Скидка на российский газ: труба о двух концах
Контракт с российским «Газпромом» о новой цене на природный газ для Беларуси с 2012 года, который по бравурным речам российского руководства казался делом решенным, все еще писан вилами по воде двусторонних отношений.
На прошлой неделе российский премьер Владимир Путин поручил министерству энергетики РФ и «Газпрому» оперативно провести с белорусскими коллегами переговоры для определения «понижающего интеграционного коэффициента» на газ. И уже 1 сентября в Москве состоялась встреча председателя правления ОАО «Газпром»Алексея Миллера с первым вице-премьером Беларуси Владимиром Семашко. Но на этом оперативность и закончилась. Объявлено, что завершение переговоров ожидается… через три месяца, в начале декабря.
Очевидно, что камнем преткновения остается продажа 50 процентов акций белорусского газотранспортного предприятия «Белтрансгаз», остающихся в собственности официального Минска. Вот и в сегодняшнем пресс-релизе «Газпрома» подчеркнуто: определение параметров нового контракта будет увязано с решением вопросов по покупке второй половины ОАО «Белтрансгаз». Видимо, белорусская сторона продолжает артачиться, пытаясь выбить более выгодную цену на газ, а то и еще какие деньги. На что Москва отвечает в стиле монтера Мечникова: утром труба — днем скидка на газ, труба — вечером скидка… А завладеет полным пакетом акций, так и еще жестче в переговорах станет.
Конечно, обещанная Беларуси скидка на газ все-таки будет. И потому что сам властный дуумвират слово дал, а за язык ведь никто не тянул. И как поощрение за участие Беларуси в Таможенном союзе и вынужденное согласие продать вторую половину «Белтрансгаза». И в назидание Украине, которую Москва все очевиднее прессует, пытаясь затащить развернувшуюся к Евросоюзу соседку в свои интеграционные сети. Но вот насколько серьезной будет эта скидка, вопрос еще тот. И давать ответ на него российское руководство не спешит.
Эксперты полагают, что розовой мечте Минска — получать газ по внутрироссийским ценам (106-117 долларов за тысячу кубометров для Смоленской области) — сбыться все же не суждено. Но до 30 процентов от среднеевропейской цены Москва скинуть может.
«О равнодоходности поставок речи нет, — заявил московскому журналу «Эксперт» пресс-секретарь российского премьера Дмитрий Песков. — Речь идет именно о скидке к европейской цене. По-видимому, слушателей Путина ввело в заблуждение другое его высказывание, где он говорит о выходе на равные условия конкуренции».
Тем более, что в планах российского правительства — повышение к 2015 году внутренней цены на газ до уровня, равнодоходного с экспортом. Если это случится, то условия конкуренции у белорусских и российских газопотребителей и без всяких скидок окажутся равными, но незавидными. «Из этого, кстати, следует, что и сама эта скидка, скорее всего, будет предоставляться на три года, по-видимому, уменьшаясь с течением времени», — отмечает «Эксперт».
Уже известно, что внутрироссийская цена на газ в приграничных с Беларусью регионах в 2012 году составит около 135 долларов США. Расчетная европейская цена для Беларуси при нынешней стоимости нефти будет находиться в районе 250-300 долларов.
По прогнозам директора российского Фонда национальной энергетической безопасностиКонстантина Симонова, обещанная Беларуси скидка предполагает цену между этими двумя величинами, причем ближе к верхней границе, и может составить «15, 20, максимум 30 процентов».
Белорусский экономист Леонид Заико считает, что скидка на газ для Беларуси должна составить не менее 15% от ныне действующей цены. По ныне действующему контракту цена на поставляемый в нашу страну российский газ меняется ежеквартально. Базовой является стоимость газа для Польши минус экспортная пошлина и разница в транспортных расходах. Исходя из этой формулы, в I квартале 2011 года Беларусь покупала российский газ по 223 доллара США за тысячу кубометров, во II — по 244,7. В III квартале цена должна составить 286, в IV — 300-305 долларов.
«Понятно, что обещанная скидка — это в первую очередь политический жест со стороны руководства России, — говорит Заико. — Это благодарность за состоявшийся Таможенный союз, а также своеобразный противовес Украине и всем другим странам, которые не стали его членами». Между тем, обращает внимание эксперт, в экономике есть такой показатель, как «дельта-стимулирование» — величина, которая оказывает стимулирующее воздействие на поведение субъекта. «Такая скидка уже давно выведена с учетом экономической закономерности и составляет 15%», — подчеркивает Заико.
Вместе с тем, по его мнению, если Россия действительно заинтересована стимулировать Беларусь как партнера по Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, то новая цена на газ для Минска должна составлять примерно 160—180 долларов за тысячу кубометров.
Другой белорусский эксперт — Сергей Чалый — склонен считать обещанную скидку «попыткой Москвы откупиться от Беларуси малым». Ведь стоимость газа для всех участников ЕЭП должна быть одинакова, отмечает он. «Раньше Россия придумывала одновременный переход на мировые цены для себя и Беларуси, однако для своих предприятий введение их постоянно откладывает», — напомнил Чалый.
С появлением же ЕЭП, которое сама Москва и инициировала, такие отговорки выглядят просто несерьезно. «Беларусь должна четко поставить вопрос: если вы нас втянули в Таможенный союз и ЕЭП, а мы вам пошли на уступки, особенно в плане таможенных пошлин на автомобили, то мы имеем все основания рассчитывать на единую цену», — категоричен экономист.
В общем, конкретная величина понижающего коэффициента и будет предметом торга между сторонами, причем даже после продажи «Газпрому» второй половины белорусской газовой трубы. Причем остается опасение, что Москва уже увязывает этот вопрос с приватизацией и других белорусских промышленных активов.
Кроме того, скидка на газ может оказать белорусской экономике медвежью услугу, вновь отодвинув проведение структурных реформ. После того, как Россия несколько лет назад изменила условия поставки газа в Беларусь, официальный Минск наконец зашевелся: заговорил об альтернативных вариантах энергопоставок, об использовании возобновляемых источников энергии, о необходимости снижения энергоемкости производства. Хотя, по мнению Леонида Заико, если бы власти действительно хотели дистанцироваться от России, то уже начали бы переделывать инфраструктуру под сжиженный газ. «Это сырье на спотовых рынках сейчас стоит примерно 150 долларов, что существенно дешевле газа, поступающего по трубам», — говорит эксперт.
Именно по такому пути пошли США, которые сегодня лидируют на рынке производства и потребления сжиженного газа. Активно работает над альтернативными вариантами поставок природного газа и Европа — продажи «Газпрома» в странах ЕС падают. Беларусь же продолжает оставаться крупнейшим потребителем российского природного газа, ежегодно закупая по 22 миллиарда кубометров.
Между тем стратегия развития энергетического потенциала страны на 2010—2020 годы предусматривает диверсификацию поставок газа «посредством участия белорусских организаций в разведке и добыче газа за рубежом, поставки сжиженного природного газа (реализация проектов строительства на территории Литвы или Польши терминалов по приему и регазификации сжиженного природного газа), в том числе через Украину». В случае реализации проекта поставки сжиженного природного газа, отмечается в стратегии, «его объем может составить до 10 млрд. куб. м в год, что значительно снизит зависимость от поставок природного газа из России».
Однако за полтора года в этом направлении почти ничего не сделано. Похоже, о необходимости уменьшать энергозависимость от России белорусские власти вспоминают лишь в периоды обострения отношений с Москвой.
Заговорят ли они об этом в начале декабря, когда «завершение переговоров» вновь будет отложено?
Ирина ЛЕВШИНА, Дмитрий КОПАЛЬ