«Мишка косолапый» с иностранным акцентом

Источник материала:  
ПРОШЛИ те годы, когда не только весь бывший Союз, но и Европа отдавали должное отечественным «Красной шапочке» и «Трюфелям»», «Театральным» и «Дюшесу», неповторимому шоколаду «Аленка». Сейчас сами покупаем зарубежные фигурные леденцы на палочке. Не сумели вовремя отстоять свои бренды, вот и приходится начинать все заново. А стоимость выдержанных десятилетиями советских торговых марок велика даже по нынешнему валютному курсу. По самым скромным подсчетам, тот же бренд «Аленка» оценивался в 8—10 миллионов долларов.

Вероятно, далеко не каждый знает, что, кроме «молочных», «мясных» и прочих противоречий с россиянами, были у нас и «шоколадные», которые в свое время приостановили развитие отечественной кондитерской отрасли.

Претензии московского холдинга «Объединенные кондитеры» к использованию товарных знаков, издавна известных покупателям, серьезно отразились на деятельности белорусских производителей, а фуры с белорусскими сладостями просто разворачивали. Пытались договориться о совместном использовании брендов, но россияне не поддержали эту идею. Пришлось переименовывать продукцию, словесное обозначение наименований которой признано тождественным с ранее зарегистрированными товарными знаками на территории России. Так, скажем, конфета «союзного значения» «Барбарисовая» в белорусском варианте превратилась во «Вкус барбариса», а «Мишку косолапого» вообще пришлось снять с производства. Теперь это популярная марка фабрики «Рот Фронт».

Но, как говорится, это дело прошлое, а сегодня развитие рынка кондитерских изделий происходит на фоне очередных обострений конкурентной борьбы. Белорусским конфетам пока еще трудно «тягаться» с зарубежными сладостями. Об этом свидетельствуют и конкретные цифры. В 2010 году в Беларуси произведено 141,5 тысячи кондитерских изделий. На экспорт отправлено 25,8 тысячи тонн. В то же время их импорт вырос на 16 процентов и составил 60,6 тысячи тонн, а это десятки миллионов долларов.

— Если даже в этой отрасли отрицательное сальдо, то как мы можем стабилизировать обменный курс национальной валюты? — заявил во время недавнего посещения «Коммунарки» Премьер-министр Беларуси Михаил Мясникович.

По его мнению, кондитерская отрасль отстает, в первую очередь, в инновационном развитии. Несовершенна и система сбыта продукции, зачастую современный менеджмент просто отсутствует.

— Надо идти к покупателю, надо предлагать свою продукцию и через торговые сети, и через общественное питание.

Премьер-министр поручил в ближайшее время открыть в Минске 100 таких объектов. По его мнению, должно быть больше кафе, специальных магазинов, где можно купить сладости, в том числе и для детей. Посмотрим, как это поручение будет реализовано на практике.

К сожалению, страна продолжает пагубную практику некритического импорта. И это несмотря на наличие крупных и хорошо оснащенных кондитерских мощностей. Таким положением вещей заинтересовался даже Комитет госконтроля республики, который в начале года провел ряд проверок и сделал соответствующие выводы. Но, как говорится,  а воз и ныне там.

Яркие обертки «заморских» сладостей, видимо, ослепили и представителей торговых организаций, которые отдают предпочтение не отечественному, а импортному продукту. Медленно запрягают в организации выпуска импортозамещающей продукции и сами кондитерские предприятия. Почему, например, не изготавливаются у нас пользующие устойчивым покупательским спросом шоколадные батончики или жевательные конфеты. А ведь около трети импорта составляют именно эти сладости.

Не производятся в республике и такие виды кондитерских изделий, как фигурная леденцовая штучная карамель, которая знакома многим поколениям белорусов, многослойные конфеты и батончики с комбинированными корпусами и с содержанием карамели и орехов. Да и жевательный мармелад с использованием натурального сока у отечественных кондитеров отсутствует. В избытке этого добра лишь у импортеров.

Есть нерешенные проблемы с сырьем, где серьезную роль играет фактор таможенных платежей. В большинстве стран СНГ применяются нулевые ставки пошлин на ввоз какао-бобов, пектина, орехов. В Беларуси ставка таможенных пошлин на какао-бобы, которые мы получаем из Ганы и Кот-д’Ивуара, составляет 5—10 процентов. Это делает отечественную продукцию в конкурентном смысле уязвимой уже на начальном этапе. Этот вопрос без вмешательства Правительства кондитерам решить, естественно, не по силам.

Хорошо известно, что конфеты к нам из-за рубежа привозят не только крупные дистрибьюторы известных фирм. Немало сладостей поставляют индивидуальные предприниматели и торгуют в основном на рынках. Всегда ли они сертифицируют товар? Сколько его? На эти вопросы вряд ли кто-то даст вразумительный ответ.

Решить многие проблемы, безусловно, поможет создание единого экономического пространства стран Таможенного союза. Именно кондитеры одними из первых сделали здесь конкретные шаги навстречу друг другу. Беларусь, Россия и Казахстан создали Ассоциацию предприятий кондитерской отрасли — «Асконд-ТС». В состав учредителей вошли концерн «Белгоспищепром», Ассоциация предприятий кондитерской промышленности России, Союз товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана, а также Ассоциация кондитеров Казахстана. Теперь мы сможем упорядочить свой импорт, белорусские сладости в любом ассортименте смогут поступать на объемный рынок торговых партнеров, а также на экспорт.

А у нас все же есть что предложить зарубежному потребителю, не обидев своего. Тем более что ведется масштабная реконструкция предприятий кондитерской отрасли. На той же «Коммунарке» в этом году намечено ввести в строй действующих дополнительную линию по выпуску вафельных сортов конфет, а также освоить производство мягких конфет с так называемыми комбинированными корпусами. Дальнейшая модернизация ориентирована, прежде всего, на расширение ассортимента и увеличение объемов импортозамещающей продукции.

Нынче предусматривается также установить новую линию по производству сахарного печенья на кондитерской фабрике «Слодыч», линию по выпуску зефира ускоренным способом в ОАО «Красный мозырянин». Новое оборудование устанавливается сейчас в ОАО «Красный пищевик», в СП «Ивкон». В общей сложности на предприятиях кондитерской промышленности Беларуси в ближайшие пять лет будут построены и введены в эксплуатацию 28 современных технологических линий.

По словам председателя концерна «Белгоспищепром» Ивана Данченко, около 90 процентов завозимых в страну конфет — те или иные аналоги белорусских изделий. В то же время Беларусь располагает всем необходимым сырьем, чтобы кондитерская отрасль приносила в страну значительные валютные поступления. Это дешевый сахар, молоко, маргариновая и мучная продукция. Мы способны производить даже карамельную патоку на основе кукурузы. По словам руководителя концерна, «база есть, осталось увеличить объемы производства, создать новые мощности».

Так, в 30—40 миллионов евро оцениваются инвестиции в проект еще одной кондитерской фабрики, которая позволит сократить импорт до минимума. Место возведения предприятия пока не определено, его выберет инвестор. В республике много перспективных площадок, подходящих для строительства, в том числе и в свободных экономических зонах. Сегодня свою заинтересованность в размещении фабрики на своей территории особенно активно проявляют Минская и Витебская области. Предположительно, это будет Заславль, Несвиж или район Орши. А выйти на европейский уровень — не самоцель. Главное, чтобы отечественный покупатель был доволен.

Александр ШЕВКО, «БН

←С таким намолотом кашу сваришь

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика