Берег левый, берег правый... К какому прибиться?

Источник материала:  
09.08.2011 09:59 — Новости Экономики

 На некоторых сайтах появилась занимательная информация: если верить предварительным данным Белстата, то по сравнению с январем—маем 2010 года объем денежных доходов населения увеличился на 34,6% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 17,7%. В результате наши с вами реальные денежные доходы, по Белстату (с учетом такой инфляции), увеличились на 14,4%.

По тем же официальным данным только в мае текущего года по сравнению с апрелем индекс потребительских цен вырос на 13,1%. А за полгода инфляция составила 36,2%.

Несмотря на разные сравниваемые отрезки времени, нестыковка данных видна невооруженным глазом. Помнится, в начале прошлого года наша среднемесячная зарплата оценивалась в 380—400 долларов. Сегодня она с учетом реального курса доллара находится в пределах 250—260 в долларовом эквиваленте и стала ниже, чем в Украине и даже Молдове.


Хоть наша зарплата и выдается в белорусских рублях, нынешний валютный кризис ярко показал, насколько цены  в открытой белорусской экономике связаны с обменными курсами национальной валюты. По сути, уровень инфляции в стране достаточно точно отражает  степень девальвации рубля. А наша официальная статистика остается верной себе и пытается убедить народ, что жить стало лучше и веселее.

А вот еще данные: в мае по сравнению с апрелем произошло снижение реальной зарплаты на 5,7%, но номинальная зарплата в мае увеличилась на 5,5%. В июне по сравнению с маем реальная зарплата снизилась на 0,5%.

Инфляция в Беларуси в первом полугодии превысила среднюю по СНГ в 5,7 раза (36,2% против 6,4%). За нами с большим отрывом в меньшую сторону следуют Киргизия (7,2%) и Таджикистан (7,1%). В Украине за полгода инфляция составила 5,9%, Казахстане — 5,1%, в России и Молдове — по 5%.

По прогнозам некоторых аналитиков к концу года инфляция может взять планку в 100%. Во всяком случае инфляция уже преодолела 100-ный рубеж по цементу, мясу, сахару, медикаментам. По сравнению с июнем прошлого года предметы домашнего обихода, бытовая техника, текущее содержание жилья в Беларуси подорожали на 55,1%, тогда как в России — на 5,1%. Алкоголь, табачные изделия стали дороже на 34,6% (в Украине — на 20%, России — на 9,1%). Цены на транспортные услуги у нас выросли на 68,2% (в Украине — на 19,6%, Казахстане — на 10%), отдых и культурные мероприятия подорожали на 57%. Образование в Беларуси стало дороже на 34,2% (в Украине — на 10,4%).

Удивительные цифры, не правда ли? Но всему есть объяснение. В первой половине года темпы прироста банковских кредитов составили 32%. Интенсивность денежной эмиссии не только не ослабла по сравнению с прошлым годом, а увеличилась. В январе—мае наличные деньги в обороте возросли на 30,1% (до 5,8 трлн рублей), вся денежная рублевая масса — на 20,9% (до рекордных 31,9 трлн рублей) на 1 июня. Как видим, жесткой денежно-кредитной политики, к проведению которой призывает МВФ, нет и в помине. Однако надо посочувствовать новому главе Нацбанка, которой придется решать две противоречивые задачи: сдерживать рост рублевой денежной массы, ужесточая монетарную политику во избежание новой обвальной девальвации, и обеспечивать ненасытные потребности экономики в рублевых ресурсах.

Тем не менее в банкоматах периодически возникают перебои с наличностью. Нацбанк заявляет, что удовлетворяет все заявки коммерческих банков на покупку наличности для подкрепления банкоматов. Причины перебоев — чисто технические. Связанные в том числе с недостатком в обращении крупных банкнот. Нацбанк обновляет купюрный ряд, выпуская в обращение модифицированные банкноты номиналом в 20 тысяч, 5 тысяч, 1 тысячу рублей. Это хорошо заметно по ныряющей металлической полосе. Теперь уж точно фальшивомонетчики не станут подделывать наши банкноты достоинством в 1 и 5 тысяч рублей. Денежная линейка белорусских рублей насчитывает 11 номиналов. Это банкноты достоинством 10, 20, 50 и т.д. рублей. Самый крупный номинал в 100 тысяч рублей соответствует лишь 20 долларам по официальному курсу. Понятно, что требуется давно выводить из обращения мелкие купюры, которые являются не чем иным, как денежным мусором и производство которых убыточно, и вводить новую банкноту с более крупной нарицательной стоимостью. От наших триллионных чисел будут скоро давать сбои не только банкоматы, но и компьютеры. Но Нацбанку, видимо, все  недосуг. Легче повысить защитные характеристики 100-рублевой бумажки.

Нет худа без добра. Резкая девальвация белорусского рубля улучшила экспортные показатели страны. За первое полугодие валютные поступления от экспорта товаров достигли 18,26 млрд долларов, или увеличились на 71,9%, от экспорта услуг — 2,25 млрд (рост на 14%), платежи по импорту товаров составили 19,55 млрд долларов (рост на 47,4%), по импорту услуг — 1,29 млрд и увеличились на 22,4%. Экспорту также благоприятствовал рост мировых цен на нефтепродукты и калийные удобрения. Однако положительное сальдо внешней торговли за май сменилось отрицательным за июнь (минус 607 млн долларов). В целом же за январь—май сформировалось отрицательное сальдо внешней торговли товарами в размере 3,9 млрд долларов, за аналогичный период прошлого года оно составляло 2,7 млрд долларов. Уровень дефицита внешней торговли за пять месяцев составил 11,8% ВВП при допустимом значении 5%.

Полученный из Антикризисного фонда ЕврАзЭС первый транш кредита в 800 млн долларов, как и ожидалось, не поправил ситуацию с золотовалютными резервами Беларуси. На 1 июля они составили 4,15 млрд долларов, уменьшившись с начала года на 17,5%. Чтобы перейти к свободной продаже валюты, когда Нацбанк будет выступать и в роли ее продавца, совершая необходимые интервенции на бирже, по расчетам властей валютные резервы следует увеличить на 2,5—3 млрд долларов. МВФ в этом году скорее всего кредитовать Беларусь не будет, поскольку оценивает антикризисные меры властей негативно. Кредитованию препятствуют и известные политические причины. Второй транш Антикризисного фонда пока под вопросом. Единственным источником нарастить валютные резервы остается приватизация. Но переговоры о продаже второй половины “Белтрансгаза” (2,5 млрд дол.) отложены на осень. По второму крупному активу — мобильному оператору МТС белорусская и российская стороны никак не сойдутся в цене. Нет подвижек и по продажам других крупных белорусских активов. Следовательно, свободной реализации валюты на наличном и безналичном рынках до конца года не предвидится.

Тем временем за один “зеленый” валютчики заламывают уже 6700 рублей, предприниматели готовы покупать доллар по 7500 и более рублей. Пока денежные власти стоят с официальными курсами рубля насмерть (на 5.08.2011 доллар — 4969 рублей, евро — 7096 рублей и российский рубль — 179 белорусских рублей) и продолжают распределять валюту, девальвационные ожидания усиливаются. Все это напоминает события марта месяца. Чем они закончились — хорошо известно.  На вторую половину августа властями намечено серьезное совещание по валютным вопросам. Что там придумают, сказать трудно. В принципе, надо прибиваться к какому-либо берегу. Либо, что называется завтра, перейти к свободному равновесному валютному курсу белорусского  рубля и свободной продаже валюты, либо к полному административному контролю за валютным распределением. В том числе — для населения. На что намекнула новый глава Нацбанка.

профессор Борис ЖЕЛИБА

←Беларусь отметилась в рейтинге The Banker

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика