Правительство и бизнес говорят на разных языках, даже сидя за одним столом

Источник материала:  
15.10.2011 14:57 — Новости Экономики

В условиях кризиса белорусские власти решили сделать ставку на частный бизнес. Таков смысл заявлений, прозвучавших на недавнем заседании президиума Совета министров c приглашением представителей деловых кругов. Верят ли предприниматели в очередные обещания правительства? И остался ли потенциал у полузадушенного отечественного бизнеса?

Правительство и бизнес говорят на разных языках, даже сидя за одним столомКак отметил на заседании министр экономики Николай Снопков, прежде страна «развивалась на основе использования мощного промышленного сектора, который обеспечивал высокие темпы экономического роста и уровень занятости». Именно поэтому, пояснил он, государство и не стремилось развивать частный сектор.

Сегодня по уровню вклада частного сектора в ВВП Беларусь значительно отстает от ближайших соседей. Если в соседних странах этот показатель составляет от 60 до 80%, то в Беларуси — порядка 30%, признал глава Минэкономики.

Видимо, понимая, что частный бизнес обескровлен и резервы его невелики, правительство готовит проект документа о равном доступе предприятий всех форм собственности к механизму государственной поддержки.

В ближайшее время этот документ будет передан на рассмотрение президенту, сообщил участникам заседания премьер-министр Михаил Мясникович. Господдержка будет предоставляться по результатам конкурсного отбора, а приоритет будет отдаваться ориентированным на импортозамещение предприятиям, добавил премьер.

Предполагается, что кредитованием предприятий, получивших право на поддержку государства, займется Банк развития. Указ о его создании был подписан в июне. Уставный фонд Банка развития определен в размере 20 млрд. белорусских рублей (95% — доля правительства, 5% — Национального банка).

Следует отметить, что создание банка, который занялся бы финансированием госпрограмм, было одним из условий Международного валютного фонда при выделении Беларуси кредита в 2009-2010 годах. Пока финансированием многочисленных госпрограмм занимаются преимущественно два крупнейших государственных банка — «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».

Кроме того, Мясникович пообещал снижение ставки налога на прибыль. «Решение пока еще не принято, но мы планируем, что ставка налога на прибыль будет постепенно снижаться. Для обеспечения высокой конкурентоспособности в Едином экономическом пространстве основные усилия должны быть направлены на упрощение налогового администрирования», — сказал глава правительства.

Правительство также рассматривает возможность возобновления программы малой приватизации.

«Одним из наших приоритетов должны стать формирование и реализация программы малой приватизации, которая была начата в 1995 году и в 1996 году благополучно забыта», — заявил министр Снопков.

Он подчеркнул, что целью этой программы является создание в стране института частной собственности и, как следствие, формирование среднего класса.

Некоторые представители бизнеса к обещаниям и планам правительства относятся с осторожным оптимизмом, другие — с открытым недоверием.

Например, Георгий Бадей, председатель Белорусского бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, отметил то обстоятельство, что президиум Совета министров «впервые так рассматривал вопросы развития бизнеса и взаимодействия с ним».

Однако в целом, подчеркнул Бадей, ничего нового для развития частного бизнеса придумывать не нужно. «Нужно просто неукоснительно соблюдать то, что заложено в директиве президента № 4, которая сейчас, к сожалению, выполняется не так, как нам бы хотелось», — сказал лидер предпринимательского союза.

Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была подписана президентом 31 декабря 2010 года.

Документ, в частности, предусматривает:

• развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;

• создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;

• ликвидацию излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами;

• исключение излишнего регулирования рынка труда.

Деловое сообщество возлагало большие надежды на эту директиву. Однако сейчас, спустя почти год, приходится констатировать: белорусская экономическая либерализация существует лишь в теории.

Яркий пример тому — антирыночные, лишенные всякой экономической логики действия властей на валютном рынке, которые не только привели к разорению сотен частных компаний, но и поставили на грань дефолта всю отечественную экономику.

Оснований для оптимизма нет и сейчас, несмотря на щедрые обещания членов правительства, полагает лидер Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.

Правительство в Беларуси не является полноценным органом государственной власти, а у реального руководства страны по-прежнему отсутствует политическая воля к проведению реформ, отмечает эксперт.

«Необходимость реформ декларируется, но реальных движений в эту сторону нет. Есть растерянность перед происходящими в экономике негативными процессами. Но также есть и невероятное желание в максимальной степени сохранить рычаги для ручного управления экономикой», — говорит Балыкин.

Кроме того, по его словам, белорусские бизнес-ассоциации по своему составу слишком малочисленны, а их ресурсы слишком скудны, чтобы обеспечивать действительно серьезное представительство бизнеса.

«В сложившейся ситуации вести речь об эффективном диалоге властей и предпринимателей не приходится», — убежден лидер ассоциации.

Председатель общественного объединения предпринимателей «Перспектива» Анатолий Шумченко тоже с недоверием относится к заявлениям правительства.

В частности, заявление премьер-министра о том, что государство будет помогать частному бизнесу, отдавая приоритет предприятиям, ориентированным на импортозамещение, Шумченко прокомментировал так: «А что, у нас малый бизнес участвует в импортозамещающих предприятиях? Сегодня элементарно пошить трусы или носки в Беларуси малому предприятию гораздо сложнее, чем сделать это в других странах Таможенного союза. Если мы завтра откроем, скажем, линию обуви, то к премьеру Мясниковичу прибегут директора государственных фабрик жаловаться, что предприниматели демпингуют, у них ниже цены и налоги».

«Лучшая поддержка от государства — это чтобы нам не мешали», — подчеркивает лидер «Перспективы».

Между тем чиновники продолжают чинить препятствия предпринимателям. Свежий пример — ситуация с выселением индивидуальных предпринимателей, торгующих на Червенском рынке столицы, судьбой которых сейчас занимается «Перспектива».

На месте компактного, удобного для местных жителей и сравнительно недорогого рынка иранская компания будет строить большой торговый комплекс. Предпринимателей, которые лишаются торговых мест, власти пообещали не трогать до середины января, а за это время — обустроить для них торговую площадку недалеко от нынешнего рынка. Однако выяснилось, что на новом месте ничего не строится и перебираться предпринимателям фактически некуда.

Искать справедливости «Перспектива» намерена в правительстве и Администрации президента. «Это особенно актуально в свете заявлений Снопкова и Мясниковича о роли и участии малого бизнеса в развитии экономики страны», — отмечает Шумченко.

Уничтожение маленького рынка — пример еще одной тревожной тенденции последних лет: государство отдает явное предпочтение крупным иностранным инвесторам в ущерб отечественным предпринимателям.

При таком отношении и с учетом происходящего в экономике будущее белорусского бизнеса видится туманным и уж точно безрадостным. Во всяком случае, при нынешней власти.



Ирина ЛЕВШИНА
←Правительство России внесло на ратификацию в Госдуму соглашение с Беларусью о транспортном автомобильном контроле

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика