S&P понизил рейтинги Беларуси до "В-/С" из-за неопределенности с доступом к финансированию
26.09.2011 16:40
—
Новости Экономики
S&P понизил рейтинги Беларуси до "В-/С" из-за неопределенности с доступом к финансированию
Служба кредитных рейтингов Standard & Poor's понизила суверенные кредитные рейтинги Беларуси с "B/B" до "B-/С". Рейтинги были выведены из списка CreditWatch ("рейтинги на пересмотре"), куда они были помещены 27 мая 2011 г. с негативным прогнозом. Прогноз по рейтингам - "негативный". Оценка риска перевода и конвертации валюты для белорусских несуверенных заемщиков понижена до "В-". Об этом говорится в распространенном в понедельник пресс-релизе рейтингового агентства.
Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный облигациям Беларуси, остался на уровне "4", что отражает ожидания экспертов Standard & Poor's 30-50-процентного возмещения долга в случае дефолта по коммерческому долгу страны. "Оценка основана на сценарии, согласно которому возможные существенные негативные тенденции внешнего финансирования не смогут компенсироваться мерами экономической политики", - отмечено в сообщении.
Понижение рейтингов Беларуси в агентстве объясняют продолжающейся зависимостью Беларуси от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов. "У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту правительство предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса. Это оказало существенное давление на официальный обменный курс, который мы считаем завышенным, и усугубило стрессовую ситуацию в экономике страны. Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте (по отношению к ВВП). По нашим оценкам, к концу 2011 г. она увеличится почти в 2 раза, то есть до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств)", - отмечают эксперты.
Уровень рейтингов Беларуси ограничен политическими рисками, а также дисбалансами во внешней, монетарной и бюджетной политике, которые обусловлены политикой бюджетной и монетарной экспансии, направленной на поддержание внутреннего спроса. Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги оказывают относительно высокий показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают правительству возможности для быстрого реагирования в случае, если возникнет необходимость в устранении макроэкономических дисбалансов или проведении микроэкономических реформ, направленных на развитие частного сектора, считают в агентстве.
"Мы ожидаем, что дефицит по счету текущих операций Беларуси по отношению к ВВП, который в 2010 г. превысил 15%, вследствие чего Центральный банк стал нетто-дебитором по обязательствам в иностранной валюте, снизится до чуть более 10% в 2011 г. и в 2012 г. станет меньше 10%. Выплаты по погашению внешнего долга в оставшиеся месяцы этого года невелики, однако они возрастут в последующие годы", - говорится в сообщении.
Standard & Poor's анализирует возможности внешнего финансирования Беларуси в 2011 г., упоминая кредиты ЕАБР и Азербайджана, а также потенциальный значительный доход от приватизации (основной актив здесь - Белтрансгаз, который может быть продан уже в ближайшие месяцы). Ожидаются также кредит на 1 млрд долларов от Сбербанка России и сопоставимый по объему кредит из Китая. Часть дефицита по счету текущих операций будет профинансирована за счет привлечения трансграничных банковских кредитов. "Наш базовый сценарий не предусматривает финансирование со стороны Международного валютного фонда в 2011 г., так как, по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Беларусью нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики", - отмечает S&P.
Агентство также анализирует предпринятые усилия правительства по преодолению кризиса, отмечая, что даже после увеличения процентные ставки остаются отрицательными в реальном выражении. "Правительство значительно сократило поддержку программ кредитования, - признают эксперты. - Мы ожидаем ужесточения фискальной политики и дефицита бюджета менее 1% ВВП, однако внебюджетные расходы и ослабление национальной валюты, вероятно, приведут к значительному росту долга. Кроме того, если экономическая ситуация не нормализуется, может потребоваться рекапитализация финансового сектора. Эти меры помогут уменьшить фискальный дисбаланс, однако, с нашей точки зрения, они не смогут устранить причины внешних дисбалансов. Прогресс в либерализации экономики остается незначительным, приватизация продвигается очень медленно, частный сектор по-прежнему недостаточно развит".
S&P отмечает, что прогноз "негативный" отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.
"Если Беларусь сможет улучшить ситуацию с чистыми международными резервами - вероятно, в результате реформ, направленных на укрепление конкурентоспособности, мы сможем поддерживать рейтинги на текущем уровне. Меры, направленные на снижение инфляционного давления, сокращение дефицита по счету текущих операций и способствующие стабилизации экономики, могут привести к повышению рейтингов", - отмечено в сообщении.
Рейтинг ожидаемого уровня возмещения долга после дефолта, ранее присвоенный облигациям Беларуси, остался на уровне "4", что отражает ожидания экспертов Standard & Poor's 30-50-процентного возмещения долга в случае дефолта по коммерческому долгу страны. "Оценка основана на сценарии, согласно которому возможные существенные негативные тенденции внешнего финансирования не смогут компенсироваться мерами экономической политики", - отмечено в сообщении.
Понижение рейтингов Беларуси в агентстве объясняют продолжающейся зависимостью Беларуси от внешнего финансирования вследствие большого дефицита по счету текущих операций и очень низкого уровня доступных резервов. "У нас остаются большие сомнения по поводу способности страны обеспечить такое финансирование, и мы полагаем, что к настоящему моменту правительство предприняло лишь ограниченные меры по устранению причин внешнего дисбаланса. Это оказало существенное давление на официальный обменный курс, который мы считаем завышенным, и усугубило стрессовую ситуацию в экономике страны. Кроме того, вслед за изменениями обменного курса в этом году существенно выросла долговая нагрузка правительства по обязательствам в иностранной валюте (по отношению к ВВП). По нашим оценкам, к концу 2011 г. она увеличится почти в 2 раза, то есть до уровня свыше 40% (без учета гарантированных обязательств)", - отмечают эксперты.
Уровень рейтингов Беларуси ограничен политическими рисками, а также дисбалансами во внешней, монетарной и бюджетной политике, которые обусловлены политикой бюджетной и монетарной экспансии, направленной на поддержание внутреннего спроса. Вместе с тем позитивное влияние на рейтинги оказывают относительно высокий показатель ВВП на душу населения, значительный объем основного капитала в промышленности и наличие высококвалифицированной рабочей силы. Эти факторы обеспечивают правительству возможности для быстрого реагирования в случае, если возникнет необходимость в устранении макроэкономических дисбалансов или проведении микроэкономических реформ, направленных на развитие частного сектора, считают в агентстве.
"Мы ожидаем, что дефицит по счету текущих операций Беларуси по отношению к ВВП, который в 2010 г. превысил 15%, вследствие чего Центральный банк стал нетто-дебитором по обязательствам в иностранной валюте, снизится до чуть более 10% в 2011 г. и в 2012 г. станет меньше 10%. Выплаты по погашению внешнего долга в оставшиеся месяцы этого года невелики, однако они возрастут в последующие годы", - говорится в сообщении.
Standard & Poor's анализирует возможности внешнего финансирования Беларуси в 2011 г., упоминая кредиты ЕАБР и Азербайджана, а также потенциальный значительный доход от приватизации (основной актив здесь - Белтрансгаз, который может быть продан уже в ближайшие месяцы). Ожидаются также кредит на 1 млрд долларов от Сбербанка России и сопоставимый по объему кредит из Китая. Часть дефицита по счету текущих операций будет профинансирована за счет привлечения трансграничных банковских кредитов. "Наш базовый сценарий не предусматривает финансирование со стороны Международного валютного фонда в 2011 г., так как, по всей видимости, в настоящее время между МВФ и Беларусью нет договоренности в отношении проводимой фискальной и монетарной политики", - отмечает S&P.
Агентство также анализирует предпринятые усилия правительства по преодолению кризиса, отмечая, что даже после увеличения процентные ставки остаются отрицательными в реальном выражении. "Правительство значительно сократило поддержку программ кредитования, - признают эксперты. - Мы ожидаем ужесточения фискальной политики и дефицита бюджета менее 1% ВВП, однако внебюджетные расходы и ослабление национальной валюты, вероятно, приведут к значительному росту долга. Кроме того, если экономическая ситуация не нормализуется, может потребоваться рекапитализация финансового сектора. Эти меры помогут уменьшить фискальный дисбаланс, однако, с нашей точки зрения, они не смогут устранить причины внешних дисбалансов. Прогресс в либерализации экономики остается незначительным, приватизация продвигается очень медленно, частный сектор по-прежнему недостаточно развит".
S&P отмечает, что прогноз "негативный" отражает вероятность понижения рейтинга страны в случае, если перспективы внешнего финансирования не реализуются или оно окажется недостаточным в условиях дальнейшего снижения курса национальной валюты и стрессовой ситуации в экономике, в частности значительного оттока средств с банковских депозитов.
"Если Беларусь сможет улучшить ситуацию с чистыми международными резервами - вероятно, в результате реформ, направленных на укрепление конкурентоспособности, мы сможем поддерживать рейтинги на текущем уровне. Меры, направленные на снижение инфляционного давления, сокращение дефицита по счету текущих операций и способствующие стабилизации экономики, могут привести к повышению рейтингов", - отмечено в сообщении.