Власти придумали для бизнеса налоговый пряник
Ради роста экспорта белорусские власти предоставят бизнесу новые налоговые льготы. Это предусмотрено указом президента №358. По оценкам экспертов, документ и в самом деле будет стимулировать экспорт — прежде всего производственными предприятиями малого бизнеса. Но вот незадача: у бизнеса просто нет нормальных условий для создания таких производств.
За прошлый год, по данным Белстата, малый бизнес поставил на экспорт товаров на 9,8 миллиарда долларов США, или на 35% больше, чем в 2009 году. Но, по признанию самих бизнесменов, их экспортный потенциал намного больше, а объемы полученной валютной выручки могут быть намного выше.
Власти решили помочь бизнесу в его экспортных порывах старыми методами — предоставив налоговые льготы. Так, согласно президентскому указу, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, будут уплачивать этот налог по ставке 2% в отношении выручки от реализации за пределы Беларуси.
Как пояснил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр Калинин, ранее эту норму планировалось ввести лишь с 1 января 2012 года. «Но, видимо, правительство форсирует события, пытаясь стимулировать рост экспорта через малый бизнес».
Прежняя ставка налога при упрощенке в отношении выручки составляла 3%, а бизнес-союзы настаивали на ее снижении до 1%. В итоге власти пошли на компромиссный вариант, что, по мнению Калинина, все равно будет стимулировать экспорт.
Правда, эта льгота будет действовать до 31 декабря 2013 года. Странно, что введена она почему-то задним числом — с 1 апреля. В бизнес-кругах пока затрудняются предположить причины таких действий властей.
Калинин, впрочем, обратил внимание на более важный аспект. Льгота рассчитана на предприятия малого бизнеса, работающие именно по упрощенной системе налогообложения. Однако лишь недавно условия работы по упрощенке стали на самом деле более-менее приемлемыми для занятия экспортом.
Только три недели назад президент подписал указ, в соответствии с которым организациям и индивидуальным предпринимателям было предоставлено право на применение в 2011 году упрощенной системы при размере валовой выручки не более 12 млрд. рублей нарастающим итогом в течение календарного года. Для применения упрощенной системы без уплаты НДС размер валовой выручки (дохода) должен составлять не более 3,4 млрд. рублей.
До этого право работать по упрощенке распространялось на малые предприятия с валовой выручкой 1 млрд. 177 млн. рублей. «Но для нормального экспортоориентированного производства этого очень мало, поэтому никто на экспорт не работал», — констатирует Калинин.
На взгляд эксперта, расширение границы применения упрощенной системы налогообложения без НДС до 3,4 млрд. рублей, а также снижение ставки налога в отношении выручки до 2% — правильная мера в части стимулирования экспорта через малый производственный бизнес. «Благодаря этому у бизнеса появляется реальный стимул создавать новые предприятия, переводить туда активы и работать на экспорт по этой схеме. Думаю, эффект мы увидим в течение уже следующего года», — полагает глава БСП.
Кроме того, малый бизнес сможет заниматься экспортом в Россию и Казахстан в обход режима подтверждения нулевой ставки НДС. Процедура уплаты НДС по стране назначения и подтверждения этой уплаты также являлась одним из основных барьеров для поставок продукции на экспорт.
По оценкам экспертов, процедура, которую сегодня выполняет нерезидент, занимает два-три месяца. Но в случае неподтверждения факта уплаты НДС в установленный срок проблемы возникают уже у белорусского экспортера: именно с него списывается сумма налога в размере 20% от контрактной стоимости. Такому риску и подвергались белорусские малые предприятия. Как отмечает Калинин, «малый бизнес в сложившихся условиях не может подтвердить факт уплаты НДС, что фактически отсекло его от легальных товарных потоков».
Госпредприятия для получения документов на применение нулевой ставки НДС стали создавать дочерние структуры на российском рынке. Но для малого бизнеса это оказалось слишком затратно. Теперь проблема, похоже, отпала, и белорусские предприятия могут активнее выходить на рынок России и Казахстана. Вопрос только, с какой продукцией?
Ассортимент поставок в прошлом году оказался скудноват. На внешние рынки поставлялись в основном строительные изделия, холодильное и морозильное оборудование, изделия из цемента и бетона, мебель. Большую долю в общем объеме экспорта занимали продукты питания. Так, молока и сливок в 2010 году было поставлено на 74,3 млн. долларов, свинины — на 21,3 млн. долларов, сыров и творога — на 12,8 млн.
Калинин, впрочем, считает, что у малого бизнеса на российском рынке хорошие перспективы. «Там все может быть востребовано. Малый бизнес, в отличие от госпредприятий, не производит то, что не продается. Это могут быть товары производственного назначения, потребительские товары, продукция легкой промышленности собственных разработок и дизайна».
Но смогут ли представители малого бизнеса для начала создавать новые производства?
Один из них в беседе с корреспондентом Naviny.by признался: это довольно проблематично по целому ряду причин. Главные из них — затрудненный доступ к земельным участкам и производственным площадям, а также отсутствие достаточных средств для проведения коммуникаций к производствам.
«В Минске есть кадры, есть деньги, есть бизнес-проекты, но нет земли и помещений. Подходящий земельный участок, например, можно найти лишь за пределами Минского района. За 100 километровой зоной от столицы появляются и свободные доступные неиспользованные производственные площади. Но чем дальше от Минска, тем меньше обученных кадров, которые могли бы поддерживать бизнес. Один предприниматель из Брестской области рассказывал, как он за сумасшедшие деньги держал у себя инженера, Но в итоге тот все равно ушел, и производство пришлось остановить. Люди высокой квалификации готовы продвигать высокие технологии, но в Минске или максимум в 15 километрах от него», — отметил собеседник.
Проблема с проведением коммуникаций тоже решается сложно: «В Минске для проведения коммуникаций в новой промышленной зоне необходимы инвестиции в размере от 2 триллионов рублей. Очевидно, что делать это надо за счет государства, а не малого бизнеса. И, думаю, у государства нет иного выхода. Такие инвестиции намного выгоднее, чем закапывать в землю деньги, направляемые на сельское хозяйство».
Андрей КОЖЕМЯКИН