Задача на завтра
Как обуздать инфляцию и выйти на качественно новый уровень экономического роста.
Первые результаты дополнительной сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже свидетельствуют о том, что валютный ажиотаж спадает. С начала торгов рубль укрепился по отношению к доллару на 6,7 процента. Причем предложение по основным валютам превышает спрос в несколько раз. Как конъюнктура валютного рынка повлияет на нашу жизнь? За счет чего можно обуздать инфляцию и выйти на качественно новый уровень экономического роста? Своим мнением по этому поводу с “НГ” поделился доктор экономических наук Владимир УСОСКИЙ.
— За полтора—два месяца Национальный банк рассчитывает максимально сблизить рыночный курс с официальным курсом. Прогнозы разные. Прозвучало даже мнение, что в среднесрочной перспективе и при выполнении ряда условий реальная стоимость доллара может снизиться до четырех тысяч рублей...
— Безусловно, курсы будут сближаться, но, скорее всего, ближе к верхней планке. Во-первых, в сегодняшнем курсе заложены сильные инфляционные и девальвационные ожидания, так называемая эмоциональная составляющая рынка, которая пока преобладает над рациональной. У подавляющего большинства людей в подсознание вбит курс в 7—8 тысяч рублей за доллар, и ниже его просто никто не станет продавать.Во-вторых, мы сумели сбалансировать бюджет, начали выравнивать дефицит текущего счета платежного баланса, с мая по август наблюдаются положительные тенденции во внешней торговле товарами и услугами. Но пока не смогли остановить денежную эмиссию. За семь месяцев года рублевая денежная масса выросла на 30 процентов. При несбалансированных рынках, высокой инфляции, девальвации и экономическом росте почти в десять процентов разрыв достаточно серьезный. А если прирост национальных денег в экономике превышает прирост количества товаров, предлагаемых за эти деньги, то такие деньги, естественно, обесцениваются.Нельзя сбрасывать со счетов и внешний фактор, от которого сильно зависит самочувствие нашей открытой экспортно ориентированной экономики. Мировые рынки сегодня лихорадит, и некоторые эксперты не исключают повторения сценария 2008 года. В этой ситуации нашим экспортерам просто невыгодно резкое укрепление рубля, иначе они понесут большие потери. Так что пока все складывается в пользу того, что единый курс установится на отметке ближе к 7—8 тысячам.
— Выход на единый равновесный курс — это скорее якорь, нежели парус для нашей экономики. Одна из главных проблем, которую должно решить правительство в ближайшее время, — высокий уровень инфляции. В противовес ей приняты важные решения об индексации зарплат бюджетникам, повышении стипендий, пенсий, пособий. Но, с другой стороны, рост доходов подстегивает и рост цен, которые будто с цепи сорвались. На днях снова подорожали хлеб, молоко, мясо. Как выйти из замкнутого круга?
— Компенсировать инфляционные потери и повышать доходы необходимо, но исключительно в адресном порядке. Самое главное сейчас — навести порядок в финансовом хозяйстве и прекратить несоразмерную рублевую эмиссию, которая ведет к росту цен и создает дополнительное давление на валютный рынок. Отсутствие единого курса рубля также раскручивает инфляционную спираль, потому что у нас малая открытая экономика и подавляющую часть своего ВВП мы создаем за счет экспортно-импортных операций. Движение курса мгновенно влияет на динамику товарных цен.
— Но ведь до проведения торгов на бирже предприниматели и хозяйствующие субъекты закладывали в цену импортного товара “теневой” курс по 9—10 тысяч рублей за доллар. Сейчас рыночный курс ниже. По идее, вниз должны пойти и цены...
— В обществе очень сильно разогреты инфляционные ожидания, и необходимо время, чтобы их “притушить”. Но если мы в этот период продолжим необоснованно печатать рубли, то они хлынут на валютный рынок и резко возрастет спрос на иностранную валюту.Кроме того, на рост цен влияет высокая импорто- и энергоемкость нашей продукции. По официальным данным, до 70 процентов ВВП производится с учетом импортного сырья и комплектующих, которые постоянно дорожают.
— В этом году ставка рефинансирования Национального банка поднималась уже девять раз. Некоторые эксперты считают, что до конца года она может вырасти до 75 процентов. В чем смысл этого механизма и насколько он эффективен?
— Ставку рефинансирования, безусловно, надо повышать. Причем по законам экономики ее надо устанавливать выше возможного порога инфляции, опережающими темпами, чтобы тормозить раскручивание инфляционной спирали. То есть увеличение ставки рефинансирования — это один из инструментов, который призван укрепить сам рубль и доверие к нему людей. Растущая ставка должна сигнализировать всем субъектам хозяйствования, населению, что рубль дорогой и в него надо играть, сбрасывая доллары и евро.
— Но высокая ставка рефинансирования влечет за собой удорожание кредитных ресурсов. И если сейчас прекратить эмиссионное кредитование, то перед реальным сектором экономики встанет серьезная проблема: где найти деньги, ведь задания по росту промышленного производства пока никто не отменял...
— А это уже вопрос экономической эффективности. Разгоняя экономический рост при неупорядоченном финансовом хозяйстве и росте цен, мы просто подрываем основу этого роста. Надо прекращать устанавливать административным путем целевые показатели для предприятий, поскольку нынешние высокие темпы прироста ВВП во многом обеспечиваются за счет возрастающей закредитованности субъектов хозяйствования. Часть из них просто не окупает свою деятельность и для дальнейшего производства вынуждена брать новые кредиты. Предприятия сегодня нацелены на выполнение объемных показателей, а не на прибыльную работу. В результате отсутствует экономическая заинтересованность повышать качество и конкурентоспособность продукции.Кроме того, сегодня правительству следует пересмотреть свой инвестиционный портфель, все пересчитать, какие-то стройки и проекты отложить, от малоэффективных, возможно, вообще стоит отказаться. Разумеется, при таком подходе мы не получим высоких темпов ВВП. Но сейчас гораздо важнее выйти на устойчивое экономическое развитие, его качество.
— И как это сделать? Какой, на ваш взгляд, должна быть дальнейшая тактика и стратегия экономического штаба?
— Ориентиры заданы: ресурсосбережение, выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, наращивание экспорта. Важно понимать, что структура нашей экономики, ее высокая импортоемкость достались нам с советских времен. К тому же велик износ основных фондов, в ключевых отраслях почти 70 процентов. Быстро перестроить такую экономику и получить желаемый эффект очень непросто. Оптимальный вариант — привлечение стратегических инвесторов, которые принесут с собой не только деньги, но и современные технологии, менеджмент. Это позволит белорусским предприятиям сократить затраты на импорт и выйти на внешние рынки в новом качестве. Правительство в этом направлении работает. В 2000 году мне довелось побывать на чешской “Шкоде”. Немецкий концерн “Фольксваген” купил этот завод с его брендом, включил в свою технологическую систему, переоснастил основные фонды, и в результате предприятие закрепилось на 140 новых рынках. Высокотехнологичные отрасли машиностроения требуют инвестиционных брендов, без них очень трудно выйти на качественный рост. Это все равно, что человеку, знающему только четыре действия арифметики, предложить решить дифференциальное уравнение.Еще один принципиальный момент — в реальном секторе экономики нужно создавать среду, привлекательную для малого и среднего бизнеса. Надо снимать все барьеры для обеспечения самозанятости населения. Например, убрать норму, которая запрещает ипэшникам нанимать людей со стороны. Наемный труд в мелком бизнесе — основа его роста. Чем больше у нас будет торговых точек, кафе, парикмахерских, гостиниц, объектов бытового обслуживания, тем сильнее между ними конкуренция — еще один важнейший фактор сдерживания роста цен.Главное сейчас не останавливаться на полпути. Только комплексная система мер, включая усиление экспортной составляющей экономики, использование внутренних незадействованных резервов, привлечение инвестиций и снижение импортоемкости, позволят стабилизировать ситуацию в целом.