Какие предприятия могут достаться частному бизнесу
17.10.2011 15:00
—
Новости Экономики
Приватизационные инициативы, которые обсуждаются в правительственных кругах, нацелены на пересмотр существующей структуры экономики. Речь идет о том, чтобы увеличить долю частного сектора в экономике за счет сокращения на треть госсектора, который должен включать только стратегически значимые организации.
К 2015 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси должна вырасти как минимум до 30%, сообщает БелТА со ссылкой на Министерство экономики.
Сейчас этот показатель составляет около 20%. В сфере малого и среднего бизнеса работают около 1,5 млн. человек, или почти треть экономически активного населения страны. В департаменте Минэкономики зарегистрировано 73 субъекта инфраструктуры малого бизнеса, в том числе 59 центров поддержки предпринимательства.
"Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны ведется активный открытый диалог власти с деловым сообществом, в том числе по обсуждению Национальной платформы бизнеса-2011, - рассказали в Минэкономики. - Будет создана рабочая группа, которой предстоит проанализировать все предложения и выработать конкретные решения по реализации Национальной платформы бизнеса в развитие Директивы №4".
На данный момент, как констатируют Белорусские новости, в белорусской экономике по-прежнему доминирует госсектор, который производит почти 70% ВВП.
С инициативой увеличить долю частного сектора в экономике выступил в начале октября министр экономики Николай Снопков. Участвуя в заседании президиума Совмина, министр тогда подчеркнул, что Беларусь отстает от других стран СНГ по величине вклада частного сектора в экономику.
В Беларуси, по оценке Минэкономики, вклад частного сектора в ВВП находится в районе 30%. В то же время у наших соседей ситуация обратная — главную скрипку в экономике играют не государственные, а именно частные предприятия. Министерство экономики считает, что залогом устойчивого экономического роста Беларуси в будущем может стать именно частный сектор.
По мнению экспертов в госорганах, добиться реального увеличения частного сектора в экономике можно путем продажи инвесторам 2,6 тыс. нестратегических госпредприятий.
Директор департамента инвестиции компании «Юнитер» Роман Осипов полагает, что курс на привлечение инвестиций в экономику действительно может стать залогом экономического роста в будущем.
«Для достижения экономического роста необходимо повышать потенциал экономики. Сделать это можно благодаря инвестициям, которые позволяют привлечь на предприятия свежие силы, современные технологии. На самообеспечении, без привлечения инвестиций сложно в сегодняшнем мире развиваться и рассчитывать на рост», — констатирует Р.Осипов.
На уровне госорганов предлагается выделить в госсекторе нишу, куда эти инвестиции и будут направляться. Речь идет о том, чтобы определить новую структуру белорусской экономики, которая будет предполагать увеличение доли частного сектора за счет сокращения на треть госсектора.
Согласно такому подходу, госсектор должен включать стратегически значимые организации, от которых зависит экономическая безопасность страны. В госсобственности также предлагается оставить предприятия, которые обеспечивают государству контроль за инфраструктурой. Плюс к этому в госсобственности предлагается оставить сельскохозяйственные организации, а также предприятия пищевой промышленности.
Частному сектору, по оценкам госорганов, можно передать порядка 2,6 тыс. госорганизаций, совокупный вклад которых в ВВП составляет около 22%. Основу тех активов, которые предлагается передать частникам, составляют платежеспособные низкотехнологичные предприятия. В случае если такой подход к приватизации будет принят, доля госсектора в белорусском ВВП может сократиться с нынешних 68% до 46%.
Госпредприятия, которые предлагается выставить на продажу, в основном платежеспособные. Но есть немало и таких, которые по своим обязательствам уже платить не в состоянии. По данным Белорусских новостей, порядка 2,1 тыс. госпредприятий, которые предлагается выставить на продажу, — платежеспособные, около 500 — неплатежеспособные. Причем есть и такие госактивы, которые имеют обязательства, превышающие годовой объем выручки.
Впрочем, отмечает Р.Осипов, найти покупателей можно и для неплатежеспособных предприятий.
«Важно, чтобы в процессе продажи неплатежеспособных предприятий не ставились фискальные цели. Пытаться пополнить бюджет за счет продажи таких предприятий — ошибочный путь. Здесь важно в принципе найти инвестора, который возьмет неплатежеспособное предприятие и выведет его на прибыльную работу», — говорит инвестиционный консультант.
По мнению экспертов в госорганах, продавать неплатежеспособные предприятия следует по цене 20% от оценочной стоимости.
«Продавать неплатежеспособные предприятия по цене, которая равна 20% оценочной стоимость, — приемлемое условие, — полагает Р.Осипов. — Важно только, чтобы был предусмотрен механизм понижения стоимости активов в процессе торгов. То есть, если нет спроса на приватизируемое предприятие, должна быть возможность снизить цену пакета акций».
Что касается платежеспособных предприятий, то правительственные эксперты предлагают продавать их по цене, которая эквивалентна оценочной стоимости. Стоит при этом иметь в виду, что на поступление иностранных инвестиций можно рассчитывать лишь в случае продажи тех предприятий, которые уже сами научились неплохо зарабатывать.
«Важно понимать, какого инвестора мы хотим привлекать на свое предприятия. Те субъекты хозяйствования, которые продаются сегодня, интересуют в основном национальных инвесторов. Чтобы привлечь иностранного инвестора, годовая выручка предприятия должна быть не менее 5 млн., а лучше — 20 млн. долларов», — подчеркивает Р.Осипов.
Белорусский план приватизации на 2011-2013 гг., который сейчас реализуется, показал, что иногда выставляются неприемлемые для инвесторов условия.
«Если на продажу выставляется не контрольный пакет акций, а контрольный остается у государства, стратегического инвестора такие условия, как правило, не устраивают. Стратегический инвестор всегда хочет получить тот пакет акций, который даст ему возможность управлять предприятием», — говорит Р.Осипов.
Отталкивают инвесторов, продолжает эксперт, также некоторые дополнительные условия, которые иногда выставляет белорусская сторона.
«В качестве одного из таких условий можно назвать требование предоставить приватизируемому предприятию заем под 1% годовых. В ряде случаев предприятие не имеет нормального бизнес-плана, который бы оправдывал необходимость выделения льготного займа», — констатирует Р.Осипов.
В общем, если мы реально хотим увеличить долю частного сектора в экономике, следует не только определить приватизируемые предприятия, но и учитывать интересы инвесторов. В противном случае рассчитывать на ощутимый приток инвестиций, который обеспечит экономический рост в будущем, мы вряд ли сможем.
Кстати, согласно предварительному прогнозу правительства, в следующем году ВВП Беларуси вырастет только на 0,5%. Без реформирования экономики ожидать лучших результатов в последующие годы мы вряд ли сможем.
Сейчас этот показатель составляет около 20%. В сфере малого и среднего бизнеса работают около 1,5 млн. человек, или почти треть экономически активного населения страны. В департаменте Минэкономики зарегистрировано 73 субъекта инфраструктуры малого бизнеса, в том числе 59 центров поддержки предпринимательства.
"Для увеличения доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны ведется активный открытый диалог власти с деловым сообществом, в том числе по обсуждению Национальной платформы бизнеса-2011, - рассказали в Минэкономики. - Будет создана рабочая группа, которой предстоит проанализировать все предложения и выработать конкретные решения по реализации Национальной платформы бизнеса в развитие Директивы №4".
На данный момент, как констатируют Белорусские новости, в белорусской экономике по-прежнему доминирует госсектор, который производит почти 70% ВВП.
С инициативой увеличить долю частного сектора в экономике выступил в начале октября министр экономики Николай Снопков. Участвуя в заседании президиума Совмина, министр тогда подчеркнул, что Беларусь отстает от других стран СНГ по величине вклада частного сектора в экономику.
В Беларуси, по оценке Минэкономики, вклад частного сектора в ВВП находится в районе 30%. В то же время у наших соседей ситуация обратная — главную скрипку в экономике играют не государственные, а именно частные предприятия. Министерство экономики считает, что залогом устойчивого экономического роста Беларуси в будущем может стать именно частный сектор.
По мнению экспертов в госорганах, добиться реального увеличения частного сектора в экономике можно путем продажи инвесторам 2,6 тыс. нестратегических госпредприятий.
Директор департамента инвестиции компании «Юнитер» Роман Осипов полагает, что курс на привлечение инвестиций в экономику действительно может стать залогом экономического роста в будущем.
«Для достижения экономического роста необходимо повышать потенциал экономики. Сделать это можно благодаря инвестициям, которые позволяют привлечь на предприятия свежие силы, современные технологии. На самообеспечении, без привлечения инвестиций сложно в сегодняшнем мире развиваться и рассчитывать на рост», — констатирует Р.Осипов.
На уровне госорганов предлагается выделить в госсекторе нишу, куда эти инвестиции и будут направляться. Речь идет о том, чтобы определить новую структуру белорусской экономики, которая будет предполагать увеличение доли частного сектора за счет сокращения на треть госсектора.
Согласно такому подходу, госсектор должен включать стратегически значимые организации, от которых зависит экономическая безопасность страны. В госсобственности также предлагается оставить предприятия, которые обеспечивают государству контроль за инфраструктурой. Плюс к этому в госсобственности предлагается оставить сельскохозяйственные организации, а также предприятия пищевой промышленности.
Частному сектору, по оценкам госорганов, можно передать порядка 2,6 тыс. госорганизаций, совокупный вклад которых в ВВП составляет около 22%. Основу тех активов, которые предлагается передать частникам, составляют платежеспособные низкотехнологичные предприятия. В случае если такой подход к приватизации будет принят, доля госсектора в белорусском ВВП может сократиться с нынешних 68% до 46%.
Госпредприятия, которые предлагается выставить на продажу, в основном платежеспособные. Но есть немало и таких, которые по своим обязательствам уже платить не в состоянии. По данным Белорусских новостей, порядка 2,1 тыс. госпредприятий, которые предлагается выставить на продажу, — платежеспособные, около 500 — неплатежеспособные. Причем есть и такие госактивы, которые имеют обязательства, превышающие годовой объем выручки.
Впрочем, отмечает Р.Осипов, найти покупателей можно и для неплатежеспособных предприятий.
«Важно, чтобы в процессе продажи неплатежеспособных предприятий не ставились фискальные цели. Пытаться пополнить бюджет за счет продажи таких предприятий — ошибочный путь. Здесь важно в принципе найти инвестора, который возьмет неплатежеспособное предприятие и выведет его на прибыльную работу», — говорит инвестиционный консультант.
По мнению экспертов в госорганах, продавать неплатежеспособные предприятия следует по цене 20% от оценочной стоимости.
«Продавать неплатежеспособные предприятия по цене, которая равна 20% оценочной стоимость, — приемлемое условие, — полагает Р.Осипов. — Важно только, чтобы был предусмотрен механизм понижения стоимости активов в процессе торгов. То есть, если нет спроса на приватизируемое предприятие, должна быть возможность снизить цену пакета акций».
Что касается платежеспособных предприятий, то правительственные эксперты предлагают продавать их по цене, которая эквивалентна оценочной стоимости. Стоит при этом иметь в виду, что на поступление иностранных инвестиций можно рассчитывать лишь в случае продажи тех предприятий, которые уже сами научились неплохо зарабатывать.
«Важно понимать, какого инвестора мы хотим привлекать на свое предприятия. Те субъекты хозяйствования, которые продаются сегодня, интересуют в основном национальных инвесторов. Чтобы привлечь иностранного инвестора, годовая выручка предприятия должна быть не менее 5 млн., а лучше — 20 млн. долларов», — подчеркивает Р.Осипов.
Белорусский план приватизации на 2011-2013 гг., который сейчас реализуется, показал, что иногда выставляются неприемлемые для инвесторов условия.
«Если на продажу выставляется не контрольный пакет акций, а контрольный остается у государства, стратегического инвестора такие условия, как правило, не устраивают. Стратегический инвестор всегда хочет получить тот пакет акций, который даст ему возможность управлять предприятием», — говорит Р.Осипов.
Отталкивают инвесторов, продолжает эксперт, также некоторые дополнительные условия, которые иногда выставляет белорусская сторона.
«В качестве одного из таких условий можно назвать требование предоставить приватизируемому предприятию заем под 1% годовых. В ряде случаев предприятие не имеет нормального бизнес-плана, который бы оправдывал необходимость выделения льготного займа», — констатирует Р.Осипов.
В общем, если мы реально хотим увеличить долю частного сектора в экономике, следует не только определить приватизируемые предприятия, но и учитывать интересы инвесторов. В противном случае рассчитывать на ощутимый приток инвестиций, который обеспечит экономический рост в будущем, мы вряд ли сможем.
Кстати, согласно предварительному прогнозу правительства, в следующем году ВВП Беларуси вырастет только на 0,5%. Без реформирования экономики ожидать лучших результатов в последующие годы мы вряд ли сможем.