Почему Минтранс не продает контрольные пакеты акций своих ОАО?
11.08.2011 15:41
—
Новости Экономики
Почему Минтранс не продает контрольные пакеты акций своих ОАО?
Так, на конкурс 9 сентября выставлены на продажу 38,3% акций ОАО “БобруйскАТЭП” за 1,6 млрд рублей. Инвестор обязан предоставить обществу заем в сумме, эквивалентной 415 тыс. долларов под 1% годовых. 47,3% акций ОАО “Бобруйский грузовой автомобильный парк № 1" можно приобрести за 1,89 млрд рублей. Кроме займа в 391 тыс. долларов покупатель должен обеспечить в течение 2 лет ежегодное обновление подвижного состава на 10% и завершить строительство автоучебного комбината. 48,4% акций ОАО “Бобруйсктранс”можно купить за 1,8 млрд рублей (плюс заем 365 тыс. долларов). 42,2% ОАО “Борисовгрузавто-транса” обойдутся в 1,6 млрд рублей (заем 400 тыс. долларов). Доля в размере 46,6% акций “Красносельск-автотранса” стоит почти 4 млрд рублей (заем 830 тыс. долларов).
Начальник отдела по распоряжению государственной собственностью и социальным вопросам Министерства транспорта и коммуникаций Елена Валента полагает, что потенциальным инвесторам предлагается достаточно большой пакет акций. "40-45% акций дают 4 голоса в наблюдательном совете, 5 голосов остается у государства, один голос - у трудового коллектива. То есть представители государства, безусловно, будут считаться с мнением инвестора, им сложно будет принять единоличные решения", - отмечает она. В случае если голоса разделяются поровну, председатель наблюдательного совета имеет решающий голос. Кроме того, инвестор будет заинтересован в приобретении акций трудового коллектива, чем повысит интерес к чековой приватизации граждан Беларуси. Помимо этого инвестору может быть интереснее приобрести госпакет акций в несколько этапов, поскольку это потребует меньших единовременных затрат и даст возможность оптимизировать денежные потоки, полагают в транспортном ведомстве.
Больше всего инвесторов отпугивает целый ряд ограничений, которые существуют в транспортной сфере, в частности, в тарифной политике. "Пассажирские перевозки сегодня дотируются из бюджета, по грузоперевозкам также есть проблемы. Например, хлебозаводы говорят, что они платить больше не могут, потому что цены на их продукцию фиксированные", - рассказывает Елена Валента.
В Минтрансе утверждают, что не уполномочены инициировать повышение тарифов. Сейчас этими вопросами занимаются облисполкомы по согласованию с Министерством экономики. Вместе с тем там признают, что повышение тарифов - "тонкий социальный вопрос". "Общественным транспортом пользуется много льготников - это пенсионеры, студенты и др. Потеря маршрутных сетей - это также проблема для всех регионов", - отмечают в Минтрансе.
Реструктуризировать автопарки путем разделения пассажирских и грузовых парков в Минтрансе считают нецелесообразным. "Ряд региональных автопарков выживают во многом благодаря грузоперевозкам. Чистые пассажирские парки - глубоко убыточные. Разделением мы еще больше ухудшим ситуацию", - говорят в Минтрансе.
Впрочем, в Минтрансе признают, что поступают осторожно по отношению к массовой продаже автопарков целиком, потому что несут ответственность за стабильность их функционирования, в том числе перед трудовым коллективом. "Дело в том, что история знает попытки рейдерского захвата предприятий, - говорят в Минтрансе. – Есть ряд инвесторов, которые хотят купить автопарк и сразу закрыть предприятие, получив компенсацию от государства за землю, где находится автопарк. А это, как правило, привлекательные площадки, с хорошей инфраструктурой".
Елена Валента подчеркивает, что Минтранс не отгораживается от инвесторов. "Если ты добросовестный инвестор, настроен серьезно работать, то мы пойдем навстречу и впоследствии не будем препятствовать покупке всего государственного пакета акций", - говорит она. Впрочем, "в любом случае министерство будет контролировать вопросы сохранения рабочих мест и профиля предприятия". На сегодняшний день министерство готово пойти на изменение предлагаемого пакета акций в случае обращения инвестора, изъявившего желание приобрести весь пакет. Каждый конкретный случай будет рассмотрен отдельно.
Пока же в Минтрансе не наблюдают очереди инвесторов, потому что "транспортные предприятия никогда не были высокорентабельными - 3-5%". "Большой и быстрой отдачи они не принесут", - говорит представитель Минтранса. При этом Елена Валента предлагает не сгущать краски. В подтверждение этих слов она приводит пример покупки частной белорусской компанией небольшого транспортного предприятия "Озтранс", базирующегося недалеко от Минска, в деревне Озерцо. ГК "Динко" заплатила за него в 11 раз больше начальной цены - 4,5 млрд рублей плюс инвестиции в развитие общества в сумме 2,7 млн долларов.