Ручное управление белорусской экономикой ведет страну к дефолту
5 октября в Минск прибывает миссия МВФ. В течение десяти дней эксперты будут анализировать ситуацию в белорусской экономике и меры правительства по ее стабилизации. В конце октября власти рассчитывают начать с фондом переговоры о получении еще одного стабилизационного кредита. Однако представители фонда пока не обещают ничего определенного. Более того, они предупреждают: уже в ближайшем будущем Беларусь столкнется с проблемой погашения внешних долгов.
Белорусская сторона надеется получить от МВФ кредит в 5-8 млрд. долларов, сообщила 18 сентября председатель правления Нацбанка Надежда Ермакова. Хотя, добавила она, «возможно, такой объем кредита и не понадобится».
«Многое будет зависеть от того, как МВФ оценит наши действия. Те первые меры, которые были предприняты в Беларуси по стабилизации ситуации и выходу на единый курс, МВФ одобряет», — сказала Ермакова.
Камнем преткновения при обсуждении новой программы кредитного сотрудничества с МВФ было, в частности, отсутствие в стране четкой политики курсообразования. Однако в Минске полагают: после того как в сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) открылась дополнительная торговая сессия с рыночным курсом доллара, эта проблема должна быть снята.
Следует отметить, что с открытием допсессии белорусский рубль неожиданно для многих стал стремительно укрепляться по отношению к основным иностранным валютам. Так, если в первый день дополнительных торгов, 14 сентября, доллар стоил 8600 белорусских рублей, а евро — 12 100, то 30 сентября — уже 7630 рублей и 10 320 рублей соответственно.
Нацбанк утверждает, что не проводит интервенций для укрепления национальной валюты и не оказывает административного давления на участников торгов, но независимые эксперты этому не верят.
Так, по мнению экономиста Татьяны Маринич — директора центра деловых коммуникаций BEL.BIZ, ситуация на валютном рынке тщательно срежиссирована властями. Обменный курс на допсессии устанавливается не свободно, как это предполагалось изначально, убеждена эксперт.
«Нацбанк принимает активное участие в торгах, объем же торгов, ведущихся другими игроками, на бирже настолько мал (менее 40 миллионов долларов), что говорить о тенденции не приходится», — говорит Татьяна Маринич.
В связи с этим, полагает эксперт, укрепление национальной валюты носит временный характер и очень скоро курс рубля вновь начнет падать.
«Для этого есть веские основания: Нацбанк печатает дополнительную рублевую массу, планируется очередное повышение зарплат, правительство не прекращает прежнюю риторику, не сокращает расходы бюджета, а занимается поиском краткосрочных внешних ресурсов», — отмечает экономист.
Пытаясь спасти ситуацию в экономике, власти вынуждены идти на внешние заимствования.
Помимо кредита МВФ, правительство планирует получить по одному миллиарду долларов от Сбербанка России и правительства Китая.
Кроме того, в ноябре в Минске ожидают поступления второй транши кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Беларусь, как известно, планирует получить по линии ЕврАзЭС 3 млрд. долларов: 1,24 млрд. — в этом году, около 800 млн. — в 2012-м и 1 млрд. — в 2013 году. В июне в Беларусь поступила первая транша, 800 млн. долларов.
Между тем платежеспособность Беларуси международные эксперты оценивают довольно низко.
Международное кредитное агентство Standard & Poor's понизило суверенные кредитные рейтинги страны на одну ступень, с «B/B» до «B–/С» с негативным прогнозом.
По классификации S&P, рейтинги «В» означают, что страна уязвима при неблагоприятной конъюнктуре, однако пока имеет возможность исполнять долговые обязательства в полном объеме. Если рейтинги Беларуси понизятся еще на одну ступень, то это означает реальный риск дефолта.
Как поясняют в агентстве, понижение рейтингов «обусловлено продолжающейся зависимостью Беларуси от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов».
«У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту правительство Беларуси предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса», — сказано в пресс-релизе агентства.
Стрессовую ситуацию в экономике Беларуси, по оценке экспертов S&P, существенно усугубило давление на официальный обменный курс, который рейтинговое агентство считает завышенным.
«Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте по отношению к ВВП. К концу 2011 года она увеличится почти в два раза, то есть до уровня свыше 40% без учета гарантированных обязательств», — прогнозирует S&P.
По последним данным Нацбанка, за первое полугодие 2011 года валовой внешний долг Беларуси увеличился на 4 млрд. 700 млн. долларов (на 16,5%) и 1 июля достиг 33 млрд. 101,1 млн. долларов, или 56,3% ВВП.
На обслуживание внешнего долга, по данным Нацбанка, в первом полугодии 2011 года было направлено 2 млрд. 958,4 млн. долларов (10,7% ВВП, или 14,3% экспорта товаров и услуг). Из указанной суммы 2 млрд. 489,2 млн. составили выплаты по основному долгу, 469,2 млн. долларов — платежи по процентам.
По прогнозам экспертов МВФ, к концу текущего года внешний долг достигнет 68,3% от ВВП, а в 2016 году — 85,6%. Увеличение долга будет сопровождаться ростом расходов по его обслуживанию, так что в ближайшие годы Беларусь ожидает весьма сложный график погашения долгов, включая выплаты коммерческим банкам, внешним кредиторам и возврат кредитов МВФ.
Чтобы иметь возможность обслуживать свои обязательства по кредитам, правительство должно разработать комплексную программу реформ, подчеркивают в МВФ.
О необходимости разработки четкой комплексной программы оздоровления экономики постоянно говорят и белорусские эксперты.
«Реальной программы развития экономики как не было, так и нет», — подчеркнул в комментарии для БелаПАН бывший глава правления Нацбанка Станислав Богданкевич.
«Международные рейтинги Беларуси низкие, потому что состояние экономики в целом плохое. Эти рейтинги учитывают всё: огромную инфляцию на рынке, отсутствие единого обменного курса и т.д. Плюс ко всему нет ясной перспективы развития экономики. Правительство предпринимает какие-то действия, но решения принимаются кулуарно, бессистемно», — говорит эксперт.
По оценке самого Богданкевича, с платежеспособностью Беларуси по внешним займам как раз не так все страшно.
«Мы имеем возможность получать ресурсы от продажи государственных активов — это реальные деньги, которые исчисляются миллиардами долларов. У правительства также есть шанс получать льготные кредиты МВФ и ЕврАзЭС — но, опять-таки, под программу реформ. Надо просто работать в этом направлении более энергично, системно», — считает наш собеседник.
В то же время, отметил экс-глава Нацбанка, негативная оценка экспертных структур дает тревожный сигнал потенциальным кредиторам и инвесторам. Понижение рейтинга уже привело к тому, что белорусские евробонды продаются с минусом, что крайне плохо.
Много лет белорусским властям удавалось выходить из сложных экономических ситуаций с помощью так называемого «ручного управления». Однако сейчас положение таково, что без реальных реформ и четкой программы развития экономики страна окончательно зайдет и тупик.
Вот только способно ли нынешнее руководство кардинально поменять стиль управления экономикой — большой вопрос.
Ирина ЛЕВШИНА