Чем грозит бизнесу "черная метка"

Источник материала:  
14.11.2011 13:48 — Новости Экономики

Для недобросовестных субъектов хозяйствования будет создан специальный реестр. Инициатива его создания поддержана контролирующими структурами – Комитетом госконтроля и МНС. В «черный список» предпринимателей могут попасть и вполне законопослушные субъекты хозяйствования, обеспокоены бизнес-союзы.


На прошлой неделе Комитет госконтроля выступил с предложениями по борьбе с так называемыми лжепредпринимательскими структурами. Для усиления такой борьбы к настоящему времени, сообщает Комитет госконтроля, подготовлены изменения в Уголовный кодекс. Кроме этого, КГК сообщает, что Министерством по налогам и сборам подготовлен проект указа президента «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

Упомянутый проект указа президента подготовлен «в целях обеспечения защиты интересов государства от вреда, причиняемого незаконной минимизацией сумм налоговых обязательств». Проект указа предполагает создание Государственного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, пишут Белорусские новости.

В реестре предприятия (и ИП) могут оказаться по ряду причин. А именно — если субъекты хозяйствования (предприниматели) не предоставили налоговые декларации в течение двух отчетных периодов подряд; если деятельностью предприятия руководят не уполномоченные в установленном порядке лица. Недобросовестными могут посчитать также те предприятия, руководители которых не располагают печатью, бланками документов с определенной степенью защиты (накладными).

Плюс к этому проект указа приводит и более очевидные причины отнесения юрлиц (и ИП) к недобросовестным субъектам предпринимательской деятельности. Речь идет, в частности, о случаях, когда организации регистрировалась для совершения разного рода противозаконных действий (преступлений).

Бизнес-союзы полагают, что если какое-то предприятие занимается преступной деятельностью, то государство такую организацию должно ликвидировать, а не вносить в реестр и давать ему возможность продолжать свою деятельность.

Причем, как отмечает начальник юридического отдела Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Вадим Бородуля, в уже действующем законодательстве предусмотрена и административная, и уголовная ответственность за лжепредпринимательство.

К тому же некоторые основания отнесения предприятий к лжепредпринимательским структурам, которые присутствуют в проекте указа, вызывают у делового сообщества недоумения. В частности, бизнес-союзы не согласны с тем, что предприятия, руководители которых не располагают печатью (накладными), должны включаться в реестр недобросовестных субъектов хозяйствования.

«Непонятно, зачем руководителю, а уж тем более учредителю располагать бланками документов с определенной степенью защиты, инструментами по управлению банковскими счетами и держать при себе печать», — недоумевает В.Бородуля.

За некоторые нарушения, которые приведены в проекте указа, достаточно наложения штрафа, отмечает заместитель председателя Белорусского союза предпринимателей Екатерина Чижик. «Зачем предприятия включать за это в «черный список»? С ним же потом никто не захочет иметь дело!, - подчеркивает она.  - А если предприятие наносит ущерб другим субъектам хозяйствования, то что ему делать на рынке?».  

По оценкам наблюдателей, подготовленный проект указа предусматривает широкий перечень причин, на основании которых субъекты хозяйствования и индивидуальные предприниматели могут быть признаны «недобросовестными». В то же время возможности «выхода» из данного реестра недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности не столь велики: нет четкого перечня критериев, на основании которых будет приниматься решение об исключении субъекта предпринимательской деятельности из реестра. Это наводит на мысль, что «выйти» из реестра будет сложнее, чем попасть в него, пишут Белорусские новости.

Кроме того, подготовленный проект указа предусматривает налоговые последствия для тех компаний, которые заключают сделки с субъектами хозяйствования из упомянутого реестра.

К примеру, организации, которые купят товар у недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности, не смогут включить понесенные расходы в затраты, учитываемые при налогообложении. Как следствие, это увеличит налогооблагаемую базу той компании, которая купила товар у структуры из «черного списка».

Таким образом, хоть сам товар был приобретен на абсолютно законных основаниях, наказана компания будет - за связи с лжепредпринимательской структурой.

Установив налоговые последствия, разработчики проекта указа, очевидно, хотят полностью парализовать хозяйственную деятельность предприятий из «черного списка». Если проект указа будет принят в такой редакции, всем законопослушным субъектам хозяйствования придется регулярно проверять интернет — чтобы отслеживать изменения в реестре и исключать нежелательных контрагентов.

Вместе с тем, бизнес-союзы выступают категорически против того, чтобы законопослушные предприятия страдали по фактам заключения сделок, которые с точки зрения договорных отношений абсолютно законны.

«Вступая в отношения с контрагентами, хозяйствующее субъекты оценивают, прежде всего, их имущественное положение, финансовое состояние, кредиторскую задолженность, возможность исполнять обязательства и их в меньшей степени волнует ряд указанных в проекте указа критериев», — говорит В.Бородуля.

В то же время деловое сообщество предлагает установить персональную ответственность в отношении тех, кто будет вносить предприятия (или ИП) в Государственный реестр недобросовестных субъектов предпринимательской деятельности.

По мнению директора Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского Жанны Тарасевич, в подготовленном проекте указа президента необходимо оговорить и другое.

«Возникает вопрос: будет ли возмещаться вред тому субъекту хозяйствования, который был включен в реестр неправомерно или без достаточных оснований? Кроме этого, необходимо определиться и еще с одним вопросом: что будет с долгосрочными договорами, которые заключаются на год. Ведь может так случиться, что на момент заключения договора предприятие не находилось в реестре, а попало туда в течение срока действия заключенного договора», — говорит Ж.Тарасевич.

В общем, в случае сохранения названных пробелов принятие подготовленного указа может серьезно усложнить работу бизнеса и, как предполагают некоторые, оказать «негативное влияние на инвестиционную привлекательность страны и развитие предпринимательства».

←В Беларуси подорожал телефон и почтовые услуги

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика