Где найти деньги для бизнеса

Источник материала:  
16.09.2011 14:08 — Новости Экономики
Повышение ставки рефинансирования приведет к очередному повышению стоимости кредитов для предприятий. Аналитики убеждены, что тенденция удорожания денег в экономике в ближайшее время сохранится, поставив реальный сектор перед серьезной проблемой. Привлечь ресурсы предлагается с помощью корпоративных облигаций.

В ближайшее время ставка рефинансирования Национального банка Беларуси может увеличиться еще раз. Только с 14 сентября она была повышена до 30%, однако, по информации источников в банковских кругах, вскоре может вырасти еще на 5%, пишут Белорусские новости

Рост ставок подстёгнут валютным кризисом. Средняя полная процентная ставка по новым кредитам банков в белорусских рублях в июле, по информации Нацбанка, сложилась на уровне 24,9% годовых. По сравнению с январем ставка увеличилась на 11 процентных пунктов, в том числе для юридических лиц — на 11,7 процентного пункта. 

Это не могло не отразиться на кредитной активности субъектов хозяйствования. «Мы наблюдаем сокращение спроса на кредитные ресурсы, так как ставки для многих предприятий становятся запретительными. Надо иметь довольно высокую рентабельность бизнеса, чтобы гасить такие займы». Так описывает ситуацию директор департамента международных и фондовых операций ЗАО «Альфа-Банк» Сергей Муханов. 

Параллельно банки проводят политику сокращения сроков финансирования в национальной валюте. Это связано с тем, что основным инвестором предприятий являются коммерческие банки. Но они предоставляют финансирование только на тот срок, на который сами получат фондирование. При этом немногие из предприятий размещают средства на срок более трех лет. 

Кроме всего прочего, и самих денег становится меньше. Причиной является проводимое Нацбанком ужесточение денежно-кредитной политики. Только субъектам хозяйствования от этого не легче, а скорее наоборот. Если финансовые власти сдержат обещание прекратить эмиссионное кредитование, то встает вопрос: где найти деньги? 

Задания по росту промышленного производства пока никто не отменял. Следовательно, перед многими предприятиями встает проблема поиска более доступных источников финансирования. 

Конечно, оптимальный вариант — это привлечение иностранных инвестиций. Однако валютный кризис отбил желание вкладывать в Беларусь даже у тех немногочисленных потенциальных инвесторов, которые рассматривали такую возможность. 

Эксперты между тем полагают, что в нынешних экономических условиях субъектам хозяйствования стоит обратить внимание на другие инструменты привлечения ресурсов. Один из приемлемых вариантов — выпуск корпоративных облигаций. 

Найти таким образом деньги можно внутри Беларуси. За последние пять лет отечественный рынок корпоративных облигаций вырос в 325 раз. Главным плюсом этого рынка является льготное налогообложение: операции с корпоративными облигациями не облагаются налогом на доходы. Такой порядок будет действовать минимум до 2013 года. 

Правда, далеко не всем субъектам хозяйствования такой инструмент сегодня доступен. Есть ряд существенных минусов, которые сдерживают как развитие самого рынка, так и интерес инвесторов вкладывать средства в предприятия через покупку выпущенных облигаций. Например, субъекты хозяйствования обязаны предоставлять обеспечение (залог в виде ценных бумаг, недвижимости, поручительства) по облигационным займам корпоративных эмитентов небанковской сферы. Существенный минус — это короткие сроки выпуска (как правило, полтора-два года). 

Еще одна особенность этого рынка — доминирование банков как в качестве эмитентов, так и в качестве инвесторов. Традиционно облигации выкупаются банками и оседают в их портфелях. Банк устраивает уровень доходности, и у него нет стимула продавать бумаги на вторичном рынке. 

«Это хорошо для банков, для эмитентов, так как они могут занять чуть дешевле, чем по кредиту. Но это ужасно для рынка. Мы получаем полное отсутствие ликвидности вторичного рынка. А ведь это самое важное», — отмечает С. Муханов. 

Облигация отличается от кредита тем, что это обращаемый инструмент и инвесторы входят в него охотнее, поясняет собеседник. Для инвестора важно, что он может в любой момент продать облигацию на вторичном рынке без существенной потери доходности. В белорусских реалиях у инвесторов такой возможности, по сути, нет. «У нас, например, в апреле текущего года объем вторичных торгов составил 686 млрд. рублей, при том что на рынке обращалось облигаций на сумму от 20 трлн. рублей», — констатирует эксперт. 

Таким образом, текущая ситуация на рынке сдерживает привлечение иных инвесторов, помимо банков. А ведь «чем больше инвесторов, тем существеннее это влияет на снижение стоимости заимствований», поясняет С.Муханов. 

В этой связи более перспективным видится выход на мировой рынок капитала. Выпуск еврооблигаций позволяет, во-первых, привлечь финансирование без залога, во-вторых, на долгие сроки — 5-10 лет. Но есть существенный минус, который в условиях дефицита валюты отпугнет даже крупные предприятия — это высокая стоимость заимствования. 

Бенчмарк (показатель, на который ориентируются инвесторы) — суверенные еврооблигации Беларуси. Так вот, на текущий момент доходность по евробондам (с погашением в 2015 году) достигла 15,5% (начальная составляла 8,75%). При этом они торгуются на уровне 80% от номинала. 

Еще один фактор, сдерживающий выход белорусских предприятий на мировой рынок капитала, — это длительность процесса получения ресурсов и минимальный порог выпуска (не меньше 200-300 млн. долларов). 

Но у предприятий, полагают банкиры, есть и «запасной выход» — на российский рынок. 

В России целенаправленно формируется инфраструктура для того, чтобы допускать иностранных эмитентов на рынок. Он имеет те же преимущества, что и европейский, но при этом стоимость заимствований более привлекательна — 7-8% в российских рублях. 

По словам представителя Московской межбанковской валютной биржи Марии Харлашкиной, «российский рынок — более ликвидный, чем белорусский. На нем сложились широкая база инвесторов и спрос на бумаги. Это позволяет эмитентам успешно размещаться на рынке». 

По оценкам экспертов, ежемесячно компании привлекают на российском рынке не менее 3 млрд. долларов. Таким образом, делают вывод аналитики, выход туда позволит белорусским компаниям привлечь необходимые ресурсы. 

Минимальный размер выпуска — чуть больше 30 млн. долларов. Вместе с тем, по словам Сергея Муханова, успешными на российском рынке могут быть крупные компании. 

«Это должны быть экспортоориентированные предприятия, генерирующие валютную выручку, за счет которой можно впоследствии погашать задолженность, — поясняет эксперт. — Кроме того, предприятия должны иметь понятные планы развития и прогнозы относительно движения денежных потоков».



Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика