Беларусь - не конкурентка

Источник материала:  


Аналитическая группа Всемирного экономического форума (ВЭФ) опубликовала очередной рейтинг глобальной конкурентоспособности2011/12 - самое основательное сравнительное исследование производительности стран мира. Для Беларуси, только стоящей на пороге системных трансформаций, важно знать, в каких условиях должны работать деньги, труд, земля и технологии, чтобы на вложенную единицу производить как можно больше добавленной стоимости. В основе индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК) не только абсолютные показатели (ВВП, инфляция, дефицит бюджета, госдолг и др.), но и результаты опроса 14 тыс. лидеров бизнеса из 142 стран.

В первой десятке самых конкурентоспособных стран мира 7 представляют Европу. Возглавляет список Швейцария по шкале от 1 до 7 (самая конкурентоспособная страна) она получила 5,74 балла, опередив Сингапур, Швецию, Финляндию и США. Руководители бизнеса озабочены низким уровнем доверия к политикам в Штатах, снижающимся качеством госуправления и, естественно, растущими долгами. Тем не менее США сохранили за собой 5е место в рейтинге.

В Top- 10 лучших осталась, хоть и опустилась с 6-го на 9-е место, Япония, продолжает успешную политику Китай, переместившись с 27-го на 26-е место. Упрочили свое положение Литва (с 47-го на 44-е место), Латвия (с 70-го на 64-е), Украина (с 89-го на 82-е) и Грузия (с 93-го на 88-е). На месте остался Казахстан (72-е место). Три шага назад сделала Россия (с 63-го на 66-е): более существенное падение нашей восточной соседки предотвратило только значительное улучшение показателей по макроэкономике (перемещение с 79-го на 44-е место). Постсоветские страны никак не определят институты и параметры конкурентной политики. Поэтому, за исключением стран Балтии (Эстония 33-е место, Литва 44-е, Латвия 64-е) и Азербайджана (55), все остальные до сих пор испытывают трудности конкурентного роста. Армения (92), Молдова (93), Таджикистан (105) и Кыргызстан (126) находятся в плену плохих западных теорий и российских институтов.

Не все гладко и в странах Евросоюза. Стоит отметить регресс Словакии (с 60-го на 69е-). Самое низкое место среди стран ЕС занимает Греция, опустившись с 83-го на 90-е место. Формальное членство в Евросоюзе не гарантирует сохранение и тем более устойчивый рост конкурентоспособности. Брюссельская халява развращает. Греки и так десятилетиями испытывали терпение своих коллег по ЕС, в первую очередь немцев. Лидерами падения в рейтинге ИГК стали Словения (57-е место), Черногория (60) и Румыния (77) они потеряли 12, 11 и 10 позиций соответственно.

Беларуси в рейтинге и на этот раз не оказалось. Без полноценного опроса бизнеса включить нашу страну в рейтинг невозможно. Тем не менее, пользуясь методологией ВЭФ, результатами других исследований и опросов, а также опираясь на абсолютные цифры, Научноисследовательский центр Мизеса АЦ «Стратегия» восполнил этот недостаток и оценил место Беларуси по более чем 100 параметрам. В целом наша страна могла бы претендовать на 93е место это на 6 позиций хуже, чем в ИГК-2010/2011. Особенно провальным для нас является качество институтов, госуправления и налоговой системы. Существуют большие проблемы с макроэкономическими показателями. Беларусь занимает далекие места во второй сотне по развитию финансового рынка, эффективности товарных рынков, по опыту бизнеса и инновационности. Страну еще спасает относительно хорошая инфраструктура и система начального и среднего образования, однако на одних дорогах, энергоснабжении и школах в высокотехнологическое будущее не въедешь.

ДОРОЖНАЯ КАРТА К ПРОЦВЕТАНИЮ

СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Индекс глобальной конкурентоспособности2011/12 основан на 12 платформах конкурентоспособности: 1) качество институтов; 2) инфраструктура; 3) макроэкономическая стабильность; 4) здоровье и начальное образование; 5) высшее образование и профессиональная подготовка; 6) эффективность рынков товаров и услуг; 7) эффективность рынка труда; 8) развитость финансового рынка; 9) технологический уровень; 10) размер рынка; 11) опыт бизнеса; 12) инновационный потенциал. По сути дела, перед нами дорожная карта для построения успешной экономики. Правительство страны можно выстраивать не по отраслевому принципу, а по 12 платформам конкурентоспособности.

Главный тренд в развитии конкурентоспособности последних лет - сокращение разницы в показателях между развитыми и развивающимися экономиками. В условиях стремительного перетока технологий и инноваций на месте стоит тот, кто шагает вперед медленно. Если же страна решила поэкспериментировать с торговым протекционизмом, потреблением в долг и высокими налогами, она однозначно проигрывает на мировом рынке, уступая место тем странам, в которых полисимейкеры понимают и строго соблюдают ценность экономической свободы, частной собственности и открытой конкуренции.

Один из соавторов доклада Ксавье СалаиМартин, профессор экономики Колумбийского университета из США, напоминает еще одну хрестоматийную истину: «Чтобы поставить процесс оживления экономики на более прочную основу, развивающиеся и развитые страны должны удостовериться в том, что их экономический рост основан на повышении производительности» . А не на накачке экономики дешевыми кредитами, обильном печатании пустых денег (долларов и евро в т.ч.) или расходовании чиновниками и политиками незаработанного (жизнь с дефицитом бюджета и в долг).

Об этом предостережении забыла не только Америка, но и зона евро. Так, по показателю «дефицит госбюджета» США с результатом 10,6% ВВП оказались на позорном 139м месте из 142 возможных. На последнем месте находится страна не из борющейся с бедностью и малярией Африки, а из благополучной, буржуазной зоны евро Ирландия, чей дефицит бюджета в 32,2% ВВП шокирует. В двадцатке самых неблагополучных стран по этому показателю оказались еще несколько государств из терпящей бедствие зоны евро и ЕС: 138я Британия (прощайте, англосаксонские традиции бережливости, скромности и заботы о будущих поколениях), Греция (136), Испания (134), Словакия (130), Польша (128), Латвия (127) и даже Франция (125). На этом фоне 64е место Германии c дефицитом бюджета в 3,3% ВВП кажется успехом, хотя такой показатель явно не к лицу стране родине стабильной, вызывающей полное доверие немецкой марки.

Прошли те времена, когда Запад демонстрировал устойчивый рост за счет увеличения производительности всех факторов производства. Сегодня он преимущественно использует опасные для будущего развития заимствования. Размер госдолга еще одно доказательство острого кризиса государственного интервенционизма. Демократия на пару со стремлением за счет высоких налогов обеспечить всеобщее благосостояние породила огромные дефициты и долги. Греция оказалась на предпоследнем, 141м, месте по размеру госдолга в мире. Совсем рядом находится важная для еврозоны Италия (138) с долгом 2010г. в 119% ВВП. В самой нижней двадцатке долгового позора оказались также США (132), Ирландия (133), Франция (130), Венгрия (124) и даже Германия (122). В этом плане Россия (7) или Китай (20) могут преподать уроки пустившемуся во все затратные Западу.

Особо следует отметить очень важный фактор конкурентоспособности качество госуправления. Феномен высокой конкурентоспособности Китая, Сингапура, Гонконга, с одной стороны, и скандинавских стран, с другой, во многом связан с тем, как распорядители чужого (политики и чиновники) справляются с менеджментом бюджетными деньгами и госактивами. Важными для конкурентоспособности являются бережливость правительства, его способность противодействовать монополистическим практикам и коррупции.

Как показывают данные доклада, многие демократии вчистую проигрывают по качеству госуправления и устойчивости институтов авторитарным странам, взявшим курс на свободный рынок и защиту прав собственности. Так, по фактору «права собственности» Китай уже несколько лет подряд улучшает свое положение: в ИГК2011/12 он поднялся на 41е место с показателем 5 из 7 возможных. Это уже очень близко к Германии (5,7 балла) и Японии (5,7). С другой стороны, очевиден провал таких демократий, как Украина (2,7 балла и 137-е место), Аргентина (2,8 и 133) или член ЕС Болгария (3,3 и 119). При этом следует заметить, что авторитарный Сингапур занимает 3е место в мире по надежности защиты прав собственности (6,4), а Гонконг находится на 6м месте (6,1).

Аналогичная ситуация складывается по таким факторам, как «взятки и неформальные платежи», «фаворитизм при принятии решений», «расточительство госрасходов», «бремя госрегулирования», «надежность услуг полиции», «защита прав миноритарных акционеров», «уровень защиты инвестора». По ним Китай, не говоря уже о Сингапуре и Гонконге, существенно опережает десятки демократий, в т.ч. из ЕС. Неудивительно, что китайская модель и авторитаризм в целом набирают популярность, а демократия пребывает в кризисе. Когда авторитаризм гарантирует соблюдение прав собственности, надежную защиту жизни и здоровья граждан, строго наказывает чиновников-коррупционеров и еще при этом развивает качественную инфраструктуру, инвестирует в образование, то граждане не особо спешат копировать европейскую модель демократии. Последняя сегодня испытывает весьма серьезные проблемы и пока не находит способов их решения. Хотя именно Запад научил Китай, Сингапур и другие новые развитые страны экономической свободе.

 
←Стань миллионером с БТА Банком

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика