Реальный сектор. Надо рисковать
18.08.2011 11:51
—
Новости Экономики
Реальный сектор. Надо рисковать
Партнёр рубрики |
17 августа прошло заседание Республиканского Совета деловых кругов РОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация" и Республиканского союза нанимателей Союза "БелСН". На этом заседании я выступил с докладом "Об основных направлениях промышленной политики". Целью заседания была выработка рекомендаций для правительства, куда будет направлен итоговый документ. Одновременно я решил выставить текст доклада в рубрике "Реальный сектор".
От текущего к глобальному
Ход текущего кризиса показывает, что и правительство, и предприятия озабочены сегодня почти исключительно текущими проблемами. Сегодня усилия сосредоточены на добывании и "освоении" кредитов, на стабилизации валютного рынка, на изыскании средств для уборочной, для помощи СПК и предприятиям госсектора. Как это гарантирует от наступления нового кризиса, когда кредиты будут проедены? Чем, кроме деклараций, подтверждена готовность правительства к модернизации нашей экономической политики?
Внешне основной причиной нынешнего валютного кризиса в республике является недостаточность экспорта для покрытия растущей потребности в импорте непроизводственной сферы. Однако уже первые результаты девальвации (в частности, резкое снижение прибыли, вымывание оборотных средств), показали, что кризис носит системный характер. Расчеты показывают, что в существующей номенклатуре рост объемов производства даже на 40-50% не обеспечивает ликвидацию дефицита в торговле товарами для страны. При существующих темпах роста производительности труда под такой рост объемов у нас нет и кадров.
Для страны необходимо одновременно обеспечить модернизацию промышленности, активное импортозамещение и наращивание экспорта. Поскольку возможности государства в инвестировании модернизации экономики, импортозамещения и наращивания экспорта ограничены сегодня и в ближайшие 2-3 года будут только уменьшаться, основным направлением привлечения инвестиций становится частно-государственное партнерство. И хотя условия этого партнерства для нас складываются не самым благоприятным образом (с учетом действительных и придуманных рисков частник пойдет только под перспективу высокой прибыли), альтернативы у нас нет.
Возможности быстрого импортозамещения в республике ограничены как недостатком инвестиций в освоение производства импортозамещающей продукции, так и недостаточным техническим уровнем имеющихся производств. Требование конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешних рынках накладывает ограничения на технический уровень применяемой комплектации, что уже привело к росту промежуточного импорта.
Возможности значительного наращивания экспорта в Россию ограничены. Во-первых, поскольку вытеснение белорусских, украинских производителей является для россиян чуть не единственным шансом высвободить на насыщенном рынке ниши для своих предприятий. Во-вторых, Россия обогнала нас в темпах модернизации своих производств и, в ряде случаев, конкурентоспособность нашей продукции на российском рынке падает. К тому же финансовая поддержка производителя в России несоизмерима с нашей. И, в-третьих, в существующей номенклатуре выпускаемой продукции российский рынок насыщен, значительное увеличение продаж маловероятно. Необходима государственная поддержка создания, на основе частно-государственного партнерства с местным торговым капиталом, товаропроводящих и сервисно-сбытовых сетей вне СНГ. Желательно участие в создаваемых предприятиях белорусского торгового капитала, поскольку опыта и кадров для такой работы на промышленных предприятиях недостаточно.
За чей счет?
Состояние денежного рынка в стране не показывает возможность снижения в ближайшей перспективе ставок по кредитам. Существующие ставки и отсутствие, в условиях имеющейся неопределенности, длинных кредитов практически исключают кредиты белорусских банков как источник инвестиций. Для справки: в США доля кредитов в инвестициях – 70%, в Японии – 90%. Возможно привлечение кредитов западных банков в проекты с участием иностранных партнеров под их гарантии, но таких проектов у нас пока очень мало.
Поскольку мировой экономический кризис в ближайшие 2-3 года будет продолжаться, значительного притока прямых иностранных инвестиций в республику не ожидается. Пока инвестиций в реальный сектор во всем мире немного, а наш текущий валютный кризис и немногих имеющихся иностранных инвесторов напугал. В то же время в мире имеет место значительное перенакопление финансового капитала. Необходимы банковское сопровождение и государственная поддержка расширения сферы применения лизинга, факторинга, сделок РЕПО с привлечением в них иностранного финансового капитала. С широким применением, в качестве обеспечения, экспортных контрактов.
Структура промышленности подлежит модернизации. На крупных предприятиях необходим перевод части производственных процессов (в первую очередь – нуждающихся в модернизации) на сетевую структуру. С выносом по аутсорсингу на частные и совместные белорусские предприятия дополнительных объемов производства комплектации и услуг производственного характера.
В существующей структуре быстрое освоение в производстве новой продукции невозможно. На базе частно-государственного партнерства необходимо создание вне больших городов сети небольших специализированных высокотехнологичных предприятий общего профиля, сети инжиниринговых фирм, группы предприятий с сетевой организацией производства. Доминирующим способом освоения производства должен быть заказ разработки РКД в специализированной инжиниринговой фирме с размещением заказов на производство комплектации на предприятиях, оснащенных современным оборудованием. Это резко ускоряет процесс освоения изделий в производстве.
Доход на вложенный государством капитал должен стать основным показателем работы предприятия. В настоящее время государственный капитал, вложенный в промышленные предприятия, используется неэффективно. Практически все госпредприятия имеют лишние, для их уровня производства, численность, площади, оборудование. Необходима методика исчисления капитала. Поэтапно ввести платность использования государственного капитала и для госпредприятий. Предложить неиспользуемое оборудование и площади частным предприятиям и ИП в длинный, на 8-10 лет, лизинг. Возможно – через местные администрации, чтобы дать им возможность зарабатывать. Немедленно снять с госпредприятий, находящихся в г. Минске и областных центрах, требование сохранения численности, поставив главным требованием эффективность производства.
Для ликвидации двусмысленного статуса директора госпредприятия (то ли чиновник, то ли – предприниматель) необходима разработка методической, юридической и организационной базы передачи предприятий в полное хозяйственное ведение. Главное требование – эффективность использования государственного капитала. Ввести конкурсность при заключении контрактов с директорами, включая требование наличия у претендента квалифицированной команды и бизнес-плана на 3-5 лет. Конкурсы должны быть открытые. В том числе для иностранных управляющих компаний. Невыполнение бизнес-плана должно быть достаточным основанием для расторжения контракта. Но одновременно директору должно быть предоставлено право самостоятельно определять штаты, самостоятельно продавать, сдавать в аренду, обменивать временно неиспользуемые оборудование и площади при условии реинвестирования выручки.
Шаг за шагом
Преобразования таких масштабов не могут идти одномоментно. Но ничто не мешает проводить их постепенно. Например, выделить первоначально группу предприятий и отработать на ней отдельные нюансы. Ведь и приватизация альтернативой быть не может: не существует в мире столько инвесторов, готовых купить все наши госпредприятия. Исследования на примере России, Бразилии, Китая, ЮАР, Индии показали, что для инвесторов не так важны налоговые льготы и преференции, сколько наличие сбыта и промышленной инфраструктуры. А сегодня перспектив сбыта для мелкого производственного бизнеса в стране нет. Соответственно, он и не получает должного развития.
Не стоит уповать и на приход крупного российского капитала (крупный западный – и не собирается, да ему у нас особенно и нечего предложить): слушания в российской Госдуме по промышленной политике показали, что он склонен уводить денежные потоки в оффшоры, вывозить капитал. Нелишне вспомнить и опыт Китая: начиная с 2000 г. Китай массой скупал в Европе станки б/у не старше 7 лет. На базе их конструкций создали свое станкостроение с использованием узлов европейского и японского производства. И сегодня техническое оснащение многих китайских предприятий сопоставимо с европейскими. Соответственно, на рынке комплектации их конкурентоспособность очень велика. Правда, инженеров в Китае по-прежнему недостаточно.
Да, негативные социальные последствия реализации такой программы будут иметь место. Вероятна безработица. Ее размеры будут зависеть от темпов реформирования и темпов создания рабочих мест. Но есть шансы не допустить ее застойного характера. А если в существующих трендах потеряем промышленность – безработица примет застойный характер лет на десять. Надо рисковать.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года!
От текущего к глобальному
Ход текущего кризиса показывает, что и правительство, и предприятия озабочены сегодня почти исключительно текущими проблемами. Сегодня усилия сосредоточены на добывании и "освоении" кредитов, на стабилизации валютного рынка, на изыскании средств для уборочной, для помощи СПК и предприятиям госсектора. Как это гарантирует от наступления нового кризиса, когда кредиты будут проедены? Чем, кроме деклараций, подтверждена готовность правительства к модернизации нашей экономической политики?
Внешне основной причиной нынешнего валютного кризиса в республике является недостаточность экспорта для покрытия растущей потребности в импорте непроизводственной сферы. Однако уже первые результаты девальвации (в частности, резкое снижение прибыли, вымывание оборотных средств), показали, что кризис носит системный характер. Расчеты показывают, что в существующей номенклатуре рост объемов производства даже на 40-50% не обеспечивает ликвидацию дефицита в торговле товарами для страны. При существующих темпах роста производительности труда под такой рост объемов у нас нет и кадров.
Для страны необходимо одновременно обеспечить модернизацию промышленности, активное импортозамещение и наращивание экспорта. Поскольку возможности государства в инвестировании модернизации экономики, импортозамещения и наращивания экспорта ограничены сегодня и в ближайшие 2-3 года будут только уменьшаться, основным направлением привлечения инвестиций становится частно-государственное партнерство. И хотя условия этого партнерства для нас складываются не самым благоприятным образом (с учетом действительных и придуманных рисков частник пойдет только под перспективу высокой прибыли), альтернативы у нас нет.
Возможности быстрого импортозамещения в республике ограничены как недостатком инвестиций в освоение производства импортозамещающей продукции, так и недостаточным техническим уровнем имеющихся производств. Требование конкурентоспособности выпускаемой продукции на внешних рынках накладывает ограничения на технический уровень применяемой комплектации, что уже привело к росту промежуточного импорта.
Возможности значительного наращивания экспорта в Россию ограничены. Во-первых, поскольку вытеснение белорусских, украинских производителей является для россиян чуть не единственным шансом высвободить на насыщенном рынке ниши для своих предприятий. Во-вторых, Россия обогнала нас в темпах модернизации своих производств и, в ряде случаев, конкурентоспособность нашей продукции на российском рынке падает. К тому же финансовая поддержка производителя в России несоизмерима с нашей. И, в-третьих, в существующей номенклатуре выпускаемой продукции российский рынок насыщен, значительное увеличение продаж маловероятно. Необходима государственная поддержка создания, на основе частно-государственного партнерства с местным торговым капиталом, товаропроводящих и сервисно-сбытовых сетей вне СНГ. Желательно участие в создаваемых предприятиях белорусского торгового капитала, поскольку опыта и кадров для такой работы на промышленных предприятиях недостаточно.
За чей счет?
Состояние денежного рынка в стране не показывает возможность снижения в ближайшей перспективе ставок по кредитам. Существующие ставки и отсутствие, в условиях имеющейся неопределенности, длинных кредитов практически исключают кредиты белорусских банков как источник инвестиций. Для справки: в США доля кредитов в инвестициях – 70%, в Японии – 90%. Возможно привлечение кредитов западных банков в проекты с участием иностранных партнеров под их гарантии, но таких проектов у нас пока очень мало.
Поскольку мировой экономический кризис в ближайшие 2-3 года будет продолжаться, значительного притока прямых иностранных инвестиций в республику не ожидается. Пока инвестиций в реальный сектор во всем мире немного, а наш текущий валютный кризис и немногих имеющихся иностранных инвесторов напугал. В то же время в мире имеет место значительное перенакопление финансового капитала. Необходимы банковское сопровождение и государственная поддержка расширения сферы применения лизинга, факторинга, сделок РЕПО с привлечением в них иностранного финансового капитала. С широким применением, в качестве обеспечения, экспортных контрактов.
Структура промышленности подлежит модернизации. На крупных предприятиях необходим перевод части производственных процессов (в первую очередь – нуждающихся в модернизации) на сетевую структуру. С выносом по аутсорсингу на частные и совместные белорусские предприятия дополнительных объемов производства комплектации и услуг производственного характера.
В существующей структуре быстрое освоение в производстве новой продукции невозможно. На базе частно-государственного партнерства необходимо создание вне больших городов сети небольших специализированных высокотехнологичных предприятий общего профиля, сети инжиниринговых фирм, группы предприятий с сетевой организацией производства. Доминирующим способом освоения производства должен быть заказ разработки РКД в специализированной инжиниринговой фирме с размещением заказов на производство комплектации на предприятиях, оснащенных современным оборудованием. Это резко ускоряет процесс освоения изделий в производстве.
Доход на вложенный государством капитал должен стать основным показателем работы предприятия. В настоящее время государственный капитал, вложенный в промышленные предприятия, используется неэффективно. Практически все госпредприятия имеют лишние, для их уровня производства, численность, площади, оборудование. Необходима методика исчисления капитала. Поэтапно ввести платность использования государственного капитала и для госпредприятий. Предложить неиспользуемое оборудование и площади частным предприятиям и ИП в длинный, на 8-10 лет, лизинг. Возможно – через местные администрации, чтобы дать им возможность зарабатывать. Немедленно снять с госпредприятий, находящихся в г. Минске и областных центрах, требование сохранения численности, поставив главным требованием эффективность производства.
Для ликвидации двусмысленного статуса директора госпредприятия (то ли чиновник, то ли – предприниматель) необходима разработка методической, юридической и организационной базы передачи предприятий в полное хозяйственное ведение. Главное требование – эффективность использования государственного капитала. Ввести конкурсность при заключении контрактов с директорами, включая требование наличия у претендента квалифицированной команды и бизнес-плана на 3-5 лет. Конкурсы должны быть открытые. В том числе для иностранных управляющих компаний. Невыполнение бизнес-плана должно быть достаточным основанием для расторжения контракта. Но одновременно директору должно быть предоставлено право самостоятельно определять штаты, самостоятельно продавать, сдавать в аренду, обменивать временно неиспользуемые оборудование и площади при условии реинвестирования выручки.
Шаг за шагом
Преобразования таких масштабов не могут идти одномоментно. Но ничто не мешает проводить их постепенно. Например, выделить первоначально группу предприятий и отработать на ней отдельные нюансы. Ведь и приватизация альтернативой быть не может: не существует в мире столько инвесторов, готовых купить все наши госпредприятия. Исследования на примере России, Бразилии, Китая, ЮАР, Индии показали, что для инвесторов не так важны налоговые льготы и преференции, сколько наличие сбыта и промышленной инфраструктуры. А сегодня перспектив сбыта для мелкого производственного бизнеса в стране нет. Соответственно, он и не получает должного развития.
Не стоит уповать и на приход крупного российского капитала (крупный западный – и не собирается, да ему у нас особенно и нечего предложить): слушания в российской Госдуме по промышленной политике показали, что он склонен уводить денежные потоки в оффшоры, вывозить капитал. Нелишне вспомнить и опыт Китая: начиная с 2000 г. Китай массой скупал в Европе станки б/у не старше 7 лет. На базе их конструкций создали свое станкостроение с использованием узлов европейского и японского производства. И сегодня техническое оснащение многих китайских предприятий сопоставимо с европейскими. Соответственно, на рынке комплектации их конкурентоспособность очень велика. Правда, инженеров в Китае по-прежнему недостаточно.
Да, негативные социальные последствия реализации такой программы будут иметь место. Вероятна безработица. Ее размеры будут зависеть от темпов реформирования и темпов создания рабочих мест. Но есть шансы не допустить ее застойного характера. А если в существующих трендах потеряем промышленность – безработица примет застойный характер лет на десять. Надо рисковать.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года!