Бизнес просит вернуть конкуренцию в столичную торговлю
Белорусских монополистов обяжут жить по правилам добросовестной конкуренции. На это рассчитывают представители бизнес-сообщества, которые уже направили в Мингорисполком свои предложения по противодействию монополистическим проявлениям. Ожидается, что принятые решения позволят навести порядок на потребительском рынке Минска, в частности, расширить объемы продукции, поставляемые предприятиями в розничные сети.
Валютный кризис поставил ритейлеров в сложное положение. Многие производители, в том числе крупные, ринулись на внешние рынки, тем самым породив дефицит по ряду товарных позиций внутри страны. Такое поведение производителей понять не сложно.
По расчетам экспертов, в августе рентабельность при поставках на экспорт потушной говядины составляла более 70%, в то время как при поставках на внутренний рынок — примерно «минус» 10%. Похожая ситуация наблюдалась при поставках свинины, ряда молочных продуктов. Зачем нести убытки на внутреннем рынке, если можно хорошо заработать на экспорте?
Повышение цен ситуацию подправило. Вмешались и столичные власти, потребовавшие от производителей обеспечить разумный баланс поставок товаров на экспорт и в минскую розницу. Но, как заявляют представители деловых кругов, это требование, по сути, осталось невыполненным.
Как поясняет сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов, одна из проблем — это отсутствие прозрачной модели отношений между производителями, поставщиками и розницей.
«Система договорных обязательств сегодня — это полная безответственность. Договора заключаются, но никто никому ничего не обещает. Например, компания «Табак-Инвест» все лето игнорировала договорные отношения с тысячами торговых предприятий. Она просто выбрала 90 из них и относительно бесперебойно поставляла свою продукцию. Остальных компания исключила из списка покупателей и запретила своим контрагентам принимать от них заявки», — поясняет эксперт.
Представители розницы, не оправдывая такие действия табачного монополиста, тем не менее отмечают, что компания действовала абсолютно логично — исходя из собственных интересов. Чем поставлять табачную продукцию всем подряд, лучше определить круг предприятий, у которых хорошая финансовая дисциплина, кто вовремя платит и у кого доля в обороте занимает 80%. Выгоднее поставлять товар в один гиипермаркет и получать деньги в короткий срок, чем десяткам магазинов, тратя средства на логистику.
Позже, когда наступила относительная ясность касательно развития валютного рынка, компания «Табак-Инвест», по словам Виктора Маргелова, объявила, что готова работать со всеми торговыми организациями, но по предоплате.
«Наше предприятие перечислило компании около 20 млн. рублей по предоплате, но было вынуждено около месяца ждать сигарет. И сегодня многие торговые организации оказались в таких условиях. У них нет никаких гарантий не только в получении продукции по предоплате в короткие сроки, но и в том, что они получат высоколиквидные сигареты, а не те, что не продаются», — констатирует Виктор Маргелов.
Гендиректор супермаркета «Вестор» Кирилл Кириллаш отмечает, что для розницы ситуация осложняется еще и тем, что поставщики помимо предоплаты выдвигают другие условия.
«У каждого предприятия есть определенный перечень товаров, которые они производят. И, условно, из 200 позиций лидерами, как правило, являются 40. Остальные не интересны покупателям, и торговые сети их не заказывают. Однако некоторые поставщики взяли за правило в ультимативном порядке предлагать в нагрузку к основному заказу продукцию, которая не пользуется спросом. Ставят условие: «Хотите получить ликвидную продукцию, покупайте дополнительно, например, новый товар, у которого нет истории, и, соответственно, торговые сети не знают, как покупатель будет на него реагировать».
И торговле в сегодняшних условиях приходится соглашаться с требованиями, которые выдвигают табачники, производители мясо-молочной продукции, кондитерских изделий.
«Например, в декабре прошлого года примерно до середины января на условия предоплаты перешла «Коммунарка». Тем, кто пытался что-то оспаривать, было сказано, что они могут не покупать продукцию. Думаю, в этом году ситуация повторится», — отмечает Кирилл Кириллаш.
И в «Коммунарке», по словам ритейлеров, понимают, что рознице придется соглашаться на эти условия, так как декабрь и начало января — это пик продаж кондитерских изделий в связи с новогодними праздниками.
Приструнить недобросовестных монополистов, задерживающих, например, поставки товаров, можно через суд. Можно и вовсе прекратить отношения с такими производителями. Но, по словам Виктора Маргелова, отказаться от продукции компаний, занимающих монопольное или доминирующее положение на рынке — «это не решение вопроса».
Кирилл Кириллаш соглашается, что торговле в сложившихся условиях нельзя отказываться то товара. «Сигареты, к примеру, занимают более 5% от оборота в торговле. Да и в целом сейчас рознице необходимо заполнить прилавки товаром, чтобы не торговать воздухом», — отмечает директор «Вестора».
На его взгляд, дисциплинировать недобросовестных поставщиков соблюдать договоренности можно иначе. В частности, добиваться того, что в договорах прописывалась плата за пользование чужими деньгами. То есть указывать, что за каждый день просрочки поставки товара поставщику придется платить определенный процент от суммы предоплаты, которую он получил от торгового предприятия.
По словам Виктора Маргелова, бизнес-сообщество предложило столичным властям в целом наладить четкую схему взаимоотношений между поставщиками и производителями. В частности, заключить с поставщиками проблемных товаров соглашения, определяющие порядок выполнения заявок предприятий торговли. Это, прежде всего, позитивно скажется на средних и небольших предприятиях торговли.
«Крупные розничные игроки еще как-то могу решать свои вопросы по поставкам дефицитной продукции. В них крупные производители заинтересованы в большей степени. Но средние и небольшие предприятия торговли при этом остаются не у дел. Когда монополисты и крупные производители поставляют свою продукцию выборочно, многие торговые предприятия не могут обеспечивать наполнение прилавков, что неизменно ведет к снижению рентабельности и ухудшению финансового положения», — отмечает Виктор Маргелов.
Не в пользу средних и небольших магазинов развивается и в целом система торговли, где власти делают ставку на крупные объекты, прежде всего гипермаркеты. По словам Маргелова, это приведет в конечном счете к тому, что гипермаркеты начнут душить друг друга, а потребители столкнуться со снижением качественного выбора товаров.
Между тем, как показывает мировой опыт, разумное сочетание крупного, малого и среднего бизнеса почти по всех отраслях, в том числе и в торговле, оказывается намного эффективнее. В связи с этим, как отмечает Виктор Маргелов, бизнес-сообщество предложило властям ввести временный мораторий на строительство в пределах кольцевой дороги объектов крупноформатной торговли общей площадью более 3500 кв. метров.
Андрей КОЖЕМЯКИН