Чем грозит Беларуси вторая волна мирового финансового кризиса?
В мировой экономике назревает вторая волна финансово-экономического кризиса, которая неизбежно затронет и Беларусь. Эксперты прогнозируют падение стоимости суверенных облигаций и рост ставок по кредитным ресурсам. Наибольшим же шоком для нашей страны от спада в развитых экономиках может стать падение спроса на белорусскую продукцию на внешних рынках.
Случившийся на прошлой неделе обвал на мировых фондовых рынках стал следствием решения Standard & Poor's понизить кредитный рейтинг США. Инвесторы оперативно отреагировали и продолжают реагировать на снижение кредитного рейтинга, нагнетая вторую волну кризиса.
«И это будет иметь последствия не только для США, но и для всей мировой экономики, — считает директор официального партнера «Альпари» в Минске Александр Сабодин. — Прежде всего, сейчас под вопросом оказался статус доллара как мировой резервной валюты. Можно ожидать, что спрос на доллар будет падать, и он будет дешеветь относительно основных мировых валют».
По мнению Сабодина, идеальным вариантом в долгосрочной перспективе является создание новой мировой валюты или нескольких региональных валют, которые могли бы стать резервными валютами в мировом масштабе.
«Такие валюты могли бы стать подходящим инструментом для диверсификации рисков и сбалансирования мировой финансовой системы, когда проблема одной страны не влияет на состояние всей мировой экономики. Кстати, отдельную валюту можно создать и в рамках Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана», — отмечает эксперт.
По мнению экономиста Сергея Чалого, рано или поздно на смену доллару придет другая валюта, но пока позиции доллара остаются непоколебимыми несмотря на ситуацию на фондовых рынках.
«Вместо краха доллара мы наблюдаем сценарий, аналогичный тому, что был во время первой волны кризиса в 2008 году — доллар растет. Об этом свидетельствует взвешенный индекс доллара по отношению к валютам основных внешнеторговых партнеров США», — отмечает Сергей Чалый.
Что касается непосредственно влияния подмоченной репутации доллара на ситуацию с курсом в Беларуси, то как таковых последствий не будет, отмечают аналитики. И растущий нынче в Беларуси курс доллара во многом связан с локальными событиями. В частности, с ожиданиями результатов совещания с участием главы государства, которое пройдет в 20-х числах августа и на котором должны быть приняты решения по выходу из валютного кризиса.
«Продавцы, не исключая еще одной девальвации, заняли выжидательную позицию. Но в ситуации снижения предложения спрос остался неизменным, что и подвигло курс к росту», — отмечает Сергей Чалый, добавляя, что справедливый рыночный курс на сегодня достиг отметки 6800 рублей за один доллар.
Более ощутимо, чем изменения курса доллара, на экономику Беларуси окажет влияние иное следствие наступающей второй волны кризиса — рост стоимости заемных ресурсов, считают эксперты.
«Снижение кредитного рейтинга США означает увеличение рисков для инвесторов при инвестировании в экономику этой страны и, в частности, в покупку гособлигаций. В таких случаях для привлечения инвесторов повышаются проценты по привлекаемым займам в качестве платы за риск. Думаю, мы будем наблюдать переоценку рисков во всей мировой экономике, что может привести к росту процентов по кредитам в целом в мире. Вероятность того, что кредиты подорожают, достаточно высока. Не исключено, что получить кредиты станет еще сложнее, а платить по ним надо будет больше. А это касается и Беларуси, как активного заемщика», — считает Александр Сабодин.
Что касается привлечения заемных средств через выпуск суверенных облигаций, то ситуация вряд ли ухудшится. На сегодняшний день доходность по нашим еврооблигациям уже превышает 10%, что делает бессмысленным дальнейшее размещение таких ценных бумаг.
Однако под угрозой удорожания могут оказаться кредиты со стороны МВФ.
«Рост ставок, если и произойдет, то не сразу. Но это в том числе коснется и стоимости кредитов, предоставляемых МВФ», — отметил Александр Сабодин.
Напомним, Беларусь заинтересована получить от международного валютного фонда достаточно крупную сумму — от 3,5 млрд. до 8 млрд. долларов. И рост стоимости кредитов явно не учитывался в планах властей.
Впрочем, от второй волны кризиса Беларусь может получить и некоторые выгоды. В частности, снижение стоимости энергоносителей.
Цены на нефть уже начали плавное падение. Как сообщают информагентства, на Лондонской нефтяной бирже цена барреля смеси Brent упала на 5 долларов и составила почти 99 долларов. На электронных торгах Нью-Йоркской товарной биржи цены барреля техасской легкой нефти снизилась почти на 3 доллара и составила 78,92 доллара.
По данным аналитика «Уралисб Кэпитал» Алексея Кокина, на 15% упала и цена российской нефти Urals, которую закупает Беларусь.
«Стоимость барреля снизилась до 102 долларов. Ожидается, что цена будет двигаться вверх/вниз, но причин паниковать пока нет. На этот год мы прогнозируем, что средняя цена Urals составит 108 долларов за баррель. Серьезных предпосылок к тому, что цена на нефть обвалится, как в 2008 году, пока нет», — заявил эксперт.
Однако возможные выгоды от снижения цен на энергоносители могут быть с лихвой нивелированы снижением спроса на белорусские товары на внешних рынках.
«Если то, что мы наблюдаем на финансовых рынках, перейдет на реальный сектор, это приведет к снижению спроса на внешних рынках на нашу продукцию, и, соответственно, снижению экспортной выручки. Но, возможно, последствия этого будут не такими серьезными, как в 2009 году, так как сегодня растут цены на калийные удобрения, являющиеся одним из главных источников поступления валюты в страну», — полагает Чалый.
Андрей КОЖЕМЯКИН