Утро в Красной Горе

Источник материала:  

(Окончание. Начало в номерах за 15  и 16 сентября.)

Семь СПК, МТС и пять фермеров

Василий Николаевич в этой должности не первый год. По образованию экономист — в 1985 году закончил Брянский сельскохозяйственный институт. Работал руководителем хозяйства.

Мы обратили внимание на то, что, представляясь, Василий Николаевич не сказал о том, что является первым или просто заместителем руководителя районной исполнительной власти, как это принято у нас в Беларуси. Оказывается, иерархия власти в России несколько иная. Начальник райсельхозуправления — он только начальник райсельхозуправления, и никто больше. Весь аппарат этого учреждения находится на бюджете Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской областной администрации, районный бюджет от него «отдыхает». И прямое подчинение у Василия Николаевича — комитету. Но глава администрации района есть местная власть, его тоже не проигнорируешь. Вот и приходится поклоняться двум «богам». Хорошо это или плохо?

— Не мне об этом судить, — уклоняется от вопроса собеседник. — Мне надо организовывать работу в аграрном секторе, помогать сельчанам решать их проблемы, совершенствовать сельхозпроизводство.

В районе 7 сельскохозяйственных производственных кооперативов (СПК), в том числе одна МТС, в составе которой три прежних хозяйства. Имеется 5 фермерских хозяйств. Заметим, по состоянию на 1 января 2010 года в районе насчитывалось 10 СПК и 11 фермерских хозяйств.

— Сельхозкооперативы у нас прошли процесс реорганизации, а количество фермерских хозяйств уменьшилось прежде всего из-за несостоятельности их владельцев, — поясняет Василий Бовтюнь. — Коллективные хозяйства все же более жизнеспособны, чем фермерские, хотя фермерам со стороны государства оказывается такая же материальная поддержка, как и СПК.

Сельхозпроизводство в Красногорском районе представлено растениеводством и животноводством. На полях возделываются зерновые, в основном рожь, пшеница и овес. Картофелем сельхозпредприятия не занимаются. В этом году 7 гектаров второго хлеба посадил только один фермер. Население же само обеспечивает себя картофелем. Возделываются также кормовые культуры. В частности, кукуруза, которая в этом году удалась как никогда.

Животноводство представлено дойным стадом и откормочным поголовьем. Выращиванием и откормом свиней здесь тоже не занимаются. В какой-то мере эта отрасль остается лишь уделом фермеров.

Конечно, ведение сельхозпроизводства сопряжено с последствиями аварии на Чернобыльской АЭС. Но даже приняв во внимание этот факт, вряд ли можно довольствоваться теми результатами, которых добиваются здешние сельхозпроизводители. К примеру, в 2010 году в среднем от каждой коровы в районе надоили всего по 2300 килограммов молока. Стоит ли удивляться, что к положительной рентабельности приближаются только МТС да два хозяйства — СПК «Родина» и СПК «Прогресс».

Сельчанин и переработчик договариваются

Система закупок сельхозпродукции на Брянщине чем-то напоминает белорусскую, а чем-то и отличается. К примеру, под будущий урожай зерновых весной крестьянам выдаются денежные авансы на приобретение ГСМ, семян и пестицидов через Брянскую областную продовольственную корпорацию. А вот, скажем, закупку скота для мясокомбинатов осуществляют посреднические организации. Молоко комбинаты принимают напрямую. Цены в основном договорные. Но государство их полностью не отпускает, устанавливая некий коридор, в рамках которого сельхозпроизводитель и потребитель его продукции могут договариваться. К примеру, поставку ржи в региональный фонд красногорские крестьяне осуществляли нынче по цене 5 рублей за килограмм. За килограмм молока молокозаводы платят 10 рублей. Мясо за килограмм живого веса в зависимости от возраста и физических данных животного оценивается от 60 до 100 рублей.

Василий Бовтюнь признается: обновление техники в СПК и фермерских хозяйствах происходит не столь активно, как бы того хотелось. Причина одна — недостаток средств. Хотя, признается он, если бы не губернаторская программа 20x80 (20 процентов выплачивает государство и 80 — приобретающий технику) и не «Росагролизинг», то, возможно, не было бы и того, что имеется. Основным трактором у краногорских пахарей остается наш «МТЗ». Правда, вкупе с российским К-700. А вот зерноуборочные комбайны — сплошь российского производства: «Енисеи» и «Доны». Определенные надежды в Красногорье возлагают на СП, которое в Брянске создали «Брянсельмаш» и «Гомсельмаш»: там собираются выпускать зерноуборочную технику.

Работаешь — без зарплаты не останешься

4,5 тысячи рублей — таков уровень минимальной заработной платы, который должна обеспечить администрация СПК каждому своему работнику. Разумеется, если он был занят полный рабочий день и полную рабочую неделю. Не смог «наработать» на эти 4,5 тысячи рублей — не его вина, наниматель об этом не позаботился. Будь добр, наниматель, доплачивай до необходимого минимума. А вот ограничения в росте зарплаты не существует. Но кто же станет платить больше, если высокую зарплату ты не заработал? За 2010 год средняя заработная плата в сельхозпредприятиях Красногорского района не превышала 6 тысяч рублей.

Что же касается фермеров, то им зарплату, разумеется, никто не устанавливает. Сколько заработал — все твое. Вот только заработать непросто. В незримом соревновании с коллективными хозяйствами фермеры пока проигрывают. В том числе и по зарплате: средний доход на одного члена фермерского хозяйства за прошлый год оказался ниже, чем по СПК.

А у нас в усадьбе газ

Социально-экономическое развитие Красногорского района за последние годы значительно улучшилось. К примеру, жители в полной мере обеспечены водой питьевой и хозяйственного назначения. К тому же для питья используется вода из артезианских скважин, которая уже сама по себе является экологически чистой и вкусной. Протяженность водопроводной сети — 104,2 километра.

По территории района проходит газопровод длиною в 337 километров. Газифицированы все центральные усадьбы сельскохозяйственных производственных кооперативов. Уровень газификации населенных пунктов составляет 50,5 процента, в том числе районного центра — 80 процентов.

Эти и другие достижения — не только результат работы народнохозяйственного комплекса района, но и его поддержки на региональном и федеральном уровнях. Район более чем наполовину дотируется из областного бюджета. Тем не менее Красная Гора и сельские населенные пункты становятся все более комфортабельными для проживания людей.

Мал золотник, да дорог

Красногорщина все увереннее заявляет о себе на региональном уровне. Это подтвердило и участие красногорской делегации в ежегодной Свенской ярмарке.

Ярмарка у стен древнейшего Свенского монастыря проводилась на Брянщине с XVI века до 1911 года. Наряду с Макарьевской ярмаркой, что под Нижним Новгородом, она считалась наиболее знаменитой на Руси. Из забвения, которое длилось чуть менее века, в 2005 году Свенская ярмарка была возрождена по инициативе  губернатора Брянской области Николая Денина. С этого времени проведение ее стало ежегодным.

На  нынешнюю ярмарку собрались представители 350 сельскохозяйственных и промышленных предприятий Брянской области, а также соседних областей Украины и Беларуси. Красногорские сельхозпроизводители представили на ней свою продукцию, среди которой особой популярностью пользовались изделия хлебокомбината и ОАО «Красногорский сырзавод». На красногорском подворье участников и гостей ярмарки потчевали душистым караваем и хлебным квасом. Простые, незатейливые угощенья, как и сама земля, которая подарила их людям.

— Наш район, как тот золотник: мал, да дорог каждому, кто здесь живет -- сказал на прощание Василий Бовтюнь. -- И пусть, возможно, где-то есть места красивее и богаче наших, но для нас наша малая родина дороже всего... —

 УТРО в Красной Горе особенное. Расположенная на возвышенности, она вся так и светится в лучах восходящего солнца. Городской поселок предстает в каком-то ином, сказочном, видении. Впрочем, возможно, это нам только показалось.

Мы покидали Красную Гору с хорошими чувствами. Были интересны и полезны новые знакомства, много впечатлений оставило увиденное. Назад ехали другой дорогой — по автостраде Брянск — Гомель. До Гомеля от Красной Горы 90 километров.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

←Бизнес для настоящих мужчин

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика