На какие ресурсы рассчитывает Беларусь
19.09.2011 13:07
—
Новости Экономики
$1 млрд от Сбербанка РФ и $1 млрд от китайского правителства не решат экономических проблем Беларуси. Без серьезных внешних заимствований стране придется туго. Недаром власти готовы к возобновлению диалога с МВФ о кредите в $5-8 млрд. Однако при этом Минск пока не подал документы на второй транш кредита ЕврАзЭС.
Дополнительные переговоры по новому кредиту Международного валютного фонда (МВФ) Беларуси в размере 5-8 миллиардов долларов начнутся к концу октября, заявила в интервью программе «Картина мира» белорусского телевидения председатель правления Национального банка Надежда Ермакова.
«Возможно, такой объем кредита и не понадобится. Многое будет зависеть от того, как МВФ оценит наши действия», - сказала глава Нацбанка. По ее словам, те первые меры, которые были предприняты в Беларуси по стабилизации ситуации и выходу на единый курс, МВФ одобряет, передает Прайм-ТАСС.
«После того, как Беларусь получила стабилизационный кредит от МВФ, продолжаем работу с фондом в плане мониторинга. МВФ проводит мониторинг, как мы выполняем требования, которые были предъявлены, как погашаем», - сказала она.
Она отметила, что поступление кредита Сбербанка России Беларуськалию может повлиять только на ожидания предприятий, клиентов, населения. «Если этот кредит Беларуськалием будет получен, то он будет зачислен на какое-то время в золотовалютные резервы через министерство финансов и будет находиться на корреспондентском счете Национального банка в первоклассном банке мира», - подчеркнула она.
Только один фактор, который может негативно повлиять на переговоры с выдачей нового кредита, это повышение заработных плат в стране. По словам Н.Ермаковой, МВФ вовсе не ставит жестких условий по замораживанию заработной платы в стране.
"Речь идет о том, чтобы не повышать зарплату относительно той ситуации, которая есть сегодня. Но если серьезно изменится официальный курс национальной валюты, то придется с учетом инфляции зарплату повышать. Но она должна быть заработанной. В отношении бюджетников это означает, что должны быть дополнительные поступления налогов в бюджет, - пояснила Н.Ермакова. - При бездефицитном бюджете зарплату можно и увеличить".
Российский политолог ставит под сомнение поступление в Беларусь ресурсов. "Первый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс исчез без следа. По белорусской традиции его потратили еще до получения. Второго транша пока нет. Последний пакет акций (50%) Белтрансгаза так и не продали. Взяли мизерный кредит у Азербайджана под гарантии Беларуськалия. Обещанные миллиарды от российского Сбербанка остаются в мечтах белорусского Министерства финансов. Где взять деньги на продление валютного праздника, устроенного властями после 15 сентября? Где обещанные А. Лукашенко 5 млрд. долларов?", - вопрошает Андрей Суздальцев на сайте Полиотобоза.
Тем временем ЕврАзЭС по-прежнему ожидает от белорусских властей документы, которые оправдывали бы выплату Беларуси второго транша стабилизационного кредита. Об этом 13 сентября на российском инвестиционном саммите заявил министр финансов России Алексей Кудрин. «Мы обратились с просьбой представить дополнительные документы, но на сегодняшний день мы их еще не получили», - сказал российский вице-премьер.
Экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич считает, что без второго транша от Антикризисного фонда ЕврАзЭС не обойтись, пишет Завтра твоей страны.
"Ситуация внутри страны тяжелая. Валюты нет. Цены галопируют: например, хорошая свинина стоит уже 100 тысяч рублей за килограмм, говядина – больше 100 тысяч, — обосновывает свое мнение экономист. — Возможно, власти рассчитывают в скором времени получить деньги от продажи второй половины Белтрансгаза, но и в этом случае антикризисный кредит от ЕврАзЭС на поддержку экономики без привязки к конкретному проекту крайне необходим Беларуси".
Как отмечает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский, с одной стороны, белорусским властям хотелось бы по возможности улучшить отношения с Евросоюзом, показать, что в этой ситуации Беларусь менее зависит от России.
"Возможно, этот фактор и был использован, — отмечает эксперт. — С другой стороны, то, что Беларусь не выполнила условия получения кредита ЕврАзЭС, выглядит очевидным, поскольку не были проведены преобразования в экономике, которые требовались, не получилось поступления в бюджет средств от приватизации, которые были запланированы как одно из необходимых условий улучшения экономической ситуации".
Как уже писала БДГ, Антикризисный фонд ЕврАзЭС может отложить выделение Беларуси второго транша кредита, поскольку власти страны не реализуют взятые на себя обязательства по структурным реформам. Правда, речи об отмене второго транша не идет, а фонд продолжает вести переговоры с Беларусью.
Минфин Беларуси в свою очередь заявил, что ожидает получить очередной транш кредита ЕврАзЭС в размере $440 млн. в ноябре (см БДГ от 30 августа).
Однако, по выражению С.Богданкевича, белорусское правительство по-прежнему «находится в ступоре и ничего не решает».
"Вместо того, чтобы для сокращения денежной массы Нацбанку объявить взыскание тех триллионов рублей, которые были зачислены на корреспондентские счета коммерческих банков, в этом году к ранее имевшимся 28 триллионам еще добавили 7 триллионов. Это вредительство, — констатирует эксперт. – Нельзя за полгода увеличивать объем «бумажек» на 35%, когда ВВП увеличивается только на 10%".
Меры, которые предлагает экс-глава Нацбанка: немедленно ограничить денежную массу, потребовать возврата тех депозитов, которые положены НБ на счета Сбербанка или Инвестбанка без ограничения сроков, кредитов, выданных им Нацбанком на поддержку ликвидности, сократить налоги.
"Можно было бы сократить налогообложение, оставить деньги реальной экономике, предприятия проводили бы техническое и технологическое перевооружение, меняли бы и стимулировали кадры, но ничего этого не делается", — резюмирует С. Богданкевич.
В то же время, в отношениях Беларуси и России много значат политические игры Москвы и Минска. Вот почему Павлюк Быковский полагает, что Беларусь и без выполнения целого ряда условий, скорее всего, не останется без кредита ЕврАзЭС.
Напомним, что в соответствии с соглашением Беларусь должна получить 3 миллиарда долларов из фонда ЕврАзЭС в течение трех лет несколькими траншами: 1,24 миллиарда долларов в 2011 году, около 800 миллионов долларов - в 2012 году и 1 миллиард долларов - в 2013 году.
Как писала БДГ ранее, Сбербанк России намерен выделить Беларуськалию 1 млрд. долларов кредита без требования залога акций. При этом, по заявления Нацбанка, средства кредита Сбербанка России будут зачислены в золотовалютные резервы Беларуси
"Сейчас с золотовалютными резервам ситуация сложилась неплохая, и деньги для поддержания курса (белорусского рубля - ред.) у нас есть", - заявил зампред правления Нацбанка Тарас Надольный.
Также сегодня китайское правительство приняло решение о выделении Беларуси льготного кредита в размере 1 млрд долл. для реализации совместных согласованных проектов, а также 70 млн китайских юаней в качестве безвозмездного гранта (см БДГ от 19 сентября).
«Возможно, такой объем кредита и не понадобится. Многое будет зависеть от того, как МВФ оценит наши действия», - сказала глава Нацбанка. По ее словам, те первые меры, которые были предприняты в Беларуси по стабилизации ситуации и выходу на единый курс, МВФ одобряет, передает Прайм-ТАСС.
«После того, как Беларусь получила стабилизационный кредит от МВФ, продолжаем работу с фондом в плане мониторинга. МВФ проводит мониторинг, как мы выполняем требования, которые были предъявлены, как погашаем», - сказала она.
Она отметила, что поступление кредита Сбербанка России Беларуськалию может повлиять только на ожидания предприятий, клиентов, населения. «Если этот кредит Беларуськалием будет получен, то он будет зачислен на какое-то время в золотовалютные резервы через министерство финансов и будет находиться на корреспондентском счете Национального банка в первоклассном банке мира», - подчеркнула она.
Только один фактор, который может негативно повлиять на переговоры с выдачей нового кредита, это повышение заработных плат в стране. По словам Н.Ермаковой, МВФ вовсе не ставит жестких условий по замораживанию заработной платы в стране.
"Речь идет о том, чтобы не повышать зарплату относительно той ситуации, которая есть сегодня. Но если серьезно изменится официальный курс национальной валюты, то придется с учетом инфляции зарплату повышать. Но она должна быть заработанной. В отношении бюджетников это означает, что должны быть дополнительные поступления налогов в бюджет, - пояснила Н.Ермакова. - При бездефицитном бюджете зарплату можно и увеличить".
Российский политолог ставит под сомнение поступление в Беларусь ресурсов. "Первый транш кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭс исчез без следа. По белорусской традиции его потратили еще до получения. Второго транша пока нет. Последний пакет акций (50%) Белтрансгаза так и не продали. Взяли мизерный кредит у Азербайджана под гарантии Беларуськалия. Обещанные миллиарды от российского Сбербанка остаются в мечтах белорусского Министерства финансов. Где взять деньги на продление валютного праздника, устроенного властями после 15 сентября? Где обещанные А. Лукашенко 5 млрд. долларов?", - вопрошает Андрей Суздальцев на сайте Полиотобоза.
Тем временем ЕврАзЭС по-прежнему ожидает от белорусских властей документы, которые оправдывали бы выплату Беларуси второго транша стабилизационного кредита. Об этом 13 сентября на российском инвестиционном саммите заявил министр финансов России Алексей Кудрин. «Мы обратились с просьбой представить дополнительные документы, но на сегодняшний день мы их еще не получили», - сказал российский вице-премьер.
Экс-глава Национального банка Беларуси Станислав Богданкевич считает, что без второго транша от Антикризисного фонда ЕврАзЭС не обойтись, пишет Завтра твоей страны.
"Ситуация внутри страны тяжелая. Валюты нет. Цены галопируют: например, хорошая свинина стоит уже 100 тысяч рублей за килограмм, говядина – больше 100 тысяч, — обосновывает свое мнение экономист. — Возможно, власти рассчитывают в скором времени получить деньги от продажи второй половины Белтрансгаза, но и в этом случае антикризисный кредит от ЕврАзЭС на поддержку экономики без привязки к конкретному проекту крайне необходим Беларуси".
Как отмечает политический обозреватель еженедельника «Белорусы и рынок» Павлюк Быковский, с одной стороны, белорусским властям хотелось бы по возможности улучшить отношения с Евросоюзом, показать, что в этой ситуации Беларусь менее зависит от России.
"Возможно, этот фактор и был использован, — отмечает эксперт. — С другой стороны, то, что Беларусь не выполнила условия получения кредита ЕврАзЭС, выглядит очевидным, поскольку не были проведены преобразования в экономике, которые требовались, не получилось поступления в бюджет средств от приватизации, которые были запланированы как одно из необходимых условий улучшения экономической ситуации".
Как уже писала БДГ, Антикризисный фонд ЕврАзЭС может отложить выделение Беларуси второго транша кредита, поскольку власти страны не реализуют взятые на себя обязательства по структурным реформам. Правда, речи об отмене второго транша не идет, а фонд продолжает вести переговоры с Беларусью.
Минфин Беларуси в свою очередь заявил, что ожидает получить очередной транш кредита ЕврАзЭС в размере $440 млн. в ноябре (см БДГ от 30 августа).
Однако, по выражению С.Богданкевича, белорусское правительство по-прежнему «находится в ступоре и ничего не решает».
"Вместо того, чтобы для сокращения денежной массы Нацбанку объявить взыскание тех триллионов рублей, которые были зачислены на корреспондентские счета коммерческих банков, в этом году к ранее имевшимся 28 триллионам еще добавили 7 триллионов. Это вредительство, — констатирует эксперт. – Нельзя за полгода увеличивать объем «бумажек» на 35%, когда ВВП увеличивается только на 10%".
Меры, которые предлагает экс-глава Нацбанка: немедленно ограничить денежную массу, потребовать возврата тех депозитов, которые положены НБ на счета Сбербанка или Инвестбанка без ограничения сроков, кредитов, выданных им Нацбанком на поддержку ликвидности, сократить налоги.
"Можно было бы сократить налогообложение, оставить деньги реальной экономике, предприятия проводили бы техническое и технологическое перевооружение, меняли бы и стимулировали кадры, но ничего этого не делается", — резюмирует С. Богданкевич.
В то же время, в отношениях Беларуси и России много значат политические игры Москвы и Минска. Вот почему Павлюк Быковский полагает, что Беларусь и без выполнения целого ряда условий, скорее всего, не останется без кредита ЕврАзЭС.
Напомним, что в соответствии с соглашением Беларусь должна получить 3 миллиарда долларов из фонда ЕврАзЭС в течение трех лет несколькими траншами: 1,24 миллиарда долларов в 2011 году, около 800 миллионов долларов - в 2012 году и 1 миллиард долларов - в 2013 году.
Как писала БДГ ранее, Сбербанк России намерен выделить Беларуськалию 1 млрд. долларов кредита без требования залога акций. При этом, по заявления Нацбанка, средства кредита Сбербанка России будут зачислены в золотовалютные резервы Беларуси
"Сейчас с золотовалютными резервам ситуация сложилась неплохая, и деньги для поддержания курса (белорусского рубля - ред.) у нас есть", - заявил зампред правления Нацбанка Тарас Надольный.
Также сегодня китайское правительство приняло решение о выделении Беларуси льготного кредита в размере 1 млрд долл. для реализации совместных согласованных проектов, а также 70 млн китайских юаней в качестве безвозмездного гранта (см БДГ от 19 сентября).