Переговоры с петлёй на шее

Источник материала:  


4 октября 2011г. впервые в истории Беларуси Совмин будет рассматривать документ, разработанный не властями, а общественными организациями. Национальную платформу бизнеса (НПБ) бизнес-сообщество и ведущие мозговые центры страны предлагают правительству с 2007г. Этот документ был положен в основу президентской директивы N4, с которой бизнес связывал большие надежды. Но в год предприимчивости на последний накинули инфляционно-девальвационную петлю. Те, кто не задохнулся, хотят знать, стоит ли им терпеть и ждать или все-таки пришла пора паковать чемоданы и уезжать.

Чиновники и предприниматели по-разному понимают и оценивают процесс создания благоприятного делового климата в стране. У первых есть план работы над актами законодательства плюс огромный объем текучки, а в качестве доказательства своих целенаправленных действий они могут продемонстрировать много постановлений, инструкций, распоряжений и даже указов. У вторых - четкая оценка выполнения конкретных формулировок директивы и НПБ-2011: решили власти вопрос - 10 баллов, не решили - 0. Придумавшие эту шкалу представители МСБ и экспертного сообщества, в конце сентября оценили степень выполнения НПБ-2011 по результатам опроса более чем 400 представителей малого и среднего бизнеса, который проводился в марте, еще до обвальной девальвации и высокой инфляции. Средний балл - «крепкая двойка», улучшение отмечено только по одному направлению - по регистрации бизнеса (это изменение положительно оценили 20,9% респондентов). По самым чувствительным для бизнеса проблемам - налогам, доступу к финансам, условиям торговли, штрафам - стало только хуже.

Поэтому бизнес-сообщество воспряло духом, когда Совмин наконец решил вникнуть в проблемы предпринимательства - факт рассмотрения НПБ-2011 правительством позитивно оценили практически все. Обычно встречи чиновников с бизнесом заканчиваются традиционным вопросом «Как вам помочь?». Хотя бизнес-сообщество давно ответило на него «104 конкретными предложениями», выполнение даже половины из которых позволит существенно улучшить деловой климат, остановит отток капитала и вернет надежду по меньшей мере половине активных предпринимателей.

ОБРЕЧЕНЫ НА ПАРТНЁРСТВО

При принятии НПБ-2011 бизнес-сообщество не могло и подумать, что ситуация ухудшится так быстро и радикально. Оно верило в то, что властям по плечу добиться снижения инфляции до 5% и удержать девальвацию рубля в пределах 30-50%, но валютный кризис еще больше обострил проблемы создания полноценного частно-государственного партнерства. Чтобы узнать, что необходимо бизнесу, чиновникам нужно просто его послушать, а не мучить вопросами типа «А почему вы хотите именно это, а не то, что мы вам предлагаем?»

Сегодня Беларусь живет и работает в условиях целого ряда серьезных внешних факторов и обстоятельств.

Первое. Беларусь вступила в Таможенный союз с Россией и Казахстаном. С 1 января 2012г. заработает Единое экономическое пространство. Многие параметры бизнес-климата в России и Казахстане гораздо лучше, чем в Беларуси. Уровень оплаты труда в России существенно выше. Бегство капитала, мозгов и высококвалифицированных рук стало реальностью. Конкурируют не только товары, но и законы, административные процедуры, институты защиты прав собственности. Выиграть эту борьбу можно только при партнерстве бизнеса и власти.

Второе. В условиях сильного роста напряжения в глобальной финансовой системе и развития кризисных явлений в зоне евро существенно ухудшился доступ к внешним кредитным ресурсам. Кредиторы стали предъявлять более строгие требования к заемщикам. Эпоха дешевых денег для стран с неустойчивыми правовыми институтами и слабой макроэкономической политикой закончилась. Остро стоит проблема сокращения дефицита бюджета и госдолга, крайне высока вероятность рецессии. А значит, может сильно измениться спрос на нефть, газ, металлы и удобрения, что в свою очередь окажет негативное воздействие на традиционный белорусский экспорт.

Третье. Существенно выросла конкуренция за прямые иностранные инвестиции. В глобальной экономике в условиях развития телекоммуникационных и транспортных технологий географическое месторасположение теряет свое значение. Быстро усиливается роль Китая, Индии, Бразилии и других переходных стран. Усиливается межрегиональная конкуренция, ТНК и крупнейшие институциональные инвесторы предъявляют особые требования к правовой среде, параметрам делового климата, статусу иностранного бизнеса в стране, а также уровню защиты физической и интеллектуальной собственности. В этом плане Беларусь существенно уступает другим странам-конкурентам. Невыполнение плана правительства по привлечению иностранных инвестиций - еще один аргумент в пользу реализации положений НПБ и программы системных реформ в целом.

Четвёртое. Плохой имидж Беларуси за рубежом и рост недоверия к нашей экономической политике проявляются во многом: плохие котировки белорусских евробондов; неблагоприятные страновые рейтинги от авторитетных мировых рейтинговых агентств Moody’s и Standard&Poor’s ; низкие места в авторитетных и широко цитируемых в глобальных деловых и экономических СМИ рейтингах (экономической свободы, качества налоговой системы, защиты прав собственности); «замороженные» отношения с МВФ и ЕБРР.

Конечно, можно оспаривать методики рейтингов и оценки устойчивости белорусской экономики, но важно то, что инвесторы и предприниматели, ресурсы, технологии и опыт которых мы бы хотели привлечь в нашу страну, гораздо больше доверяют международным признанным рейтинговым агентствам и широко цитируемым аналитикам, а не белорусским министерствам и чиновникам. Стоит учитывать и то, что политики стран ЕС и США, когда к ним обращаются их бизнесмены и инвесторы, тоже едва ли позитивно характеризуют деловой климат и инвестиционные возможности Беларуси. В случае полноценного партнерства бизнеса и власти активное участие белорусских предпринимателей в международных форумах является важнейшей частью программы по восстановлению благоприятного имиджа Беларуси в мире.

ЖЁСТКИЕ ОБЪЯТИЯ

Чтобы противодействовать целому ряду негативных тенденций и явлений в отечественной экономике, а также для создания конкурентоспособных современных институтов рынка, правительство и бизнес обязаны стать полноценными партнерами. Четыре причины толкают правительство в объятия бизнеса.

Первая. Углубляется макроэкономическая нестабильность. Крайне проблематично планировать экономическую и инвестиционную деятельность в условиях 100-процентной годовой инфляции, более чем 250-процентной девальвации и неопределенности в параметрах денежно-кредитной политики. Наличие в стране множественности курсов - это, по сути, введение дополнительного налога на экспортеров, резкое сокращение их конкурентоспособности и увеличение склонности к реализации серых схем.

Вторая. Слишком обременительным стало неравенство условий хозяйствования для частного и госсекторов. К тому же отдельные частные коммерческие организации имеют особые отношения с органами госуправления и часто прибегают к дискриминационным практикам. В условиях отсутствия эффективного антимонопольного регулирования такие практики резко увеличивают издержки МСБ. Неравенство форм собственности проявляется в низкой платежной дисциплине госсектора. МСБ поставляют госпредприятиям и структурам товары, оказывают услуги без предоплаты, но потом испытывают большие проблемы с получением оплаты. В условиях высокой инфляции действия правительства существенно обесценивают долги перед МСБ. Плюс неравный доступ к сырью, энергоресурсам, недвижимости, земле и госзакупкам.

Третья. Бизнес жалуется на низкое качество актов законодательства, регулирующих коммерческую деятельность. Большие претензии есть у него и к менеджменту госактивов в целом. Государство владеет и управляет около 80% активов страны. При этом дивиденды, прибыль от владения этими активами в бюджете страны - минимальна. Неналоговые платежи могли бы составлять более 10% доходной части консолидированного бюджета.

Четвёртая. Самый большой барьер для бизнеса - по-прежнему налоговая система. Президент давно приказал правительству развернуть налоговую систему лицом к бизнесу, но ничего не изменилось. Даже налоговые системы стран Таможенного союза существенно лучше, чем в Беларуси, не говоря уже о новых промышленных азиатских странах. Существующую налоговую систему не исправишь мелкими косметическими мерами - требуется реальное сокращение налоговой нагрузки, упрощение налогового администрирования, ликвидация налоговых льгот и привилегий. Белорусское государство по-прежнему перераспределяет 43-45% ВВП страны. Ни одной стране мира не удавались успешные реформы, когда в руках распорядителей чужого находилось столько активов.

Платформа 2011г. называется «Время конкретных дел». Бизнес-сообщество убедило власть в необходимости создания в стране благоприятного делового климата, президент принял директиву N4. Но макроэкономические проблемы сместили акценты в экономической политике правительства и привели к замедлению процесса реализации как НПБ-2011, так и директивы N4. Одним заседанием Совмина деловому климату не поможешь, но четкий сигнал вертикали дать можно и нужно. Имитация реализации директивы N4 и НПБ-2011 путем принятия формальных актов законодательства на тему экономических реформ противоречит национальным интересам страны и играет на понижение рейтинга главы государства. Потому что именно он, а не премьер Михаил Мясникович, не министр финансов Андрей Харковец и не глава Нацбанка Надежда Ермакова ведет прямой диалог с электоратом.
←Официальный курс доллара США вырос в сентябре на 9,9%, с начала года — на 86,6%

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика