Реальный сектор. Смытые волной

Источник материала:  
28.10.2011 08:41 — Новости Экономики

Реальный сектор. Смытые волной

  • Александр Обухович, специально для TUT.BY

Реальный сектор. Смытые волной
 
Партнер рубрики
Мировой экономический кризис вновь набирает обороты. Джордж Сорос и Пол Кругман наперебой предрекают его новую волну и даже наступление новой Великой депрессии. В США никакие меры, кроме эмиссии долларов, не срабатывают и не в состоянии отсрочить наступление рецессии или даже полноценного спада. И никому не известно, насколько можно еще увеличить госдолг США без риска всепланетной катастрофы. В Европе долговой кризис Юга то затухает под действием дотаций Севера, то вновь обостряется, поскольку решения проблемы пока нет. Надежды, что Китай в своем стремительном росте потащит за собой и мировую экономику, не оправдались: адекватного его росту увеличения спроса на мировых рынках не наблюдается.

Неожиданный сбой проверенного рецепта

Пока существует капитализм и рыночная экономика, циклические кризисы были, есть и будут. Кризис перепроизводства выражается в наличии избыточных, по сравнению с имеющимся спросом, производственных мощностей. До Великой депрессии разрешался путем ликвидации "лишних" мощностей из числа самых слабых через банкротства и сокращение производства. Но после кризиса 1930-х общепринятым стал путь увеличения спроса за счет накачивания государственных расходов. Большей частью – за счет увеличения военных расходов. В целом – помогало.

Но это лекарство было не для всех. Богатые страны могли себе позволить увеличить долги и переждать, пока умрут конкуренты в странах более бедных и баланс восстановится. Страны победнее вынуждены были идти путем сокращения внутреннего потребления через девальвации, снижение госрасходов и прочие "прелести". И больше страдали в кризисах страны "среднего диапазона": в более бедных нечего было закрывать и некуда было сокращать. Так что в кризисах 70-х больше других пострадали страны Латинской Америки, в кризис 1998 года – "тигры ЮВА", которые были отброшены назад в своем развитии лет на пять.

Но мир развивается. Когда начался нынешний кризис, богатые страны бодро вбросили в свои экономики большие суммы и стали, по привычке, ждать, когда ситуация стабилизируется за счет других. Очень надеясь, что ждать придется недолго. Привычно лицемерили по поводу чужих трудностей, и поучали всех и каждого, что жить надо по средствам, что рынок капризен и непредсказуем и его воля непреодолима.

Так было всегда. Запад переживал кризисы в легкой форме рецессии, периферия кризис имела полноценный. Когда США "чихало и кашляло", Аргентина имела "воспаление легких". Где-то вне Запада падало производство, кто-то там разорялся. Кто-то разорялся и на Западе, но их было немного и на положение в экономике стран Запада это всерьез не сказывалось. Постепенно, за счет банковской и господдержки, страны Запада реструктурировали свои экономики, приспосабливая их к новым условиям, и прихватывали рынки разорившихся конкурентов. На стадиях подъема отыгрывали затраты на выживание в кризис.

Нынешний кризис – первый, когда отлаженная система не сработала. И основную роль сыграли два фактора: Китай и международные финансовые фонды.

Китай сумел поддержать позиции своих корпораций на международных рынках. Как своими золотовалютными резервами, так и своим огромным, практически закрытым для посторонних, внутренним рынком. Сделать его предприятия "лишними" пока вряд ли возможно. А ведь, в результате кризиса, кто-то лишним стать должен!

Вброс денег в экономику как антикризисная мера имеет смысл, если эти деньги в этой экономике и будут крутиться. Но увеличение государственных расходов приводит сегодня к увеличению объемов сбыта не обязательно своих предприятий. Так, увеличение расходов американского правительства наверняка увеличит объемы продаж китайских, японских и европейских производителей и не обязательно – американских. Финансировать за счет американского налогоплательщика китайцев – это уж очень альтруистично! Кроме того, не очень эффективно: собственный циклический кризис так не смягчается.

Сегодня, в эпоху глобализации и циклического кризиса, свеженапечатанные доллары, совершив оборот, оседают в Китае и международных фондах. Китай наращивает экспорт, фонды вытягивают из стран лишние, не находящие применения деньги и надувают новые пузыри на биржах. Преимущественно – товарных. (А где еще? Кризис, однако). Рост цен на сырье поддерживает страны, его экспортирующие. США печатает новые доллары.

Все, вроде бы, и крутится. Но в основе – непрерывный приток свеженапечатанных долларов. С соответствующим ростом государственных долгов. Которые уже становятся непосильными.

Чем глушить кризис?

И это бодание идет уже три года. При этом мировой экономический кризис не разрешается, он просто приглушен. При любом сбое в поступлении в оборот новых ресурсов он может вспыхнуть вновь. Уступит Китай – будет отброшен на несколько лет, получит большие социальные проблемы. Планета вернется в 70-е, когда "золотой миллиард" всех грабил и строил. Уступит Запад – придется ему резко сокращать и производство, и госрасходы, резать социалку и ограничивать иммиграцию.

Первой устала Европа. Уж больно разнороден ЕС. И если посткоммунистические страны, когда на них цыкнули из Брюсселя, вполне дисциплинированно ужали госрасходы и порезали социалку, то Юг буянит. Грецию, Италию, Испанию захлестывают демонстрации протеста, забастовки.

Сегодня экономических оснований для поддержания существующего разрыва в уровне жизни между Западом и остальным миром нет. Глобализация, вынос производств, выравнивание уровня образования, повышение уровня жизни с ростом спроса в других странах делает эффективным переток капитала с Запада с последующим сокращением там числа рабочих мест. До поры этот процесс компенсировался общим ростом мировой экономики и ростом сферы услуг. В условиях мирового кризиса перепроизводства, сокращение разрыва и падение уровня жизни на Западе стало неизбежным. И не только в виде стабильно высокой в ближайшие годы безработицы.

Начались протесты и в США. Экономические проблемы сотрясают и Китай. Это на поверхности – улыбки и рукопожатия. Противостояние идет очень жесткое, и в нем потери сторон уже велики.

А ведь это – только начало. Взаимные уступки и взаимные потери уже неизбежны. К ним придется приноравливаться. К тому же вдруг всплыл занимательный факт.

Peter Bofinger, член Совета экономических экспертов при правительстве ФРГ, и Heiner Flassbeck, главный экономист Конференции ООН по торговле и развитию, заявили: "Жесткая экономия приводит к обратным результатам: ухудшает экономическую конъюнктуру и усиливает последствия кризиса".

Вот так. А МВФ, между прочим, требует жесткой экономии от всех периферийных стран, которые обращаются к ним за поддержкой. Уже этим требованием в стратегическом плане работая исключительно на Запад. И мне уже приходилось писать, что, для Беларуси, режим жесткой экономии означает путь в "ловушку бедности", из которой нет выхода. Судя по всему, ведущие мировые державы для себя сценарий режима жесткой экономии даже не рассматривают. А вот своим более слабым партнерам навязывать его будут. И тем особенно и сопротивляться будет нечем.

Так что сегодня даже говорить о каком-то определенном сценарии дальнейшего развития событий в мировой экономике не приходится: все определится в результате противостояния, в котором пока ни одна из сторон другой не уступила ни пяди.

Дополнительную неопределенность вносит деятельность международных финансовых фондов. В условиях неопределенности тенденций в развитии нынешнего кризиса, они сосредоточили свои ресурсы в основном на валютных и товарных биржах. В результате чего и курсы валют, и биржевые цены потеряли всякую объективную основу. По словам Дж.Сороса, финансовые рынки "взбесились", он просто требует для них придумать международных регуляторов. Но шансов на это нет, поскольку непонятно, в чьих интересах они будут регулировать.

Все хорошо, прекрасная маркиза

Что касается Беларуси.

Как это ни удивительно, внешнеэкономическая ситуация для белорусской экономики выглядит вполне благоприятной. В отличие от ситуации для белорусского правительства и нашего населения.

Мы не вписаны в мировую экономику. А ключевой для нашей промышленности российский рынок по нашей продукции вполне просчитывается и пока не насыщен. Катаклизмы мирового кризиса перепроизводства нас непосредственно пока не затрагивают. Спрос на белорусскую продукцию пока есть, наполнение портфеля заказов на предприятиях пока нормальное. Проблемы с недостатком оборотных средств и валютным кризисом не выглядят неразрешимыми. Рост цен на наш экспорт обгоняет рост цен на сырье и энергоносители. Масштабная девальвация, хоть и несколько вымыла оборотные средства, все же позволила временно повысить прибыль и конкурентоспособность продукции. Поскольку большая часть производимой в республике продукции предназначена на экспорт, возможное дальнейшее снижение курса рубля на положение предприятий сильного влияния не окажет.

Мало того, достаточно много стран-поставщиков сырья, благодаря росту цен на товарных биржах, сформировали устойчивый спрос на товары в тех сегментах рынка, где мы относительно конкурентоспособны. Только от нас зависит расширение географии поставок как продукции промышленности, так и продовольствия.

А вот белорусское правительство, нахватав внешних кредитов и пустив их на потребление, находится под угрозой дефолта. Поскольку основная проблема нашей экономики, дефицит во внешней торговле товарами, не решается. Случайное "окно цен", позволившее в августе-сентябре этого года сократить дефицит за счет спекуляций российскими нефтепродуктами, надежной основой для бюджета быть не может. И правительству придется и дальше идти по пути снижения уровня потребления населения. То ли за счет дальнейшей девальвации, то ли за счет увольнений и безработицы. Если не считать, конечно, вариантов приватизации. Где проработанных проектов в достаточных объемах тоже нет, и где потенциальные покупатели явно пытаются поживиться за счет нашего тяжелого положения, выкручивая уступки.

Хотя конъюнктура рынка сегодня для нас благоприятна, но она не имеет перспективы. Без срочной и масштабной модернизации технической базы наших экспортеров не то что увеличить экспорт – даже сохранить его на достигнутом уровне не удастся: и российские, и китайские конкуренты уже атакуют наши рынки. А ресурсов для финансирования модернизации нет ни у предприятий, ни у государства. Мало того, преддефолтное состояние государства резко ограничивает возможность привлечения и кредитных ресурсов: белорусским банкам кредиты предлагают уже под 50% годовых.

Самим уже справиться с ситуацией трудно. Стране остро нужны партнеры и союзники. Кроме России, поскольку сама Россия на деле ставит вопрос не столько о партнерстве, сколько о полном подчинении ее интересам. Не всегда совпадающих с нашими. А чтобы появились партнеры – нужны проекты, в которых мы с ними были бы одинаково заинтересованы. А то пока у нас предложения партнерства типа: "дай закурить, а то так есть хочется, что переночевать негде".

Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY

Партнер рубрики:

FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года
←Погасить долги поможет кукуруза

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика