Белорусы вынуждены "купляць беларускае"
17.08.2011 14:51
—
Новости Экономики
Белорусы вынуждены "купляць беларускае"
Белорусские интернет-магазины, и они в этом не одиноки, продают товары, закладывая в цену курс 8000 рублей за доллар. Падение рубля на теневых сегментах валютного рынка приводит к тому, что покупательная способность населения стремительно снижается. Люди в таких условиях поменяли свои предпочтения: они стали искать товар не наиболее качественный, а наиболее доступный по цене.
В первом квартале 2011 года, когда страна пожинала плоды предвыборного повышения зарплат, доля импортных товаров в общем объеме продаж была куда выше, чем сейчас. Оно и понятно: люди в начале года хотели конвертировать возросшие зарплаты в более качественный товар и находили его, как правило, у импортного производителя.
Ситуация коренным образом изменилась во втором квартале. Образовавшаяся множественность курсов белорусского рубля и последовавшая девальвация привели к тому, что импорт стал резко дорожать. Как результат – потребление продукции иностранного производства стало сокращаться, и этот процесс затронул практически все товарные группы, где импорт занимал более-менее серьезные позиции.
Доля импортных товаров в общем объеме продаж
Источник: Белстат
Снижение доходов населения в долларовом выражении привело к тому, что сейчас потребители покупают заметно меньше импортных товаров, чем раньше.
Коммерческий директор ООО "ВестерБелторг" (супермаркеты "Вестер") Евгения Лепская подтверждает, что потребление импортных товаров снизилось: "Доходы населения остались на прежнем уровне, а цены выросли. Естественно, что люди будут переходить на более дешевые товары. Белорусские товары к числу таких и относятся". В сложившейся ситуации розница стала корректировать ассортиментную политику, "речь идет об уменьшении количества импортных товаров на полках магазинов", — говорит Лепская.
Начальник управления розничной торговли ИП "БелВиллесден" (ТМ "ГИППО") Павел Алейников также констатирует, что потребительское поведение за последние месяцы изменилось. "Предпочтения сместились в сторону более дешевого товара. Большое значение сейчас играют акции: товар, который предлагается по акционной цене, продается гораздо быстрее. Это всегда было так, но сегодня это еще более ощутимо", — подчеркивает Павел Алейников.
В стоимость импортного товара поставщики сегодня закладывают курс от шести до девяти тысяч рублей за доллар, и он влияет на оборачиваемость продукции. "Товар, в стоимость которого заложен курс 6000 рублей за доллар, реализуется быстрее. Но такого товара сейчас мало", — признает специалист.
Однако, как отмечает Евгения Лепская, если товар конечному потребителю жизненно необходим, то покупают продукцию даже по высоким ценам: "Если без этого товара покупатель ну никак не может прожить, то какой бы курс заложен в цену товара ни был, такой товар все равно купят. Другое дело, когда импортный товар можно заменить на более дешевый белорусский, - естественно, покупатель остановится на втором варианте".
Последние данные об инфляции, которые Белстат обнародовал 16 августа, объясняют, почему белорусы все меньше покупают импортных товаров и все больше — дешевых белорусских товаров.
Растительное масло, которое в Беларуси в основном импортное, только за июль подорожало на 21,7%. Доля импортных круп в продажах уменьшается также неслучайно: с начало года стоимость круп выросла на 83,2%. Макаронные изделия за этот же период подорожали, согласно усредненным официальным данным, на 60,5%.
Ситуация с непродовольственными товарами выглядит похожим образом. За первые семь месяцев 2011 года цены на моющие средства выросли в 2,2 раза. Естественно, что при таком росте цен потребитель стал искать более дешевые товары, и это привело к снижению реализации импортных моющих средств.
Падение доли импорта в продажах строительных товаров тоже объяснимо – за январь-июль цены на эту продукцию поднялись в 1,7 раза, и белорусы, зарплаты которых заметно отстают в росте, были вынуждены выбирать более дешевые отечественные аналоги.
Что будет с потребительским спросом в оставшиеся четыре месяца этого года, будет зависеть от складывающейся экономической ситуации. "Если будет хуже – люди станут покупать еще более дешевый товар", — полагает Евгения Лепская.
Хотелось бы, конечно, верить, что будет лучше. Однако ситуация на валютном рынке в первой половине августа заставляет готовиться к худшему.
В первом квартале 2011 года, когда страна пожинала плоды предвыборного повышения зарплат, доля импортных товаров в общем объеме продаж была куда выше, чем сейчас. Оно и понятно: люди в начале года хотели конвертировать возросшие зарплаты в более качественный товар и находили его, как правило, у импортного производителя.
Ситуация коренным образом изменилась во втором квартале. Образовавшаяся множественность курсов белорусского рубля и последовавшая девальвация привели к тому, что импорт стал резко дорожать. Как результат – потребление продукции иностранного производства стало сокращаться, и этот процесс затронул практически все товарные группы, где импорт занимал более-менее серьезные позиции.
Доля импортных товаров в общем объеме продаж
Источник: Белстат
Снижение доходов населения в долларовом выражении привело к тому, что сейчас потребители покупают заметно меньше импортных товаров, чем раньше.
Коммерческий директор ООО "ВестерБелторг" (супермаркеты "Вестер") Евгения Лепская подтверждает, что потребление импортных товаров снизилось: "Доходы населения остались на прежнем уровне, а цены выросли. Естественно, что люди будут переходить на более дешевые товары. Белорусские товары к числу таких и относятся". В сложившейся ситуации розница стала корректировать ассортиментную политику, "речь идет об уменьшении количества импортных товаров на полках магазинов", — говорит Лепская.
Начальник управления розничной торговли ИП "БелВиллесден" (ТМ "ГИППО") Павел Алейников также констатирует, что потребительское поведение за последние месяцы изменилось. "Предпочтения сместились в сторону более дешевого товара. Большое значение сейчас играют акции: товар, который предлагается по акционной цене, продается гораздо быстрее. Это всегда было так, но сегодня это еще более ощутимо", — подчеркивает Павел Алейников.
В стоимость импортного товара поставщики сегодня закладывают курс от шести до девяти тысяч рублей за доллар, и он влияет на оборачиваемость продукции. "Товар, в стоимость которого заложен курс 6000 рублей за доллар, реализуется быстрее. Но такого товара сейчас мало", — признает специалист.
Однако, как отмечает Евгения Лепская, если товар конечному потребителю жизненно необходим, то покупают продукцию даже по высоким ценам: "Если без этого товара покупатель ну никак не может прожить, то какой бы курс заложен в цену товара ни был, такой товар все равно купят. Другое дело, когда импортный товар можно заменить на более дешевый белорусский, - естественно, покупатель остановится на втором варианте".
Последние данные об инфляции, которые Белстат обнародовал 16 августа, объясняют, почему белорусы все меньше покупают импортных товаров и все больше — дешевых белорусских товаров.
Растительное масло, которое в Беларуси в основном импортное, только за июль подорожало на 21,7%. Доля импортных круп в продажах уменьшается также неслучайно: с начало года стоимость круп выросла на 83,2%. Макаронные изделия за этот же период подорожали, согласно усредненным официальным данным, на 60,5%.
Ситуация с непродовольственными товарами выглядит похожим образом. За первые семь месяцев 2011 года цены на моющие средства выросли в 2,2 раза. Естественно, что при таком росте цен потребитель стал искать более дешевые товары, и это привело к снижению реализации импортных моющих средств.
Падение доли импорта в продажах строительных товаров тоже объяснимо – за январь-июль цены на эту продукцию поднялись в 1,7 раза, и белорусы, зарплаты которых заметно отстают в росте, были вынуждены выбирать более дешевые отечественные аналоги.
Что будет с потребительским спросом в оставшиеся четыре месяца этого года, будет зависеть от складывающейся экономической ситуации. "Если будет хуже – люди станут покупать еще более дешевый товар", — полагает Евгения Лепская.
Хотелось бы, конечно, верить, что будет лучше. Однако ситуация на валютном рынке в первой половине августа заставляет готовиться к худшему.