей без компенсации, несогласованная перепланировка, и вообще незаконченная стройка.
На финишной прямой
Среди лиц, чью деятельность требовали проверить, был и один из бенефициарных владельцев ОАО "Технобанка", учредитель застройщика объекта, ОДО "Паркинг", Игорь Курач. К нему TUT.BY и обратился за комментариями.
Оказалось, что строительство объекта завершилось еще в июле, а 26 августа 2011 года приемочная комиссия подписала акт о приемке объекта в эксплуатацию (акт приемки есть в распоряжении TUT.BY).
"Объект принят в эксплуатацию без замечаний, а это редкий случай. После сдачи застройщик, уже имея на руках акт ввода в эксплуатацию, обращается в Бюро технической регистрации объектов недвижимости, заключает с ними договор, и БТИ производит техническую инвентаризацию и обмеры всех помещений, изготавливает техпаспорт, выдает регистрационное удостоверение на здание и присваивает ему почтовый адрес", - пояснил Курач.
Такой договор с БТИ заключен 13 сентября (копия есть в распоряжении TUT.BY), все работы оплачены. По условиям договора работы должны быть полностью завершены до 31 декабря нынешнего года. "Но по просьбе Мингорисполкома и исполкома Центрального района, учитывая социальную важность – только на нашем объекте там есть парковки, а ситуация в этом плане очень напряженная – БТИ взялось изготовить техпаспорта до 18 ноября", - рассказал Игорь Курач.
Пока на объекте работает только парковка. С 26 августа она запущена в тестовом (бесплатном) режиме и уже загружена на 20-25%. Там паркуется персонал, дольщики, жители близлежащих жилых домов, собственники офисов.
Представители застройщика пояснили, что объект начнет эксплуатироваться полностью, когда большинство собственников сделают отделку помещений, поставят оборудование, завезут товары и зарегистрируют кассовые аппараты. Как правило, на это уходит от трех месяцев до года.
Курач рассказал, что ряд дольщиков уже с января 2011 года делали ремонт помещений по своим дизайн-проектам, заказывали оборудование, рекламные вывески. "Эти магазины с момента получения технического паспорта, дающего право зарегистрировать на этот адрес кассовый аппарат, готовы открыться. Но таких, к сожалению, процентов 15", - посетовал он.
Есть претензии?
Претензии по поводу препланировки и несоответствия площадей застройщик называет абсолютно надуманными. "На объекте 1,5 тысячи обособленных помещений, офисов, магазинов, складов, машиномест. Когда заключается договор долевого участия, к нему прилагается схема – там указывается месторасположения объекта, приблизительный контур и площадь. В ходе строительства любого объекта, как правило, возникают ситуации, когда на 1-2 метра не совпадает площадь – в большую или меньшую сторону. На нашем объекте 8 магазинов с недостатком площадей (от 50 см до 2,5 м), магазинов с превышением площади, по сравнению с оговоренной в договоре, около 180", - разъяснил он механизм работы с дольщиками.
Проблема известна и у нее есть 3 варианта решения. Первый: выплачивается денежная компенсация с учетом индексации. Два дольщика нового торгового центра на такую компенсацию уже согласились. Второй: при наличии возможности, когда в соседних помещениях есть избыток площади, производится передвижка стен. В четырех магазинах площадь была откорректирована таким образом. Такой вариант используется, когда дольщик под свою площадь уже заказал оборудование, или если подписано соглашение с иностранной компанией, у которой есть требование чтобы магазин, имел определенную площадь (не менее 100 кв м, к примеру). Третий: дольщику по соглашению с ним предоставляется другое аналогичное помещение нужной площади на том же или другом этаже объекта.
"У нас нет ни одного дольщика, от которого письменно или устно поступил бы вопрос по площади помещения, а мы не пошли ему навстречу, - заверил Курач. – Есть единственный дольщик по цокольному этажу, с которым идет судебное разбирательство. Но он встречно должен застройщику сумму, вдвое большую, чем он заплатил, и в качестве обеспечения мы удерживаем причитающиеся ему метры. Это – исключение".
А что же с перепланировкой? Застройщик заверяет, что перепланировок не было ни в одном помещении, если не считать случаев, когда в помещении оказывался элемент опорной конструкции – колонна. "Инженерными расчетами они предусмотрены, для торгового помещения это может быть неприятно, но в договоре не указывается, что помещение должно быть без колонн. Обычно это обыгрывается – примерочные делаются и т.п. Но если принципиально отсутствие колонн (к примеру, человек торгует крупными вещами) мы тоже находим варианты по замене или, в крайнем случае, по выкупу помещения по рыночной цене", - подчеркнул Игорь Курач.
По его мнению, озвученные претензии одного из дольщиков, Семен Гершанова, который был владельцем бара на месте, где построен новый торговый центр, также безосновательны. "Естественно, о том, что объект достроен и введен в эксплуатацию, он знает, дольщики получили копии акта о вводе в эксплуатацию. Человек был в курсе, какое помещение покупает, но позже решил разбить его на несколько магазинчиков, чтобы больше выручить от аренды. Сейчас он пытается путем такого шантажа добиться того, чтобы мы сделали дополнительные двери, которые выходят на пути эвакуации. Но это невозможно: есть минимальная ширина коридора – 1,5 м, и там не может ни дверь открываться, ни роллета, ведь в случае пожара это может привести к трагедии. Он пытался сам согласовать такие изменения, но на нарушение СНИПов никто не пойдет. Вот и начал жаловаться…"
Трудный объект
"Хотя объект был трудный, но благодаря тесному сотрудничеству и оказанию активной помощи со стороны Мингорисполкома и администрации Центрального района Минска, мы достойно завершили работу. Большинству соседних объектов до сдачи еще далеко", - уверен Игорь Курач.
"Мы стали его хозяевами после того, как сами оказались в числе дольщиков и увидели, что первоначальный застройщик не смог выполнять обязательства. – вернулся собеседник к началу истории строительства. - Стройку решили вытянуть и выкупили все права".
Впрочем, объект действительно строился медленнее запланированного, причем не повезло ему дважды. Сперва некстати случился кризис 2008 года. Объект частично финансировался за счет средств дольщиков, частично – за счет банковских кредитов, и когда финансирующий банк начал испытывать трудности, было приостановлено кредитование. "Мы получили кредиты в других банках, снизили цену и продали больше своих площадей, но выпутались из ситуации. Строительство ни на день не прекращалось", - заверил собеседник. Вторая неприятность – происходившие несколько лет подряд подтопления Немиги. "Мы приняли решения для подстраховки внести изменения в проект цокольного этажа, предусмотрев там дренажную систему, колодцы по откачке воды, а также перемещение эскалатора – нижнюю ступеньку подняли на метр, чтобы в случае подтопления этажа не произошло замыкания. Пересогласование заняло еще год", - пояснил Курач.
Теперь до начала работы остался последний шаг. Документы от БТИ застройщик ожидает уже на этой неделе.
На финишной прямой
Среди лиц, чью деятельность требовали проверить, был и один из бенефициарных владельцев ОАО "Технобанка", учредитель застройщика объекта, ОДО "Паркинг", Игорь Курач. К нему TUT.BY и обратился за комментариями.
Оказалось, что строительство объекта завершилось еще в июле, а 26 августа 2011 года приемочная комиссия подписала акт о приемке объекта в эксплуатацию (акт приемки есть в распоряжении TUT.BY).
"Объект принят в эксплуатацию без замечаний, а это редкий случай. После сдачи застройщик, уже имея на руках акт ввода в эксплуатацию, обращается в Бюро технической регистрации объектов недвижимости, заключает с ними договор, и БТИ производит техническую инвентаризацию и обмеры всех помещений, изготавливает техпаспорт, выдает регистрационное удостоверение на здание и присваивает ему почтовый адрес", - пояснил Курач.
Такой договор с БТИ заключен 13 сентября (копия есть в распоряжении TUT.BY), все работы оплачены. По условиям договора работы должны быть полностью завершены до 31 декабря нынешнего года. "Но по просьбе Мингорисполкома и исполкома Центрального района, учитывая социальную важность – только на нашем объекте там есть парковки, а ситуация в этом плане очень напряженная – БТИ взялось изготовить техпаспорта до 18 ноября", - рассказал Игорь Курач.
Пока на объекте работает только парковка. С 26 августа она запущена в тестовом (бесплатном) режиме и уже загружена на 20-25%. Там паркуется персонал, дольщики, жители близлежащих жилых домов, собственники офисов.
Представители застройщика пояснили, что объект начнет эксплуатироваться полностью, когда большинство собственников сделают отделку помещений, поставят оборудование, завезут товары и зарегистрируют кассовые аппараты. Как правило, на это уходит от трех месяцев до года.
Курач рассказал, что ряд дольщиков уже с января 2011 года делали ремонт помещений по своим дизайн-проектам, заказывали оборудование, рекламные вывески. "Эти магазины с момента получения технического паспорта, дающего право зарегистрировать на этот адрес кассовый аппарат, готовы открыться. Но таких, к сожалению, процентов 15", - посетовал он.
Есть претензии?
Претензии по поводу препланировки и несоответствия площадей застройщик называет абсолютно надуманными. "На объекте 1,5 тысячи обособленных помещений, офисов, магазинов, складов, машиномест. Когда заключается договор долевого участия, к нему прилагается схема – там указывается месторасположения объекта, приблизительный контур и площадь. В ходе строительства любого объекта, как правило, возникают ситуации, когда на 1-2 метра не совпадает площадь – в большую или меньшую сторону. На нашем объекте 8 магазинов с недостатком площадей (от 50 см до 2,5 м), магазинов с превышением площади, по сравнению с оговоренной в договоре, около 180", - разъяснил он механизм работы с дольщиками.
Проблема известна и у нее есть 3 варианта решения. Первый: выплачивается денежная компенсация с учетом индексации. Два дольщика нового торгового центра на такую компенсацию уже согласились. Второй: при наличии возможности, когда в соседних помещениях есть избыток площади, производится передвижка стен. В четырех магазинах площадь была откорректирована таким образом. Такой вариант используется, когда дольщик под свою площадь уже заказал оборудование, или если подписано соглашение с иностранной компанией, у которой есть требование чтобы магазин, имел определенную площадь (не менее 100 кв м, к примеру). Третий: дольщику по соглашению с ним предоставляется другое аналогичное помещение нужной площади на том же или другом этаже объекта.
"У нас нет ни одного дольщика, от которого письменно или устно поступил бы вопрос по площади помещения, а мы не пошли ему навстречу, - заверил Курач. – Есть единственный дольщик по цокольному этажу, с которым идет судебное разбирательство. Но он встречно должен застройщику сумму, вдвое большую, чем он заплатил, и в качестве обеспечения мы удерживаем причитающиеся ему метры. Это – исключение".
А что же с перепланировкой? Застройщик заверяет, что перепланировок не было ни в одном помещении, если не считать случаев, когда в помещении оказывался элемент опорной конструкции – колонна. "Инженерными расчетами они предусмотрены, для торгового помещения это может быть неприятно, но в договоре не указывается, что помещение должно быть без колонн. Обычно это обыгрывается – примерочные делаются и т.п. Но если принципиально отсутствие колонн (к примеру, человек торгует крупными вещами) мы тоже находим варианты по замене или, в крайнем случае, по выкупу помещения по рыночной цене", - подчеркнул Игорь Курач.
По его мнению, озвученные претензии одного из дольщиков, Семен Гершанова, который был владельцем бара на месте, где построен новый торговый центр, также безосновательны. "Естественно, о том, что объект достроен и введен в эксплуатацию, он знает, дольщики получили копии акта о вводе в эксплуатацию. Человек был в курсе, какое помещение покупает, но позже решил разбить его на несколько магазинчиков, чтобы больше выручить от аренды. Сейчас он пытается путем такого шантажа добиться того, чтобы мы сделали дополнительные двери, которые выходят на пути эвакуации. Но это невозможно: есть минимальная ширина коридора – 1,5 м, и там не может ни дверь открываться, ни роллета, ведь в случае пожара это может привести к трагедии. Он пытался сам согласовать такие изменения, но на нарушение СНИПов никто не пойдет. Вот и начал жаловаться…"
Трудный объект
"Хотя объект был трудный, но благодаря тесному сотрудничеству и оказанию активной помощи со стороны Мингорисполкома и администрации Центрального района Минска, мы достойно завершили работу. Большинству соседних объектов до сдачи еще далеко", - уверен Игорь Курач.
"Мы стали его хозяевами после того, как сами оказались в числе дольщиков и увидели, что первоначальный застройщик не смог выполнять обязательства. – вернулся собеседник к началу истории строительства. - Стройку решили вытянуть и выкупили все права".
Впрочем, объект действительно строился медленнее запланированного, причем не повезло ему дважды. Сперва некстати случился кризис 2008 года. Объект частично финансировался за счет средств дольщиков, частично – за счет банковских кредитов, и когда финансирующий банк начал испытывать трудности, было приостановлено кредитование. "Мы получили кредиты в других банках, снизили цену и продали больше своих площадей, но выпутались из ситуации. Строительство ни на день не прекращалось", - заверил собеседник. Вторая неприятность – происходившие несколько лет подряд подтопления Немиги. "Мы приняли решения для подстраховки внести изменения в проект цокольного этажа, предусмотрев там дренажную систему, колодцы по откачке воды, а также перемещение эскалатора – нижнюю ступеньку подняли на метр, чтобы в случае подтопления этажа не произошло замыкания. Пересогласование заняло еще год", - пояснил Курач.
Теперь до начала работы остался последний шаг. Документы от БТИ застройщик ожидает уже на этой неделе.