Как не стать картофельным бантустаном?

Источник материала:  


На саммите ЕС принято долгожданное решение о плане спасения зоны евро. Договорились вроде бы обо всем: кредит Греции выделили, часть долгов ей списали, европейский стабилизационный фонд сформировали, банкам пообещали возместить потери через рекапитализацию. По югу Европы запустили процесс снижения уровня жизни населения и социальных стандартов - несмотря ни на какие демонстрации и протесты. Биржи воспрянули и отреагировали ростом котировок.

И что? Кризис перепроизводства как висел угрозой, так и висит. Безработица как давила, так и давит. Рост экономики - в пределах статистической погрешности. Даже организовали по рецептам 1950-х гг. небольшую войнушку в Ливии (тогда гонка вооружений была одним из главных лекарств от перепроизводства) - не помогло. А Китай, между прочим, увеличил экспорт на 24%, чем усугубляет ситуацию на мировых рынках.

Ступор в мировой экономике уже три года, с начала финансового кризиса в США. И каждое колебание индикаторов вызывает надежды, что наконец он преодолен. И каждый раз - разочарование. Причина очевидна: кризис перепроизводства не преодолен, а только замаскирован эмиссией мировых валют.

Что показал греческий кризис?

Во-первых, просто накачка страны деньгами ничего не дает. Греки не смогли найти вариантов их инвестирования, которые привели бы к увеличению производства и адекватному пополнению бюджета.

Во-вторых, режим экономии, который считался панацеей от долгового кризиса, ничего не дал. И уже Петер Бофингер (Peter Bofinger ), член Совета экономических экспертов при правительстве ФРГ, и Хейнер Флассбек (Heiner Flassbeck ), главный экономист Конференции ООН по торговле и развитию, заявили о том, что «жесткая экономия приводит к обратным результатам: ухудшает экономическую конъюнктуру и усиливает последствия кризиса» .

В-третьих, всплывшие вслед за Грецией долговые проблемы Италии, Испании, Португалии и Эстонии показали, что не случайно колебания курса евро к доллару удерживаются в определенных рамках. Хотя, исходя из безудержной эмиссии долларов, курс должен был бы расти. Не прямой эмиссией - так через долги, не всеми - так частью стран, поддерживающих уровень жизни населения и социальные стандарты выше экономически обоснованного. Европа тоже, исходя из реалий кризиса, живет не по средствам.

В-четвертых, банки, получая ресурсы по смешной ставке рефинансирования и, через манипуляции на биржах, поднимая стоимость заимствования для проблемных стран, просто наживались на этой проблеме. Не имея в условиях кризиса перепроизводства объектов для кредитования в достаточных объемах, своими громадными активами они заметно усугубили долговой кризис в Европе.

И сам греческий кризис, и прошедший саммит ЕС показали: стратегии выхода из кризиса в ЕС нет. Уже лет 50 реакция на циклический кризис на Западе была стандартной: резко увеличить госрасходы, поддержать свои предприятия и дождаться, пока сокращение избыточных мощностей произойдет за счет предприятий периферии.

И сегодня ЕС решило отсидеться под «зонтиком» стабилизационного фонда и дождаться, пока США, Китай и страны БРИК закончат свои разборки. А в процессе ожидания понести как можно меньшие потери.

Только вот совсем не понятно, чем эти разборки закончатся. Пока повалить китайские корпорации не удается. И США демонстрируют все больше признаков усталости от противостояния. Потери в кризис неизбежны, и не похоже, чтобы Западу на этот раз удалось от крупных потерь отвертеться. Но где сегодня пройдет линия равновесия - предсказать практически невозможно, это может определиться только как итог борьбы.

Любопытно, что, несмотря на совершенно разные причины кризиса (в ЕС - следствие приглушенного кризиса перепроизводства, в Беларуси - следствие прекращения внешнего финансирования бездарной экономической политики), его проявления схожи.

Как и в Греции, внешние финансовые вливания в нашу экономику не обеспечили ее устойчивости. Всё проели. Как и для европейских стран (и даже в значительно большей степени), режим жесткой экономии чреват для нас не выходом на «светлую дорогу прогресса», а попаданием в «ловушку бедности», из которой очень трудно выбираться.

Как и европейские страны, Беларусь живет не по средствам, и пока правительство не в состоянии даже предоставить план по выходу из кризиса. Как и европейские банки, отечественные в кризис тоже не сильно обеднели, поскольку надеются забрать у Нацбанка свои полновесные валютные депозиты, вернув ему его сильно обесцененные рублевые.

Разница в другом. Вольно ЕС выжидать. При любом исходе кризиса Запад останется существенно богаче других стран. Хотя, возможно, разрыв несколько и сократится, а внутри ЕС разрыв в уровне жизни между странами возрастет. Но вот Беларусь…

Будет выжидать - затолкают в «ловушку бедности», вывезут и капиталы, и наиболее квалифицированные кадры. Останется лимитроф, «картофельный бантустан». А реальной программы действий по выходу из кризиса правительство так сверстать и не может.
←Сегодня официально вступает в строй первая нитка европейско-российского трубопровода Nord Stream

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика