«Теневой» курс доллара опять пополз вверх
фото: dudligehrig.com
Если неделю назад, как за доллар на теневом наличном рынке просили около 6500 рублей, то сейчас - уже 7000. Безналичный курс доллара на теневом внебиржевом рынке также не стоит на месте.
Последствия информационного вакуума
Импортеры говорят о том, что вслед за котировками на наличном рынке поднялся на теневом рынке безналичный курс доллара. "Сейчас доллар предлагают по 7500-8000 рублей, но чаще всего встречается курс 7700", - сообщил Naviny.by представитель компании-импортера.
В банковских кругах подтверждают, что безналичный курс доллара сегодня находится в названном коридоре. "Все верно: безналичный курс доллара - 7700-8000 рублей за доллар. По сравнению с тем, что было раньше, курс вырос на 500-700 рублей", - констатирует представитель одного из коммерческих банков.
Напомним, что еще неделю назад импортеры могли купить доллары даже по 7000 рублей.
Рост котировок, по мнению банкиров, связан со спекулятивной составляющей. "Опять идет нагнетание ситуации на валютном рынке, объективных макроэкономических предпосылок для роста котировок нет", - отмечают в банках.
Основатель электронного обменника Prokopovi.ch Петр также считает, что в сегодняшнем курсе высока спекулятивная составляющая, которая сложилась в связи с недостатком информации о планах властей на валютном рынке.
"Доля спекулятивной составляющей в курсе на данный момент высока, а информации от достоверных источников о том, какие решения нас вскоре ждут, нет. Поэтому продавцы выжидают, а многие покупатели ждать не могут - им и для бизнеса деньги нужны, и в связи с очередными девальвационными ожиданиями люди пытаются избавиться от лишних рублей", - говорит Петр.
С другой стороны, острого дефицита валюты на внутреннем рынке сегодня не наблюдается: те, кто готов заплатить за инвалюту высокую цену, могут ее купить.
Руководитель группы экспертов в области хозяйственной деятельности Владимир Несмашный говорит, что существуют вполне легальные схемы, которые позволяют импортерам покупать валюту по рыночному курсу.
"Если я должен российской компании за поставленный товар и у меня валюты нет, я нахожу экспортера, у кого она есть. На следующем этапе я заключаю с экспортером договор о переводе долга и компенсирую экспортеру долг белорусскими рублями по тому курсу, по которому мы договоримся. А затем экспортер переводит вместо меня валюту за рубеж. Таким образом, все происходит законно, никакой нелегальности в таких операциях нет", - констатирует Владимир Несмашный.
Естественно, рыночный курс доллара предприятиям приходится закладывать в стоимость товара. По мнению старшего партнера Юридической группы "АргументЪ" Дениса Алейникова, в сегодняшней ситуации, когда нет определенности с курсом белорусского рубля, необходимо оговаривать в договорах возможные курсовые риски.
"Цена на товары, которые не регулируются государством, может формироваться путем пересчета валютных эквивалентов в белорусские рубли на дату оплаты по договорному курсу. В договор нужно всегда закладывать валютный эквивалент цены и указывать, что цена пересчитывается на дату оплаты по договорному курсу. Таким образом, в договоре ставится ориентир цены, а на дату оплаты определяется сама цена", - объясняет Денис Алейников.
Двух миллиардов маловато будет
За последнюю неделю, пока на валютном рынке росли котировки, стало известно, что Беларуси дадут денег для борьбы с валютным кризисом - Сбербанк принял решение выдать кредит нашей стране в размере 2 миллиарда долларов.
Правда, и ведущие белорусские аналитики, и зарубежные указывают на то, что этих денег маловато будет для нормализации ситуации на валютном рынке Беларуси.
"Мы считаем, что двух миллиардов будет недостаточно для нормализации ситуации на валютном рынке, так как велик отложенный спрос на валюту. Скорее всего, Нацбанк сможет начать интервенции после получения средств от приватизационных сделок", - говорит в аналитик одного из ведущих частных банков Беларуси.
По мнению эксперта, для удовлетворения внутреннего спроса Беларуси сегодня необходим кредит не только российского Сбербанка, но и средства от продажи акций Белтрансгаза (2,5 миллиарда долларов).
Аналитик инвестиционной компании "Ренессанс Капитал" Анастасия Головач также считает, что кредита российского Сбербанка не хватит для нормализации ситуации на валютном рынке Беларуси. "Двух миллиардов с учетом отложенного спроса на валюту хватит на относительно короткий срок", - полагает Анастасия Головач.
По оценкам "Ренессанс Капитал", Беларуси в этом году необходимо привлечь около 4 миллиарда долларов для нормализации ситуации на валютном рынке. "Соответственно, помимо кредита Сбербанка потребуются средства и от приватизации", - отмечает Анастасия Головач.
В белорусских банках считают, что величина валютных поступления будет во многом влиять на обменный курс рубля, который сложится к концу года.
"Многое будет зависеть, с одной стороны, от дальнейшей политики властей - насколько они будут придерживаться жесткой монетарной и фискальной политики, а с другой - в какой степени будут реализовываться приватизационные сделки. От выполнения второй задачи будет зависеть приток валюты, а от первой - давление на обменный курс со стороны рублевой массы", - подчеркнул аналитик коммерческого банка.