Улучшение условий для белорусского бизнеса хорошо видно только из заграницы
По условиям ведения бизнеса Беларусь занимает 69-е место среди 183 стран. Такие данные обнародовали Всемирный банк и Международная финансовая корпорация, опубликовав результаты очередного ежегодного исследования Doing Business 2012. Если верить авторам исследования, условия для ведения бизнеса в Беларуси за последний год улучшились. Но ощутили ли это отечественные субъекты хозяйствования?
Все хорошо, прекрасная маркиза?
Беларусь совершила неплохой скачок, поднявшись в новом рейтинге сразу на 22 позиции. Правда, в прошлогоднем рейтинге авторы исследования Беларусь в прямом смысле опустили — задним числом наше место (и других стран) было пересмотрено.
Как пояснила соавтор исследования Тиа Трамбич, в предыдущем отчете изначально не был учтен индикатор, который показывает, как быстро и с какими затратами бизнес получает доступ к электроэнергии.
В результате корректировки прошлогоднего рейтинга с учетом новых данных Беларусь опустилась на 91-е место с 68-го, изначально отведенного авторами исследования нашей стране. По словам Тиа Трамбич, на итоговое место страны повлияла не только собственная позиция Беларуси по данному индикатору, но и прогресс других стран.
Нет никаких гарантий, что авторы не подкорректируют и рейтинг-2012, и в результате не отбросят Беларусь назад на несколько десятков позиций. Тиа Трамбич, правда, надеется, что этого не произойдет.
Правительство же может успокаивать тот факт, что МФК и Всемирный банк выделяют Беларусь как одну из стран, которые заметно улучшили условия ведения бизнеса.
«Беларусь сделала значительный шаг вперед и вошла в число двадцати стран, добившихся наибольшего прогресса в улучшении условий для бизнеса», — заявила Трамбич.
Для белорусских властей бальзамом на душу, прежде всего, является скачок в рейтинге по показателю «налогообложения» сразу на 27 позиций — со 183-го на 156-е место. На протяжении ряда лет Беларусь уверенно плелась в хвосте и занимала последнее место по этому индикатору. Это сильно раздражало правительство.
Теперь мы не самые худшие. Как пояснила Тиа Трамбич, в новом рейтинге нашли отражение реформы, проводимые в части налогообложения на протяжении целого ряда лет. На улучшение наших позиций, в частности, повлияла отмена налога с оборота и налога с продаж, упрощение процедуры уплаты корпоративного подоходного налога, налога на добавленную стоимость.
В результате упрощения системы налогообложения число налоговых платежей по сравнению с прошлым годом сократилось с 82 до 18, временные затраты по обслуживанию налоговых платежей снизились на 100 часов; кроме этого, общий объем налогообложения был снижен до 62,8% от прибыли.
«Мы рассчитываем, что в следующем году прогресс будет еще более ощутимым», — заявила Трамбич.
Бумага все стерпит
Выводы авторов исследования — авторитетное мнение, но как улучшение условий ведение бизнеса в целом и упрощение системы налогообложения ощущают те, кто в этих условия работает и платит налоги?
По мнению председателя Координационного совета индивидуальных предпринимателей (Светлогорск) Анатолия Змитровича, для значительной части ИП, уплачивающих единый налог и НДС, условия налогообложения ухудшились.
«Многие предприниматели ограничены в потолке выручки для уплаты единого налога. За превышение выручки идет обязательная доплата. Так вот, по расчетам, налоговая нагрузка на ИП составляет 14% от выручки. Между тем, например, на ЧУП и предпринимателей, переходящих на упрощенную систему налогообложения, нагрузка только 8%. Таким образом, у нас созданы неравные условия для ведения бизнеса», — отмечает эксперт.
Руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин со своей стороны отмечает, что налоговая система действительно становится проще. Однако отражаемые на бумаге улучшения не всегда находят себе место на практике.
«Простой пример — электронное декларирование. Оно преподносится как благо и учитывается в рейтинге Всемирного банка. Но ведь нигде не фиксируется, что электронное декларирование ложится на бизнес тяжелым бременем. На бумаге переход на систему добровольный, но на самом деле предпринимателей обязывают на нее переходить путем угроз, уговоров и шантажа», — констатирует эксперт.
Замечательный документ, по словам Балыкина, директива № 4. Однако достаточно посмотреть, как и каким темпом реализуются ее положения, чтобы понять — до внедрения в практику всех инициатива еще далеко.
«Вообще я бы не переоценивал значение рейтинга Всемирного банка и МФК, как и любых заключений иностранных экспертов. Их мнение — это только их мнение. Для властей решающим должно быть мнение нашего бизнеса. И если бизнес считает, что ему плохо, значит, правительство плохо работает, чтобы там не говорили международные эксперты», — делает вывод Балыкин.
Справка |
Андрей КОЖЕМЯКИН