Россия не оставит белорусскую нефтепереработку в покое
30.08.2011 12:55
—
Новости Экономики
Белорусская нефтепереработка переживает очередной стресс. Экспорт нефтепродуктов, формирующий львиную долю белорусского бюджета, может превратиться для наших заводов в совсем уж невыгодный бизнес: сумма перечисленных в бюджет России средств может составить по итогам года около $2,5 млрд.
Белорусские НПЗ испытывают финансовые затруднения в связи с изменением условий импорта российской нефти, в цену которой в этом году включена высокая премия российским нефтяникам, а также снижением прибыльности экспорта нефтепродуктов вследствие отставания роста экспортных цен на нефтепродукты от цен на сырье, ростом реализации на внутреннем рынке, который для нефтеперерабочиков остается убыточным. При этом вследствие быстрого роста цен на нефть заводам требовался больший объем валюты для оплаты импортируемого сырья.
На днях премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление «60-66». Базовая цель документа — снизить экспортную пошлину на нефть (с августа она составляет 438,2 доллара за тонну). По расчетам экспертов, пошлина уменьшится примерно на 7% при изменении формулы ее расчета. Сделано это для поддержания добычи нефти в стране, поясняетаналитик «Уралсиб КэпиталЪ» Виталий Крюков в интервью Белорусским новостям.
Однако постановление также предусматривает, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты и вовсе будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.
«Здесь прямой экономический стимул НПЗ повышать глубину переработки и снижать производство мазута. И правительство дает четкий сигнал нефтеперерабатывающим заводам: не будете модернизироваться — станете убыточными», — поясняет В.Крюков.
Вот только проблема убыточности автоматически встает и перед белорусскими НПЗ. Ведь по нефтяным соглашениям в рамках Таможенного союза и ЕЭП Беларуси придется ввести аналогичный налоговый режим. И первое, что придется сделать, — увеличить отчисления в российский бюджет за каждую экспортированную в третьи страны тонну темных нефтепродуктов.
Сегодня благодаря разнице между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты наша нефтепереработка и получает основной бонус. Режим беспошлинных поставок нефти позволяет платить России не 438,2 доллара за каждую тонну купленной нефти (в августе 2011 года), а значительно меньше — 293,6 доллара (в августе же) за экспорт в третьи страны тонны светлых нефтепродуктов и 204,6 доллара за тонну темных нефтепродуктов. Приняв это постановление, российское правительство урезает наш бонус путем увеличения пошлины на темные нефтепродукты. По приблизительным подсчетам, каждая проданная за пределы Таможенного союза тонна темных нефтепродуктов будет обходиться на 40 долларов дороже.
Правда, в структуре экспорта России большую долю занимают все же светлые нефтепродукты и бензины. Однако В.Путин пролонгировал действие запретительной пошлины на бензины, которая уже ударила по финансовому состоянию белорусских НПЗ.
Ставка экспортной пошлины на бензины была увеличена 1 мая на 44%, сегодня она достигает 90% от пошлины на нефть (в августе — 394,4 доллара за тонну). Российское правительство пошло на это, чтобы снизить экспорт бензинов из России и тем самым ликвидировать их дефицит на внутреннем рынке.
Беларуси пришлось сделать аналогичные шаги. Это еще сильнее ударило по экспорту нефтепродуктов, прибыльность которого в 2011 году и так снизилась вследствие отставания роста экспортных цен на нефтепродукты от цен на сырье.
«И если «Нафтан» по итогам июня получил небольшую прибыль в несколько сотен тысяч долларов, то только потому, что в структуре экспорта доля бензинов у него была меньше, чем у Мозырского НПЗ», — отмечает источник в отрасли.
В целом же и «Нафтан», и Мозырский НПЗ, по словам источника Белорусских новостей, сработали с убытками. Скачок пошлин на бензины сыграл в этом не последнюю роль, даже несмотря на то, что в целом в структуре экспорта белорусских нефтепродуктов основную долю занимают не автобензины, а дизтопливо, пошлина на экспорт которого повысилась незначительно.
Белорусские нефтяники рассчитывали, что введение запретительной пошлины на нефть — это временная мера. Но, как оказалось, ошибались. Пошлина на уровне 90% от ставки пошлины на нефть будет действовать и дальше — как минимум до 2015 года.
Поэтому белорусским НПЗ, скорее всего, придется серьезно скорректировать ассортимент выпускаемой продукции, чтобы минимизировать возможные потери от новых условий поставок автобензинов. Вероятно, надо делать ставку на дизельное топливо. Тем более, что, по словам аналитиков, на него существует устойчивый спрос на внешних рынках. Но это потребует изменения стратегии развития отрасли.
Возможно, снизить потери удастся и за счет более оптимальной логистики поставок автобензинов на один из основных рынков сбыта — украинский.«Но здесь надо все оценить, просчитать», — подчеркивают аналитики.
А пока белорусская нефтепереработка переживает очередной стресс, Россия подсчитывает выручку. По первоначальным расчетам, в результате обнуления пошлин на нефть и одновременного перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты бюджет РФ в 2011 году должен был получить от Беларуси около 400 миллионов долларов. Между тем, по данным концерна «Белнефтехим», уже за первую половину 2011 года белорусскими нефтепереработчиками в бюджет Российской Федерации перечислено более 1,2 млрд. долларов, то есть, в три раза больше. По итогам года эта цифра может вырасти до 2,5 миллиарда.
Надежда на более оптимистичный сценарий для белорусских НПЗ все же остается, полагают эксперты. «Сроки выхода на 100% ставку пошлины на темные нефтепродукты от пошлины на нефть очень сжатые. Боюсь, что не все российские НПЗ успеют к 2015 году модернизироваться соответствующим образом, а это значит, сроки могут быть перенесены. Сами компании могут обратиться в правительство с просьбой отложить выравнивание пошлин», — полагает В.Крюков.
НПЗ повысят доходность от экспорта только в случае изменения условий импорта российской нефти, заявляют аналитики. Ведь сейчас нефтеперерабатывающим заводам приходится платить премию российским нефтяникам, что почти нивелирует эффект от беспошлинных закупок нефти, делая нефтепереработку низкорентабельной.
НПЗ и раньше платили премию к цене нефти. Но если в 2010 году она составляла примерно 1,5 доллара за баррель, то, по данным «Белнефтехима», средневзвешенный размер премии за первую половину 2011 года достиг 6 долларов за баррель, или более 44 долларов за тонну. Таким образом, премия выросла в 4 раза.
Белорусское правительство намерено добиваться пересмотра этой формулы цены на нефть. Но, как полагает источник в отрасли, российская сторона будет упираться: «В правительстве РФ могут заявить, что это проблема не между странами, а между хозяйствующими субъектами. Мы вам даем беспошлинную нефть, как вы и хотели, а премия — это вопрос к нефтяным компаниям», — считает источник. Но при этом допускает, что российские компании готовы будут пойти на уступки, согласившись на уменьшение премии, в случае, если Беларусь предоставит им выгодные условия по переработке нефти на своих НПЗ на давальческих условиях.
Чтобы хоть как-то поддержать отечественные НПЗ правительство Беларуси сохранило льготы по обязательной продаже валютной выручки для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые предусматривают освобождение от обязательной продажи 30% валютной выручки. Срок действия льгот заканчивался в начале третьего квартала 2011 года и был продлен на неопределенное время в связи с тяжелым финансовым положением предприятий, сообщает Прайм-ТАСС.
"Решение пролонгировать льготы связано с финансовым состоянием белорусских НПЗ. По итогам полугодия оба завода (Мозырский НПЗ и ОАО "Нафтан", Новополоцк) сработали с убытками. Несмотря на принимаемые меры, такие, как снижение акцизного налога на нефтепродукты на 10%, постепенное повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке, НПЗ не смогли выйти на стабильные финансовые показатели", - сказал агентству источник в профильном ведомстве.
По его словам, в более сложной ситуации оказался Мозырский НПЗ. Это связано с тем, что он выпускает больший в сравнении с "Нафтаном" объем бензинов, в то время как в РФ с мая текущего года введена практически запретительная экспортная пошлина на бензин. Белорусская сторона в рамках межгосударственных договоренностей ввела аналогичную экспортную пошлину. "Финансовое положение "Нафтана" в последние месяцы несколько улучшилось, однако завод с 18 августа останавливает ряд установок на капремонт, что ухудшит его показатели", - сказал собеседник.
Напомним, что президентом Беларуси 25 июля подписал указ № 326 "О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты". Согласно документу, поскольку валютная выручка предприятий является важнейшим источником предложения валюты на внутреннем рынке страны, ряду белорусских предприятий отменены льготы по обязательной продаже инвалюты (см. БДГ от 29 июля).
На днях премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление «60-66». Базовая цель документа — снизить экспортную пошлину на нефть (с августа она составляет 438,2 доллара за тонну). По расчетам экспертов, пошлина уменьшится примерно на 7% при изменении формулы ее расчета. Сделано это для поддержания добычи нефти в стране, поясняетаналитик «Уралсиб КэпиталЪ» Виталий Крюков в интервью Белорусским новостям.
Однако постановление также предусматривает, что с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты и вовсе будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.
«Здесь прямой экономический стимул НПЗ повышать глубину переработки и снижать производство мазута. И правительство дает четкий сигнал нефтеперерабатывающим заводам: не будете модернизироваться — станете убыточными», — поясняет В.Крюков.
Вот только проблема убыточности автоматически встает и перед белорусскими НПЗ. Ведь по нефтяным соглашениям в рамках Таможенного союза и ЕЭП Беларуси придется ввести аналогичный налоговый режим. И первое, что придется сделать, — увеличить отчисления в российский бюджет за каждую экспортированную в третьи страны тонну темных нефтепродуктов.
Сегодня благодаря разнице между экспортной пошлиной на нефть и нефтепродукты наша нефтепереработка и получает основной бонус. Режим беспошлинных поставок нефти позволяет платить России не 438,2 доллара за каждую тонну купленной нефти (в августе 2011 года), а значительно меньше — 293,6 доллара (в августе же) за экспорт в третьи страны тонны светлых нефтепродуктов и 204,6 доллара за тонну темных нефтепродуктов. Приняв это постановление, российское правительство урезает наш бонус путем увеличения пошлины на темные нефтепродукты. По приблизительным подсчетам, каждая проданная за пределы Таможенного союза тонна темных нефтепродуктов будет обходиться на 40 долларов дороже.
Правда, в структуре экспорта России большую долю занимают все же светлые нефтепродукты и бензины. Однако В.Путин пролонгировал действие запретительной пошлины на бензины, которая уже ударила по финансовому состоянию белорусских НПЗ.
Ставка экспортной пошлины на бензины была увеличена 1 мая на 44%, сегодня она достигает 90% от пошлины на нефть (в августе — 394,4 доллара за тонну). Российское правительство пошло на это, чтобы снизить экспорт бензинов из России и тем самым ликвидировать их дефицит на внутреннем рынке.
Беларуси пришлось сделать аналогичные шаги. Это еще сильнее ударило по экспорту нефтепродуктов, прибыльность которого в 2011 году и так снизилась вследствие отставания роста экспортных цен на нефтепродукты от цен на сырье.
«И если «Нафтан» по итогам июня получил небольшую прибыль в несколько сотен тысяч долларов, то только потому, что в структуре экспорта доля бензинов у него была меньше, чем у Мозырского НПЗ», — отмечает источник в отрасли.
В целом же и «Нафтан», и Мозырский НПЗ, по словам источника Белорусских новостей, сработали с убытками. Скачок пошлин на бензины сыграл в этом не последнюю роль, даже несмотря на то, что в целом в структуре экспорта белорусских нефтепродуктов основную долю занимают не автобензины, а дизтопливо, пошлина на экспорт которого повысилась незначительно.
Белорусские нефтяники рассчитывали, что введение запретительной пошлины на нефть — это временная мера. Но, как оказалось, ошибались. Пошлина на уровне 90% от ставки пошлины на нефть будет действовать и дальше — как минимум до 2015 года.
Поэтому белорусским НПЗ, скорее всего, придется серьезно скорректировать ассортимент выпускаемой продукции, чтобы минимизировать возможные потери от новых условий поставок автобензинов. Вероятно, надо делать ставку на дизельное топливо. Тем более, что, по словам аналитиков, на него существует устойчивый спрос на внешних рынках. Но это потребует изменения стратегии развития отрасли.
Возможно, снизить потери удастся и за счет более оптимальной логистики поставок автобензинов на один из основных рынков сбыта — украинский.«Но здесь надо все оценить, просчитать», — подчеркивают аналитики.
А пока белорусская нефтепереработка переживает очередной стресс, Россия подсчитывает выручку. По первоначальным расчетам, в результате обнуления пошлин на нефть и одновременного перечисления экспортных пошлин на нефтепродукты бюджет РФ в 2011 году должен был получить от Беларуси около 400 миллионов долларов. Между тем, по данным концерна «Белнефтехим», уже за первую половину 2011 года белорусскими нефтепереработчиками в бюджет Российской Федерации перечислено более 1,2 млрд. долларов, то есть, в три раза больше. По итогам года эта цифра может вырасти до 2,5 миллиарда.
Надежда на более оптимистичный сценарий для белорусских НПЗ все же остается, полагают эксперты. «Сроки выхода на 100% ставку пошлины на темные нефтепродукты от пошлины на нефть очень сжатые. Боюсь, что не все российские НПЗ успеют к 2015 году модернизироваться соответствующим образом, а это значит, сроки могут быть перенесены. Сами компании могут обратиться в правительство с просьбой отложить выравнивание пошлин», — полагает В.Крюков.
НПЗ повысят доходность от экспорта только в случае изменения условий импорта российской нефти, заявляют аналитики. Ведь сейчас нефтеперерабатывающим заводам приходится платить премию российским нефтяникам, что почти нивелирует эффект от беспошлинных закупок нефти, делая нефтепереработку низкорентабельной.
НПЗ и раньше платили премию к цене нефти. Но если в 2010 году она составляла примерно 1,5 доллара за баррель, то, по данным «Белнефтехима», средневзвешенный размер премии за первую половину 2011 года достиг 6 долларов за баррель, или более 44 долларов за тонну. Таким образом, премия выросла в 4 раза.
Белорусское правительство намерено добиваться пересмотра этой формулы цены на нефть. Но, как полагает источник в отрасли, российская сторона будет упираться: «В правительстве РФ могут заявить, что это проблема не между странами, а между хозяйствующими субъектами. Мы вам даем беспошлинную нефть, как вы и хотели, а премия — это вопрос к нефтяным компаниям», — считает источник. Но при этом допускает, что российские компании готовы будут пойти на уступки, согласившись на уменьшение премии, в случае, если Беларусь предоставит им выгодные условия по переработке нефти на своих НПЗ на давальческих условиях.
Чтобы хоть как-то поддержать отечественные НПЗ правительство Беларуси сохранило льготы по обязательной продаже валютной выручки для белорусских нефтеперерабатывающих заводов, которые предусматривают освобождение от обязательной продажи 30% валютной выручки. Срок действия льгот заканчивался в начале третьего квартала 2011 года и был продлен на неопределенное время в связи с тяжелым финансовым положением предприятий, сообщает Прайм-ТАСС.
"Решение пролонгировать льготы связано с финансовым состоянием белорусских НПЗ. По итогам полугодия оба завода (Мозырский НПЗ и ОАО "Нафтан", Новополоцк) сработали с убытками. Несмотря на принимаемые меры, такие, как снижение акцизного налога на нефтепродукты на 10%, постепенное повышение цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке, НПЗ не смогли выйти на стабильные финансовые показатели", - сказал агентству источник в профильном ведомстве.
По его словам, в более сложной ситуации оказался Мозырский НПЗ. Это связано с тем, что он выпускает больший в сравнении с "Нафтаном" объем бензинов, в то время как в РФ с мая текущего года введена практически запретительная экспортная пошлина на бензин. Белорусская сторона в рамках межгосударственных договоренностей ввела аналогичную экспортную пошлину. "Финансовое положение "Нафтана" в последние месяцы несколько улучшилось, однако завод с 18 августа останавливает ряд установок на капремонт, что ухудшит его показатели", - сказал собеседник.
Напомним, что президентом Беларуси 25 июля подписал указ № 326 "О некоторых вопросах обязательной продажи иностранной валюты". Согласно документу, поскольку валютная выручка предприятий является важнейшим источником предложения валюты на внутреннем рынке страны, ряду белорусских предприятий отменены льготы по обязательной продаже инвалюты (см. БДГ от 29 июля).