Конфискация товара без вины собственника – будут ли перемены?
06.09.2011 07:56
—
Новости Экономики
Конфискация товара без вины собственника – будут ли перемены?
Одним из парадоксов белорусского законодательства является ряд норм, предусматривающих ответственность собственника товара без вины, влекущую конфискацию товара. Сейчас у представителей бизнеса появляется возможность внести предложения по совершенствованию законодательства в это сфере.
Например, перевозчик, по договору, заключенному с собственником товара, нарушил маршрут перевозки, перепутал документы и при проверке на дороге не смог предоставить документы на приобретение товара собственником. И в ряде случаев это нарушение при привлечении к административной ответственности перевозчика влечет конфискацию товара у собственника, который ни сном, ни духом не думал нарушать законы.
О таможенных правонарушениях вообще говорить не приходится – там везде конфискация без каких-либо вариантов. Таким добросовестным потерпевшим едва не стал один из крупнейших операторов АЗС в Беларуси, когда оказалось, что закупленные им бензоколонки для установки на всех АЗС в одной из областей, были ввезены импортером (совершенно посторонним субъектом хозяйствования, у которого потом этот оператор бензоколонки приобрел) с нарушением. Бензоколонки были установлены, работали, а тут – конфискация. Конкретно по этому случаю удалось доказать свою добросовестность и существенное нарушение интересов государства в случае применения конфискации, но сама пикантность ситуации – забрать что-то, что уже работает, используется в производстве. Неужели бы пришлось демонтировать?
Наказывая субъектов хозяйствования, контролирующие органы, естественно, не забывали и о простых людях. Возможно, уже забылась эта история, но несколько лет назад она очень взволновала многих. Один из импортеров в Беларусь дорогостоящих автомобилей БМВ, как оказалось, делал это с нарушениями – фиктивно ввозил на физических лиц, чтобы меньше платить пошлину, потом продавал клиентам. Так действовали, видимо, многие импортеры и дилеры производителей автомобилей, но тут, возможно, свою роль сыграла средняя стоимость автомобиля БМВ 7-й серии по сравнению со средней ценой автомобилей других производителей. Поэтому в результате все ввезенные с нарушением автомобили были конфискованы у их собственников, совершенно честно купивших эти автомобили и даже не догадывавшихся о незаконности их ввоза. Конечно же, они получили право в порядке регресса предъявить требования о взыскании ущерба к импортеру…
В настоящий момент конфискация имущества, не находящегося в собственности нарушителя предусмотрена:
А) по четырем составам Главы 12 (Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 (далее – КоАП):
- статья 12.7 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность);
- часть четвертая статья 12.17 КоАП (оборот товаров без документов);
- части первая и вторая ст. 12.30 КоАП (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива);
- статья 12.35 КоАП (нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
Б) по всем статьям Главы 14, относящихся к таможенным правонарушениям, которые предусматривают конфискацию независимо от того, в чьей собственности находится товар.
Сегодня, в связи с принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", предусматривающей общественное обсуждение ряда нормативных правовых актов, у делового сообщества появляется реальная возможность адресно внести предложения по совершенствованию законодательства по предпринимательству.
Журнал "Юрист" совместно с Министерством экономики Беларуси проводят круглые столы с целью донесения до ответственных за разработку нормативного акта государственных органов мнений и предложений от юристов-практиков и представителей бизнеса.
Тема очередного круглого стола - "Конфискация товара без вины собственника". В заседании круглого стола примут участие представители ответственных за разработку нормативного акта государственных органов, представители юридических компаний, адвокаты, представители бизнеса (оптовые компании, перевозчики и т.д.).
Представители бизнеса и практикующие юристы имеют возможность высказать свои предложения, а также изложить проблемные ситуации, вызванные обсуждаемыми нормами, и прислать их в редакцию журнала "Юрист" по адресу: jurist@grevtsov.by до 16.00 7 сентября (до начала работы круглого стола). В процессе работы круглого стола все предложения будут рассмотрены, проанализированы и переданы законотворцу.
Портал TUT.by будет информировать своих пользователей о планирующихся обсуждениях нормативных актов.
Например, перевозчик, по договору, заключенному с собственником товара, нарушил маршрут перевозки, перепутал документы и при проверке на дороге не смог предоставить документы на приобретение товара собственником. И в ряде случаев это нарушение при привлечении к административной ответственности перевозчика влечет конфискацию товара у собственника, который ни сном, ни духом не думал нарушать законы.
О таможенных правонарушениях вообще говорить не приходится – там везде конфискация без каких-либо вариантов. Таким добросовестным потерпевшим едва не стал один из крупнейших операторов АЗС в Беларуси, когда оказалось, что закупленные им бензоколонки для установки на всех АЗС в одной из областей, были ввезены импортером (совершенно посторонним субъектом хозяйствования, у которого потом этот оператор бензоколонки приобрел) с нарушением. Бензоколонки были установлены, работали, а тут – конфискация. Конкретно по этому случаю удалось доказать свою добросовестность и существенное нарушение интересов государства в случае применения конфискации, но сама пикантность ситуации – забрать что-то, что уже работает, используется в производстве. Неужели бы пришлось демонтировать?
Наказывая субъектов хозяйствования, контролирующие органы, естественно, не забывали и о простых людях. Возможно, уже забылась эта история, но несколько лет назад она очень взволновала многих. Один из импортеров в Беларусь дорогостоящих автомобилей БМВ, как оказалось, делал это с нарушениями – фиктивно ввозил на физических лиц, чтобы меньше платить пошлину, потом продавал клиентам. Так действовали, видимо, многие импортеры и дилеры производителей автомобилей, но тут, возможно, свою роль сыграла средняя стоимость автомобиля БМВ 7-й серии по сравнению со средней ценой автомобилей других производителей. Поэтому в результате все ввезенные с нарушением автомобили были конфискованы у их собственников, совершенно честно купивших эти автомобили и даже не догадывавшихся о незаконности их ввоза. Конечно же, они получили право в порядке регресса предъявить требования о взыскании ущерба к импортеру…
В настоящий момент конфискация имущества, не находящегося в собственности нарушителя предусмотрена:
А) по четырем составам Главы 12 (Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 (далее – КоАП):
- статья 12.7 КоАП (незаконная предпринимательская деятельность);
- часть четвертая статья 12.17 КоАП (оборот товаров без документов);
- части первая и вторая ст. 12.30 КоАП (незаконное обращение нефтяного жидкого топлива);
- статья 12.35 КоАП (нарушение требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками;
Б) по всем статьям Главы 14, относящихся к таможенным правонарушениям, которые предусматривают конфискацию независимо от того, в чьей собственности находится товар.
Сегодня, в связи с принятием Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 № 4 "О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь", предусматривающей общественное обсуждение ряда нормативных правовых актов, у делового сообщества появляется реальная возможность адресно внести предложения по совершенствованию законодательства по предпринимательству.
Журнал "Юрист" совместно с Министерством экономики Беларуси проводят круглые столы с целью донесения до ответственных за разработку нормативного акта государственных органов мнений и предложений от юристов-практиков и представителей бизнеса.
Тема очередного круглого стола - "Конфискация товара без вины собственника". В заседании круглого стола примут участие представители ответственных за разработку нормативного акта государственных органов, представители юридических компаний, адвокаты, представители бизнеса (оптовые компании, перевозчики и т.д.).
Представители бизнеса и практикующие юристы имеют возможность высказать свои предложения, а также изложить проблемные ситуации, вызванные обсуждаемыми нормами, и прислать их в редакцию журнала "Юрист" по адресу: jurist@grevtsov.by до 16.00 7 сентября (до начала работы круглого стола). В процессе работы круглого стола все предложения будут рассмотрены, проанализированы и переданы законотворцу.
Портал TUT.by будет информировать своих пользователей о планирующихся обсуждениях нормативных актов.