Романтики тоже могут быть прагматиками
В ЮНОСТИ Николай КОТЕНКОВ был романтиком. После окончания техникума он не остался ни в родной деревне под крылом у родителей, ни в спокойном научно-практическом учреждении, куда был распределен на работу. Поехал туда, где его ждала неизвестность
Так парень оказался в деревне Коротковичи Жлобинского района. В местном хозяйстве он начал трудиться бригадиром. Затем работал агрономом, главным агрономом, заместителем руководителя хозяйства по кормопроизводству. Рос в профессиональном мастерстве, что называется, у людей на глазах. Неудивительно, что когда встал вопрос о том, кому доверить руководство хозяйством, единогласно сошлись на его кандидатуре.
16 лет стоял у руля хозяйства. За эти годы оно окрепло. Появилось немало современной техники, возводилось жилье и производственные постройки, росли урожаи и продуктивность скота. А затем жизнь вдруг круто повернула в сторону: назначили Николая Котенкова директором молочного завода. 8 лет назад...
Третьего не дано
— Когда возглавил завод, он был не в лучшем состоянии, — вспоминает Николай Сергеевич. — Главная трудность заключалась в реализации продукции — торговые сети брали ее неохотно.
Предприимчивый по натуре, он отваживается на неординарный поступок: в один из ресторанов пригласил руководителей нескольких торговых организаций, накрыл стол. Под шампанское, к которому особенно неравнодушны женщины, а среди руководителей торговых организаций их было большинство, договорился о главном: что в торговых сетях 80 процентов молочной продукции будет отдано изделиям возглавляемого им завода. При этом пообещал обеспечить их хорошее качество.
Это был, в общем-то, довольно рискованный шаг, ведь именно надлежащего качества и не хватало на то время продукции завода. Вернувшись после встречи с руководителями торгов к себе на завод, Николай Сергеевич собрал производственное совещание.
— Вот что, — сказал он, — или мы основательно улучшаем качество своей продукции, или доживем до того, что станем банкротами. Третьего не дано.
Не все тогда поверили, что новому директору удастся переломить ситуацию. Но костяк коллектива все-таки пошел за ним. В том числе и нынешний главный инженер Надежда Михалькевич. На то время она была еще совсем девчонкой, только что окончила Белсельхозакадемию. Директор назначил ее главным инженером вместо работавшей в этой должности женщины пенсионного возраста.
Такому его решению, вспоминает Николай Сергеевич, удивились даже в областном мясомолпроме. Но когда новоиспеченный главный инженер побывала со специалистами мясомолпрома на выставке в Москве, где проявила себя как знающий специалист, о ней заговорили с уважением.
Расстановка кадров в зависимости от их способностей и знаний происходила и на других участках. К примеру, в должности главного экономиста быстро освоилась Наталья Косикова. Такие кадровые «рокировки» сыграли положительную роль в налаживании производства, улучшении качества выпускаемой продукции, потому что от этого зависел спрос на нее.
И скидка не понадобилась
Но был и еще один фактор, определивший впоследствии высокое качество жлобинской молочной продукции. Это переоснащение основного производства современным технологическим оборудованием ведущих европейских фирм. К сегодняшнему дню эта работа выполнена как минимум на 80 процентов.
Что это дало? Конечно же, несоизмеримо с предыдущими выросли объемы продаж. Торговые сети уже не надо призывать брать жлобинскую молочную продукцию. В Гомеле, и особенно в Жлобине, она потеснила даже известные марки. На предприятии провели большую подготовительную работу, чтобы получить международные сертификаты качества своей продукции. Теперь везти продавать ее можно куда угодно.
Продукция предприятия неоднократно удостаивалась самых высоких оценок на различных конкурсах и так называемых закрытых дегустациях, когда те, кто дегустируют, не знают производителя продукции, а выдают оценки только исходя из вкусовых показателей. Такая оценка, пожалуй, самая верная, она определяет степень покупательского доверия.
Как-то директор завода встретился с одним из предпринимателей, у которого в Жлобине несколько своих магазинов.
— Будешь брать у меня продукцию? — спросил у него Николай Сергеевич.
— Если дашь хорошую скидку, — поставил тот условие.
— Может, и дам, — согласился директор. — Но это будет зависеть от того, сколько ты возьмешь товара.
— Надо подумать, — неопределенно отозвался предприниматель.
В общем, ничем конкретным разговор не закончился. А несколькими месяцами позже Николай Сергеевич встретил свою знакомую, которая работала у того предпринимателя.
— Послушай, — обратился к ней Николай Сергеевич. — Скажи по секрету: сколько вы продаете в своих сетях нашей продукции?
— 80 процентов, — ответила та. — На оставшиеся 20 приходится продукция других производителей.
— Вот как! — удивился Котенков. — Выходит, и скидка не понадобилась...
«Я покупаю только эту продукцию»
Сегодня Жлобинский молочный завод — одно из лучших предприятий перерабатывающей промышленности республики. Экспортно ориентированное — 70 процентов своей продукции оно поставляет за пределы Беларуси, в том числе в дальнее зарубежье — США, Мексику, Южную Корею. Туда уходят казеин, сливочное и частично шоколадное масло. А на рынке республики очень востребована цельномолочная продукция. Ассортимент изделий насчитывает 45 наименований.
— В Костроме, — замечает Николай Сергеевич, — один из импортеров нашей продукции как-то утверждал: «Когда мы получаем масло из Жлобина, мои работники уверены: проверять его не нужно, оно всегда качественное».
Впрочем, подобные отзывы можно услышать не только за пределами республики.
— Я покупаю только жлобинскую молочную продукцию, — говорит жительница Гомеля Наталья Высоцкая. — Она всегда свежая, качественная, вкусная. Особенно мне нравятся сметана 22-процентной жирности — ее консистенцию не спутаешь ни с какой другой — и напиток кисломолочный «Радужный».
Предприятие устойчиво в финансовом плане. 2010 год здесь закончили с прибылью. Январь—сентябрь нынешнего года тоже хороши по всем показателям. И не только из-за повышения цен на продукцию.
— Мы их, честно говоря, и не повышали бы — недостаток денег покрыли бы за счет экспорта, — признается руководитель предприятия. — Но ведь вывозят же ловкачи наши дешевые молочные продукты за пределы Беларуси. Так что мы вынуждены реагировать на этот экономический беспредел исходя из интересов государства.
Казеин или творог?
Нынешние условия хозяйствования требуют от директора и его команды менеджеров особой продуманности во всех действиях. Ошибка может стоить дорого, а всего-то в ее основе — одно неправильное действие... Чтобы такого не случилось, просчитываются все возможные варианты, ситуации моделируются вплоть до самой неожиданной. На учет берутся внутренние и внешние факторы развития потребительского рынка.
К примеру, в настоящее время на заводе монтируется линия по производству творога.
— Она будет как альтернатива казеиновому производству, — замечает руководитель предприятия. — Если спрос на казеин вдруг упадет — и такое случается, — мы запустим линию по производству творога. Куда его реализовывать, знаем, наши маркетинговые специалисты заранее разузнали возможные адреса поставок.
Впрочем, спрос на казеин остается по-прежнему устойчивым. Его рентабельность доходит порой до 200 процентов. А заняты на выпуске казеина всего... два работника.
— Осталось провести реконструкцию маслоцеха — и производство мы обновим полностью, — говорит директор. — На это уйдет полгода-год.
Маслоцех, заметим, соответствует всем технологическим требованиям и сейчас. Просто реконструкция позволит увеличить его мощности, ведь чем больше станет предприятие продавать продукции, тем весомее станут его доходы.
Имидж предприятия
На Гомельщине расположено немало предприятий по переработке молока. Но, несмотря на это, Жлобинский молочный завод выдерживает конкуренцию с ними. За счет чего? Прежде всего за счет качества выпускаемой продукции. Оно, в свою очередь, достигается благодаря слаженной работе коллектива и обновлению производства высокотехнологичным оборудованием.
2010 год в этом смысле не был исключением. Установлены новые автоматические аппараты по розливу молока. Предприятие приобрело пастеризационно-охладительную установку для масляного производства. Обновлены участок приемки молока, другие подразделения. Именно современное оборудование позволяет выпускать качественную, востребованную покупателем продукцию.
Примерно треть изделий — цельномолочная продукция. В то время как другие предприятия «подналегли» на экспортные сыры и масло, жлобинские переработчики не оставляют без внимания в том числе и внутренний потребительский рынок. Их «цельномолочка» заняла достойное место в торговых сетях, укрепляя имидж и авторитет предприятия.
Свой транспорт надежнее
Завод содержит 40 единиц автотранспорта. Он используется на доставке молока из хозяйств и для развоза по торговым сетям готовой продукции. Исключение составляет лишь продукция, отправляемая на экспорт. Ее потребители все расходы по доставке берут на себя: заказывают транспорт, оплачивают его использование.
— Транспортные подразделения имеют не все предприятия, подобные нашему, — говорит Николай Сергеевич. — На иных предпочитают пользоваться услугами транспортных организаций. Это, как говорится, их дело. Но я считаю, что свой транспорт надежнее. Он более мобильный, им можно маневрировать в зависимости от конкретной ситуации. А по затратам на содержание выходит то же самое. Более того, своим транспортом мы даже можем оказывать услуги другим организациям. Здесь важно использовать любые возможности для укрепления своей экономики.
Пожалуй, с таким посылом трудно не согласиться. Сегодня выигрывает тот, кто умеет выстроить экономику своего предприятия так, чтобы она была менее уязвима к воздействию различных негативных факторов — кризиса, инфляции, девальвации рубля и т. п. ЧУП «Жлобинский молочный завод» учитывает это в своей работе.
Хозяйство то же, агробизнес другой
Несколько лет назад завод взял под свою опеку хозяйство. То самое, которым Николай Сергеевич когда-то руководил.
— Приехал я как-то туда, посмотрел: все рушится от безденежья, — вспоминает он. — И решил поставить вопрос о поддержке хозяйства предприятием.
Теперь это ЧУП «Агро-Коротковичи». Почти три года хозяйство числилось в должниках у завода. А сегодня оно вполне самостоятельное и платежеспособное. Со своим расчетным счетом. В райсельхозпроде о нем отзываются как об одном из лучших хозяйств: спецхоз по зерновым культурам, элитхоз по рапсу, широко возделывает картофель. Руководитель хозяйства Александр Говор из местных, но очень опытный производственник. В 2009 году здесь собрали по 48 центнеров зерна с гектара. В нынешнем году немного поменьше. Зато порадовал рапс, хотя и вымерз частично. Выручка от него составила 600 миллионов рублей.
В хозяйстве создан двухгодичный запас кормов. Только кукурузного силоса заложили около 25 тысяч тонн. Для сравнения: в предыдущие годы всех видов травяных кормов здесь заготавливали не больше 13 тысяч тонн. Кроме того, набирается под тысячу тонн зерна кукурузы.
Корма хозяйству очень нужны, ведь молока за год от коровы здесь надаивают по 4600—4700 килограммов. Следующий ориентир — 5-тысячный рубеж. До 70 процентов молока производится сортом «экстра».
С сельчанами вместе
— Нам нужно именно хорошее молоко, ведь от этого напрямую зависит и качество продукции, — говорит Николай Сергеевич.
На заводе перерабатывается 70 процентов производимого в районе молока — в сутки 110 тонн, в летние месяцы количество доходит до 130—140 тонн.
— С учетом возросших мощностей нашего производства могли бы переработать и больше, до 200 тонн, — говорит директор. — Но сырьевая зона поделена между предприятиями, и выходить за ее рамки мы не можем. Остается надеяться на увеличение надоев в хозяйствах, которые поставляют нам молоко.
В основном все хозяйства, которые входят в сырьевую зону предприятия, соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Но если кто-то из них привезет на завод молоко некачественное, поблажек от начальника производственной лаборатории Елены Кишкевич не жди.
— Я ее иной раз даже одергиваю: слишком строга, — признается директор. — А хозяйствам мы помогаем получать качественное молоко.
С этой целью завод принял на обслуживание находящееся в хозяйствах доильное и холодильное оборудование. Сельчанам стоимость ремонта электродвигателей на 20 процентов ниже, чем другим организациям. Оказывают другие услуги, в том числе и по упреждающему финансированию в счет будущих поставок.
— Мне ли не знакомы их заботы? — спрашивает Николай Сергеевич. — Так что с сельчанами мы всегда вместе...
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото автора и Николая СЕМЕНЦА
Леонид АПАНАСЮК, председатель Жлобинского райисполкома:
— Это действительно во всех смыслах достойное предприятие. С хорошей экспортной составляющей, отличающееся разнообразием и высоким качеством выпускаемой продукции. Таким — именно знаковым предприятием для АПК Жлобинщины — его сделали коллектив, руководство. Все вместе они — одна сплоченная команда, которой по плечу многие задачи агробизнеса.
Завод совершенствует свое производство, обновляется, стабильно выполняет доводимые ему показатели при неплохой рентабельности и прибыльности. И это является основой для его дальнейшей успешной работы. Последовательно решаются здесь и социальные вопросы. Прежде всего, это достойная заработная плата, соцпакет. Желаю коллективу и впредь высоко держать марку своего предприятия.