Правительство и бизнес говорят на разных языках, даже сидя за одним столом
В условиях кризиса белорусские власти решили сделать ставку на частный бизнес. Таков смысл заявлений, прозвучавших на недавнем заседании президиума Совета министров c приглашением представителей деловых кругов. Верят ли предприниматели в очередные обещания правительства? И остался ли потенциал у полузадушенного отечественного бизнеса?
Как отметил на заседании министр экономики Николай Снопков, прежде страна «развивалась на основе использования мощного промышленного сектора, который обеспечивал высокие темпы экономического роста и уровень занятости». Именно поэтому, пояснил он, государство и не стремилось развивать частный сектор.
Сегодня по уровню вклада частного сектора в ВВП Беларусь значительно отстает от ближайших соседей. Если в соседних странах этот показатель составляет от 60 до 80%, то в Беларуси — порядка 30%, признал глава Минэкономики.
Видимо, понимая, что частный бизнес обескровлен и резервы его невелики, правительство готовит проект документа о равном доступе предприятий всех форм собственности к механизму государственной поддержки.
В ближайшее время этот документ будет передан на рассмотрение президенту, сообщил участникам заседания премьер-министр Михаил Мясникович. Господдержка будет предоставляться по результатам конкурсного отбора, а приоритет будет отдаваться ориентированным на импортозамещение предприятиям, добавил премьер.
Предполагается, что кредитованием предприятий, получивших право на поддержку государства, займется Банк развития. Указ о его создании был подписан в июне. Уставный фонд Банка развития определен в размере 20 млрд. белорусских рублей (95% — доля правительства, 5% — Национального банка).
Следует отметить, что создание банка, который занялся бы финансированием госпрограмм, было одним из условий Международного валютного фонда при выделении Беларуси кредита в 2009-2010 годах. Пока финансированием многочисленных госпрограмм занимаются преимущественно два крупнейших государственных банка — «Беларусбанк» и «Белагропромбанк».
Кроме того, Мясникович пообещал снижение ставки налога на прибыль. «Решение пока еще не принято, но мы планируем, что ставка налога на прибыль будет постепенно снижаться. Для обеспечения высокой конкурентоспособности в Едином экономическом пространстве основные усилия должны быть направлены на упрощение налогового администрирования», — сказал глава правительства.
Правительство также рассматривает возможность возобновления программы малой приватизации.
«Одним из наших приоритетов должны стать формирование и реализация программы малой приватизации, которая была начата в 1995 году и в 1996 году благополучно забыта», — заявил министр Снопков.
Он подчеркнул, что целью этой программы является создание в стране института частной собственности и, как следствие, формирование среднего класса.
Некоторые представители бизнеса к обещаниям и планам правительства относятся с осторожным оптимизмом, другие — с открытым недоверием.
Например, Георгий Бадей, председатель Белорусского бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им. Кунявского, отметил то обстоятельство, что президиум Совета министров «впервые так рассматривал вопросы развития бизнеса и взаимодействия с ним».
Однако в целом, подчеркнул Бадей, ничего нового для развития частного бизнеса придумывать не нужно. «Нужно просто неукоснительно соблюдать то, что заложено в директиве президента № 4, которая сейчас, к сожалению, выполняется не так, как нам бы хотелось», — сказал лидер предпринимательского союза.
Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» была подписана президентом 31 декабря 2010 года.
Документ, в частности, предусматривает:
• развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности;
• создание условий для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности;
• ликвидацию излишних административных барьеров при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами;
• исключение излишнего регулирования рынка труда.
Деловое сообщество возлагало большие надежды на эту директиву. Однако сейчас, спустя почти год, приходится констатировать: белорусская экономическая либерализация существует лишь в теории.
Яркий пример тому — антирыночные, лишенные всякой экономической логики действия властей на валютном рынке, которые не только привели к разорению сотен частных компаний, но и поставили на грань дефолта всю отечественную экономику.
Оснований для оптимизма нет и сейчас, несмотря на щедрые обещания членов правительства, полагает лидер Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергей Балыкин.
Правительство в Беларуси не является полноценным органом государственной власти, а у реального руководства страны по-прежнему отсутствует политическая воля к проведению реформ, отмечает эксперт.
«Необходимость реформ декларируется, но реальных движений в эту сторону нет. Есть растерянность перед происходящими в экономике негативными процессами. Но также есть и невероятное желание в максимальной степени сохранить рычаги для ручного управления экономикой», — говорит Балыкин.
Кроме того, по его словам, белорусские бизнес-ассоциации по своему составу слишком малочисленны, а их ресурсы слишком скудны, чтобы обеспечивать действительно серьезное представительство бизнеса.
«В сложившейся ситуации вести речь об эффективном диалоге властей и предпринимателей не приходится», — убежден лидер ассоциации.
Председатель общественного объединения предпринимателей «Перспектива» Анатолий Шумченко тоже с недоверием относится к заявлениям правительства.
В частности, заявление премьер-министра о том, что государство будет помогать частному бизнесу, отдавая приоритет предприятиям, ориентированным на импортозамещение, Шумченко прокомментировал так: «А что, у нас малый бизнес участвует в импортозамещающих предприятиях? Сегодня элементарно пошить трусы или носки в Беларуси малому предприятию гораздо сложнее, чем сделать это в других странах Таможенного союза. Если мы завтра откроем, скажем, линию обуви, то к премьеру Мясниковичу прибегут директора государственных фабрик жаловаться, что предприниматели демпингуют, у них ниже цены и налоги».
«Лучшая поддержка от государства — это чтобы нам не мешали», — подчеркивает лидер «Перспективы».
Между тем чиновники продолжают чинить препятствия предпринимателям. Свежий пример — ситуация с выселением индивидуальных предпринимателей, торгующих на Червенском рынке столицы, судьбой которых сейчас занимается «Перспектива».
На месте компактного, удобного для местных жителей и сравнительно недорогого рынка иранская компания будет строить большой торговый комплекс. Предпринимателей, которые лишаются торговых мест, власти пообещали не трогать до середины января, а за это время — обустроить для них торговую площадку недалеко от нынешнего рынка. Однако выяснилось, что на новом месте ничего не строится и перебираться предпринимателям фактически некуда.
Искать справедливости «Перспектива» намерена в правительстве и Администрации президента. «Это особенно актуально в свете заявлений Снопкова и Мясниковича о роли и участии малого бизнеса в развитии экономики страны», — отмечает Шумченко.
Уничтожение маленького рынка — пример еще одной тревожной тенденции последних лет: государство отдает явное предпочтение крупным иностранным инвесторам в ущерб отечественным предпринимателям.
При таком отношении и с учетом происходящего в экономике будущее белорусского бизнеса видится туманным и уж точно безрадостным. Во всяком случае, при нынешней власти.
Ирина ЛЕВШИНА