Белорусский рубль отпускают в “свободное плавание”
С сегодняшнего дня Национальный банк вводит новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке. Отныне курс иностранной валюты будет определяться рыночным путем, исходя из спроса и предложения. Для выхода на единый равновесный курс на Белорусской валютно-фондовой бирже открылась дополнительная торговая сессия. Если все пойдет по плану, то уже на этой неделе валюта должна появиться в обменниках по рыночному курсу.
Торг уместен
Механизм валютных торгов достаточно прост. Субъекты хозяйствования через удаленные терминалы или те, которые находятся непосредственно в зале торгов на бирже, подают свои заявки на покупку и продажу валюты. Между продавцами и покупателями возникает конкуренция. Когда поданы предварительные заявки, ведущий торгов сравнивает объемы заявок на покупку и продажу. В зависимости от складывающейся разницы он повышает или понижает курс валюты лота. Если цена заявки на продажу валюты совпадает с ценой заявки на покупку или цена заявки на продажу ниже цены заявки на покупку, заключается сделка. Обменный курс устанавливается в тот момент, когда суммарные объемы покупаемой и продаваемой валюты совпадут. В Нацбанке и правительстве полагают, что рыночный курс сложится в диапазоне между нынешним официальным и завышенным теневым.
По законам рынка
Интересно, что за день до начала торгов на бирже курс доллара на теневом наличном рынке установился на отметке 8160 рублей. Хотя еще на прошлой неделе доллар предлагали за 8500—8700 рублей. Впрочем, финансовый аналитик Вадим Иосуб предлагает не торопиться с выводами и не считать наметившееся ослабление доллара тенденцией. По его словам, снижение курса “обусловлено не ожиданиями начала работы допсессии, а превышением предложения валюты над спросом. Количество заявок на продажу с начала прошлой недели значительно выросло по сравнению с числом заявок на покупку, что и привело к снижению курса”.
По мнению некоторых экспертов, после того как курс рубля установится самостоятельно, возможен его резкий скачок, поскольку отложенный спрос на валюту велик. Именно поэтому не стоит сразу же бежать в обменники за долларами и евро, советуют эксперты. Постепенно рынок успокоится, финансовая “пена” осядет, и курс пойдет вниз, прогнозируют аналитики.
Ставки растут
На первых порах, чтобы спекулятивные настроения не оказали негативного влияния на формирование курса, то есть не обвалили рубль, Нацбанк готов осуществлять валютные интер-венции.
Понятно, что для нее нужны определенные резервы. Ранее было заявлено, что в ближайшие месяцы около пяти миллиардов долларов поступит в страну от приватизации, в том числе от планируемой продажи пакета акций “Белтрансгаза” и доли мобильного оператора МТС. Кроме того, как сообщил заместитель Премьер-министра Беларуси Сергей Румас, “в целях стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке достигнуто соглашение со Сбербанком России о привлечении ОАО “Беларуськалий” кредитных ресурсов в объеме одного миллиарда долларов” без предоставления в залог акций предприятия.
Как считает финансовый аналитик Александр Муха, для сокращения спроса на иностранную валюту и обуздания инфляции необходимо продолжить ужесточение эмиссионной и денежно-кредитной политики, в том числе через дальнейшее повышение процентных ставок по рублевым инструментам. Кстати, с сегодняшнего дня Нацбанк снова поднимает ставку рефинансирования с 27 до 30 процентов годовых.
В текущем году это уже девятое повышение ставки рефинансирования. В Нацбанке считают, что последовательное повышение стоимости заемных денег в экономике окажет “дальнейшее сдерживающее влияние на спрос клиентов банков на кредитные ресурсы на период выхода на единый курс”. Кроме того, увеличение ставки рефинансирования станет дополнительным фактором стимулирования процессов сбережения в белорусских рублях и снижения давления на обменный курс.
Точка отсчета
Формирование рыночного курса позволит вывести из тени операции по покупке-продаже иностранной валюты, для предприятий и бизнесменов станет более предсказуемой ситуация на финансовом рынке. Кроме того, эксперты полагают, что при определенном раскладе на ряд товаров продовольственной группы цены могут упасть. Дело в том, что многие коммерческие предприятия были вынуждены покупать валюту по курсу 9—10 тысяч. А поскольку не было никаких гарантий, что курс уже достиг максимума, импортеры, работающие на потребительском рынке, закладывали свои риски в цены. “После начала торгов на допсессии появится реальная точка отсчета для снижения курса. Импортерам уже не придется закладывать валютные риски. Соответственно, цены прежде всего на потребительский импорт, должны снизиться”, — считает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. К тому же следует учесть, что девальвация рубля позитивно отразилась на внешней торговле. Впервые за многие годы мы начали больше зарабатывать валюты, чем тратить, говорит экономист Павел Данейко. После выхода на единый курс в страну пойдут новые заказы, инвестиции. С увеличением экспорта и наполнением бюджета начнет расти и уровень жизни.
А тем временем
МВД предлагает усилить ответственность за незаконные сделки с валютой. Сейчас за незаконную скупку, продажу или обмен иностранной “налички” грозит штраф в размере от ста базовых величин (одна базовая равна 35 тысячам рублей), а при конфискации изымается только та сумма, которая является предметом сделки. МВД предлагает принять норму, предусматривающую конфискацию у правонарушителей всех денежных средств, имеющихся на момент совершения сделки.
Кстати
На днях минская милиция задержала сразу двух мошенников, которые под видом валютчиков грабили своих клиентов. 21-летний минчанин и 37-летний житель Слуцка входили в доверие к людям, предлагали им обменять белорусские рубли по очень выгодному курсу, брали крупные суммы денег и исчезали. По данным ГУБЭП, в этом году за проведение незаконных валютно-обменных операций было возбуждено свыше 30 уголовных дел и составлено более 740 административных протоколов.
Среднедневной оборот валюты в обменных пунктах страны в июле этого года составил 9,8 млн долларов, тогда как в июле 2010-го — почти 32 миллиона. То есть легальный сегмент сократился более чем в три раза, а его нишу занял теневой с ежедневным оборотом не менее 22 млн долларов в эквиваленте.