ЛПХ Беларуси дают треть объема отечественной сельхозпродукции…
При этом, однако, подворный бизнес удерживает за собой треть всего объема отечественной сельхозпродукции. Нет ли здесь противоречия? Стоит ли говорить о качественном росте, увеличении продуктивности на частных сотках, огородах, в сараях? Ведь, согласитесь, далеко не всегда рост количественный — благо. Если он не подкреплен интенсивным продвижением, а направлен сугубо на «выдачу» бездумного вала...
Итак, что же имеем в цифровом выражении? На начало 2011 года, по сравнению с 2009-м, число белорусских подворий сократилось на 20,2 тысячи — до 1 миллиона 70 тысяч. Соответственно, уменьшились и общая площадь обрабатываемых земельных угодий — с 968 до 924,3 тысячи гектаров, и удельный вес — с 11,1 до 10,6 процента. «Ужимаются» площади под зерновыми, картофелем, овощами, кормовыми культурами. А поголовье коров, в частности, по сравнению с 1995 годом, сократилось почти в два раза — до 168,5 тысячи голов.
Несмотря на тенденцию к снижению количественно, отечественные ЛПХ тем не менее остаются серьезным игроком на аграрном рынке республики. Так, за минувший год населением произведено 5 процентов зерна, 86,9 — картофеля, 81 — овощей, 91,9 — плодов и ягод, 13,3 — молока, 32,2 — яиц, а также реализовано в живом весе 12,7 процента мяса скота и птицы от общего объема сельхозпродукции, полученной в хозяйствах всех категорий.
Что же «укрепляет» тенденцию уменьшения отечественных ЛПХ? Эксперты называют несколько причин: здесь и влияние роста объемов производства в общественном секторе, и увеличение доходов населения, и улучшение обслуживания сельчан, и слабый интерес молодежи к ведению ЛПХ, и большая трудоемкость сельхозработ. Сюда же можно отнести довольно ощутимую утрату крестьянской преемственности, отход от традиционного деревенского уклада жизни, стремление к «выравниванию» города и деревни — по комфортности быта.
По мнению Владимира Красовского, способствуют сокращению ЛПХ «недостаточная работа местных исполнительных и распорядительных органов власти, курс на развитие агрогородков». В таких «продвинутых» селениях, с более развитой инфраструктурой — производственной, социальной — несколько теряется актуальность ведения ЛПХ и привлекательность такого рода занятости для населения.
Государство, отслеживая эти тенденции, однако, вовсе не делает ставку исключительно на естественный ход событий. Пускать на самотек ситуацию нет никакого резона, как и совсем отказываться от частного сектора! Тем более если даже при тенденции к сокращению ЛПХ стараются не сдавать позиций. Поддержка их, согласно действующей сейчас Госпрограмме устойчивого развития села на 2011—2015 годы, останется и в дальнейшем важным элементом государственно-частного партнерства. Среди основных задач этой программы, «запущенной» президентским Указом № 342 от 1 августа 2011 года, — развитие предпринимательства на селе, усиление мотивации труда через предприимчивость. А наряду со стимулированием крупнотоварного производства акцент делается на «поддержку малых форм хозяйствования». Чтобы подсобить частнику, активизировать его бизнес-интерес, государство, во-первых, распространяет на этот сегмент те же формы и методы поддержки, что и на общественный сектор аграрного производства. А во-вторых, предлагает несколько специфических мер, как то: упрощенное ведение бухучета, статистической и налоговой отчетностей, предоставление гражданам, осуществляющим ведение ЛПХ, льготных кредитов...
Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»