Каковы шансы правительства выйти на экономический рост?
Белорусское правительство обеспокоено положением дел в экономике, но все-таки ставит задачу в более долгосрочной перспективе выйти на устойчивый экономический рост. Позиция понятная: любое государство, которое претендует на развитие, хочет повышать эффективность своей экономики. Однако проблема состоит в том, что ресурсы у нынешней экономической модели Беларуси ограничены. Какие шансы в таком случае у правительства выйти на экономический рост в будущем?
Были бы деньги, а рост ВВП найдется…
Правительство ожидает рост ВВП на будущий год в размере 1,5% ВВП. Понятно, что это не тот рост, на который рассчитывала страна еще год назад. Пятилетняя программа социально-экономического развития, одобренная в декабре 2010 года, предполагает рост ВВП за пятилетку в размере 62-68%. Ежегодно прирост ВВП по такому сценарию должен составлять не менее 10%.
Поэтому белорусский премьер Михаил Мясникович абсолютно справедливо заметил на заседании Совмина в минувший вторник, что планы на будущий год расходятся с планами на пятилетку.
«Мы с теми показателями (роста ВВП на 2012 год. — Naviny.by) вступаем в противоречие с пятилетней программой социально-экономического развития. Поэтому, обеспечивая стабилизацию экономики,.. мы должны уже сегодня наметить меры по росту секторов экономики», — подчеркнул глава правительства.
Ключевой вопрос: а как, собственно, обеспечить устойчивый рост экономики в долгосрочном периоде?
Как отмечают многие эксперты, в том числе в госорганах, величина экономического роста может быть в Беларуси любой — были бы на это деньги! А деньги у нас в распоряжении только эмиссионные (средства Нацбанка, депозиты Минфина). Собственно и те, и другие ресурсы сегодня используются, чтобы закончить реализацию начатых строек (госпрограмм).
По данным Naviny.by, в настоящее время Нацбанк выделяет ежедневно двум крупнейшим коммерческим банкам более 3 трлн. рублей для поддержания рублевой ликвидности. Поддержка рублевой ликвидности госбанкам необходима для устранения кассовых разрывов и своевременного финансирования госпрограмм.
Кроме этого, растут средства центрального правительства (Минфина) в пассивах коммерческих банках. В общем, делается все для того, чтобы завершить финансирование госпрограмм, довести начатые стройки до конца.
Значительные вливания средств в экономику, которые уже сделаны, позволят в нынешнем году получить рост ВВП не менее 4,5%. Но на что рассчитывать дальше?
Приватизационная подготовка к экономическому подъему
Эксперты в госорганах, а также представители исследовательских структур полностью разделяют план правительства на 2012 год, цель которого — стабилизировать ситуацию в стране и ограничиться низким уровнем экономического роста (не более 1,5% ВВП).
По мнению наблюдателей, чтобы задуматься об экономическом росте в будущем, необходимо вначале снизить цены.
«Чтобы выйти на экономический рост в будущем, вначале необходимо снизить инфляцию и стабилизировать курс национальной валюты. А потом можно вести речь о приватизации, которая необходима. Частный сектор, как показывает время, эффективнее госпредприятий», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Naviny.by эксперт в госорганах.
Масштабный приватизационный план правительство подготовило, и на заседании Совета министров в минувший вторник он был одобрен. Предлагается продать порядка 2,6 тыс. организаций.
В том числе, по данным Naviny.by: 2448 предприятий, обязательства которых составляют менее 100% к годовой выручке, и еще почти 200 организаций, обязательства которых превышают годовой объем выручки. При этом порядка 2,1 тыс. предприятий — это платежеспособные организации, остальные полтысячи — неплатежеспособные.
Министерство экономики и правительство в целом считают, что после передачи в частную форму собственности эффективность предприятий возрастет. Следовательно, благодаря приватизации, полагают в госорганах, можно заложить основу для экономического роста в будущем.
Научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая полагает, что реализация приватизационного плана позволила бы изменить структуру экономики и заложить основу для экономического роста в будущем. Сейчас, как известно, вклад госсектора в ВВП составляет порядка 70%, эту долю благодаря приватизации 2,6 тыс. предприятий удалось бы сократить почти на треть.
«Приватизация госпредприятий закладывает основу для повышения эффективности. Кроме этого, передача предприятий в частную собственность позволит снизить нагрузку на государство, за счет которого многие предприятия держались на плаву», — констатирует Ирина Точицкая.
По мнению эксперта, структурные реформы (изменение структуры экономики с целью увеличения доли частного сектора) жизненно необходимы. «Альтернативы этому не видно», — говорит экономист.
Политическая необходимость vs экономическая целесообразность
Вместе с тем, существует немалая вероятность того, что «альтернативу» могут найти в сохранении прежней экономической политики. К настоящему времени тот прогноз социально-экономического развития, который одобрен правительством, еще не утвержден высшим руководством страны.
К сожалению, не все работники органов госуправления разделяют позицию правительства и Нацбанка о том, что эмиссионное финансирование экономики в 2012 году необходимо резко сокращать.
В этой связи информированные эксперты Naviny.by предполагают, что некоторые высокопоставленные работники госорганов могут попытаться убедить президента в необходимости скорректировать правительственный прогноз на 2012 год и установить более высокие темпы экономического роста.
Помнится, в недалеком прошлом (в 2009 году) именно так и произошло: правительство предложило один сценарий развития экономики (рост ВВП в 2010-м предлагалось установить на уровне 2-3%), но в стенах Администрации президента услышало лишь критику в свой адрес.
Политическая необходимость (прогноз-то утверждался на год выборов) победила экономическую целесообразность. Правительству в октябре 2009-го сказали прогноз переделать, а представленные документы назвали «никуда не годными».
Хочется верить, что после кризисных событий 2011-го предложения правительства все-таки будут услышаны, и амбициозных цифр по росту ВВП не будет. Эксперты говорят о том, что повторение событий 2010-го, когда рост ВВП достигался искусственным образом за счет эмиссии, чревато для страны большими неприятностями.
«За счет чего мы можем увеличить рост ВВП? Неэмиссионных источников у нас нет. Соответственно, речь может идти только об искусственном росте ВВП, что выльется с определенным лагом в инфляционные и девальвационные процессы. Такая ситуация будет ставить под удар банковский сектор. Высокая инфляция приводит к росту процентных ставок, провоцирует возникновение плохих кредитов и создает основания для банковского кризиса», — резюмировала Ирина Точицкая.
Дмитрий ЗАЯЦ